В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Ровенский: `РБК сконцентрировался на отраслевом принципе` Назад
Юрий Ровенский: `РБК сконцентрировался на отраслевом принципе`
Генеральный директор РБК Юрий Ровенский в эфире радиостанции Эхо Москвы.

- Ну что же, очередная новость ожидает нас, связанная с РБК, который когда-то был очень не большим, прямо сказать, порталом, агентством фактически маленьким... Это было лет 15 назад

- Да, именно 15 лет, в следующем году мы отмечаем. В 93-м году была организована компания, это, действительно, была очень маленькая, небольшая. Кстати, в 95 году только был первый опыт российских агентств информационных выхода в интернет, так что начиналось с самой зари интернета.

- Да, но сейчас это огромное количество сайтов, печатных изданий, телевидения, всевозможные приложения, связанные со стилем, модой, развлечениями, не только бизнесом и т. д., но и большой, конечно, большой объем информации, связанной именно с бизнесом, который необходим людям, которые занимаются конкретными вещами и конкретными делами. И наконец, 3 сентября новая газета выходит у РБК, одна уже есть, мало вам, что ли? Еще одна выходит в Санкт-Петербурге.

- Я бы не стал пугать читателей, поскольку читатели сегодня, действительно, имеют избыточный выбор печатных изданий. Это, кстати, всегда задается нам, куда же вы лезете еще. Это новая газета по сути или по содержанию. Но по сути, это РБК daily, которая выходит в Питере и выходит в питерском варианте. По сути дела, это будет газета по сохранившейся структуре, на каждой полосе которой представлены отдельные отрасли, будет представлена питерская информация. Т. е. переверстанная газета, будучи отличающейся от московской.

- Она как будет называться?

- Это будет "РБК Дейли - Санкт-Петербург".

- Это вопрос, который все равно возникает неизбежно. На рынке существует определенное количество уважаемых деловых изданий, все знают большие газеты, "КоммерсантЪ", "Ведомости", существует определенное количество журналов, связанных с финансовой и бизнес-информацией. На самом деле, куда еще-то?

- На самом деле, поскольку запуск газеты произошел, он произошел в сентябре месяце, 25 сентября вышел первый номер. Кстати, был первый цветной номер среди российских, поэтому это тоже было некое новаторство. Тем не менее, мы четко понимали о том, что это не просто прихоть, это четкий расчет, давайте не забывать, что РБК - это публичная компания. Мы в ответе не только своими собственными деньгами, как акционеры компании, но и ответственны за интересы сторонних акционеров, которые в компании не работают.

Поэтому, конечно же, это просчет, это анализ и четко найденный сегмент рынка, который, по-нашему, должен был сработать. Сегодня, спустя буквально полгода, мы можем говорить, что он сработал. Достаточно сказать не только о сложившейся аудитории, но и о том тираже, который на сегодняшний день превышает 60 тыс. А если посмотреть последние замеры, то аудитория одного номера превысила уже 85 тыс. Поэтому когда мы говорим о больших деловых газетах, наверное, было бы уже более корректно говорить "РБК Дейли", "КоммерсантЪ", "Ведомости", их теперь три.

- Но аудитории у них отличаются, тем не менее?

- Естественно, отличаются.

- Или это один и тот же некий такой гипотетический бизнесмен, человек в офисе или кто-то еще, который берет несколько газет в руки каждое утро, если у него есть такая физическая возможность, что не факт, и сверяет, что там написано?

- Есть такие люди, хотя таких людей становится все меньше, поскольку, действительно, есть услуги реферирования, есть услуги отбора информации, это, кстати, один из сервисов, который берет на себя агентство. Вы всегда можете зайти на интернет-сайт РБК и получить общую картину. Вам не надо сравнивать события.

С другой стороны, вы захотите, может быть, иногда сравнить анализ этих событий и преподнесение этих событий, это уже, скажем, для изысканных гурманов в информационном поле, а не для людей, требующих оперативную информацию. С точки зрения газеты, посмотрите, ведь, действительно, каждый нашел свою нишу, "КоммерсантЪ" стал более общественно-политическим изданием, то, что принято называть таблоидом, и бизнесу уделять только лишь одну из своих тетрадей. "Ведомости" становятся все более...

- "КоммерсантЪ" не стал все-таки таблоидом, таблоид - это желтая газета.

- Но таблоид с точки зрения не желтой газеты, пусть не обижаются на меня коллеги, а таблоид с точки зрения структурированной информации, где есть спорт, где есть культура, где есть жизнь, где есть политика. И только одна из тетрадей - это бизнес. Это, действительно, очень удобно для гораздо более широкой публики, чем просто людей, занятых бизнесом.

РБК сконцентрировалась на отраслевом принципе. РБК дает, действительно, бизнесовый подход по различным отраслям, не зацикливаясь на макроэкономических вещах и отличаясь постановочной частью проблемы, анализируя те ситуации, которые наиболее остры, наиболее важны для понимания сегодняшнего рынка в целом.

- Вопрос, присланный на наш сайт - чем объяснить прозападные заголовки и тон политических комментариев на сайте РБК или таковы сейчас правила игры?

- Мне трудно судить, поскольку заголовки, которые читаю, наверное, уж точно, если не все статьи, но заголовки точно, в чем у них прозападность, нет, наверное, есть определенная игривость, разбавляющая сухость деловой информации. Иногда какие-то приколы, иногда какие-то, может быть, элементы гротеска, наверное, существуют. Если это принято считать западным стилем, я, наверное, не соглашусь с радиослушателем, скорее, просто это, наверное, определенный элемент чувства юмора.

- Я не знаю, что имеется в виду, честно говоря, я не понимаю, что там такого сильно прозападного в заголовках и, между прочим, политических комментариях РБК...

- Может быть, это какое-то восприятие, даже чем-то навеяло, как называется, поскольку я, пользуясь этим вопросом, скажу, достаточно часто почему-то мы слышим о том, что РБК - западная компания, чуть ли ни вообще принадлежащая западным акционерам, но это ведь неправда, РБК - единственная компания из российских СМИ, которая была и остается публичной компанией, акции которой котируются на нашем рынке.

- Т. е. получается, что поскольку компания публичная, то она должна подчиняться определенным правилам игры и поведения, они какие?

- Это, прежде всего, быть востребованной, прежде всего, работать на увеличение прибыли, развитие компании, ее потенциальный рост и четкая открытая стратегия, как и прозрачная система управления самой компании - это те киты, на которых строится необязательно открытая медийная компания, любая публичная компания, это то, что мы пытаемся делать. Это то, с чем мы пытаемся работать. И здесь очень важно, поскольку чем лучше мы работаем, чем качественнее наша информация, чем она оперативнее новостными блоками и т. д., тем мы востребованней, тем больше нас смотрят, тем больше нас читают, тем больше мы размещаем рекламы, соответственно, больше зарабатываем. Т. е. схема потрясающе прозрачна.

И кстати, возвращаясь к тому, с чего вы начали, какими должны быть медиахолдинги, на мой взгляд, такая гарантия независимости, о чем мы часто говорим, гарантия успешности заключаются в наличии достаточных средств. И если эти средства, возможно, быть, именно зарабатываться путем выхода на IPO, путем выхода, привлечения таким образом средств, а не использовать некие карманные или некие спонсорские деньги, что не может не сказываться на редакционной политике, то, наверное, с точки зрения финансовой структуры холдинга медийного, наверное, это та модель, которая на сегодняшний день наиболее прозрачна.

- Эта модель, на самом деле, не так очевидна, потому что мы знаем массу примеров вокруг нас с медиахолдингами, когда, в общем, уважаемые в прошлом бренды превращаются в эти самые желтые бульварные таблоиды, я не буду сейчас называть именно потому, что такова логика зарабатывания средств. Т. е. раз нужно зарабатывать деньги, значит, появляется огромное количество рекламы, используются какие-то, скажем, сомнительные источники информации и способы написания текстов и т. д.

- А я вам хочу сказать, что именно спрос такое предложение и рождает, и здесь все абсолютно банально. Поскольку если мы говорим о подобных изданиях, то и уровень рекламы, и цена рекламы на таких страницах или на таких телевизионных экранах, она соответствует.

- Это плата за массовость.

- Это плата за массовость. Т. е. либо вы работаете на норме прибыли, либо вы работаете на массе. Мы выбрали для себя, действительно, тот достаточно эксклюзивный дорогой сегмент аудитории, который позволяет нам иметь высокие цены на рекламу, который позволяет нам зарабатывать очень приличные деньги от рекламы. Например, достаточно сказать, что по прошлому году только на Интернет-рекламе мы заработали порядка 50 млн долларов.

- Это много или мало в общих количествах?

- Если общая выручка составила порядка 130 тыс., то вы можете понимать, что только, еще раз говорю, это только Интернет-реклама, потому что было и телевидение, которое в прошлом году вышло на окупаемость, и уже заработало порядка 35 млн долларов. Это не означает, что мы пошли в желтизну, поскольку это проще на сегодняшний день, мы, действительно, формировали свою собственную аудиторию, начиная с 93 года, когда начинали и когда запускали телевидение, мы тоже формировали новый слой зрителей и новый слой рекламодателей, потому что перераспределение рекламной выручки не произошло.

Те, кто рекламировали "Кока-колу" на центральных каналах, они там и остались, и их у нас нет. Появились новые, появилась, если хотите, новая культура преподнесения бизнеса. И тогда, когда мы все на протяжении долгого времени заклинающе говорили об информационной прозрачности бизнеса, мы, наконец-таки, получили инструменты для реализации этого. И давайте ведь тоже признаемся себе, что Россия на том взлете экономического роста, который мы наблюдаем в последние годы, не может похвастаться однообразным деловым сообществом. Оно стало достаточно разным. Оно стало представителями малого бизнеса, крупного бизнеса, хотите, олигархи, даже различия по географическому проживанию.

У интересов этих сегментов того, чего раньше мы называли одним словом, деловая аудитория, должны быть свои собственные источники для информации. Вот что и происходит. Появляется новая ниша, появляется новый ресурс даже в рамках одного холдинга РБК. Телевидение - удел более высокопоставленных, в том числе, чиновников, бизнесменов, владельцев бизнеса, это удобный формат, который им привычен. Интернет - это, конечно же, оперативные менеджеры, которые сидят возле компьютеров, это брокеры, это финансовые все аналитики, привыкшие к этому инструменту. С точки зрения газеты, печатных наших продуктов, это портрет аудитории, более старшего, более состоятельного человека, привыкшего к такому формату.

- Держать бумагу в руках

- Вы знаете, это, действительно, иногда приятнее. Удобнее. А потом, ведь в 21 веке мне, например, и, я думаю, для многих активных потребителей информации совершенно не важно, в каком виде или через какой канал доставки этой информации ко мне попадает. Если я лечу в самолете и мне удобнее взять газету, я ее возьму. Если я нахожусь в офисе, я, конечно, воспользуюсь интернетом, потому что это более оперативно и дает мне апгрейд в течение дня. Но если я еду на дачу, я, наверное, с удовольствием возьму журнал, который дает мне не просто новость, а который дает аналитику, дает прогнозы, понимаете?

- Да, но вернемся, тем не менее, к вопросу о структуре холдинга. Все равно ведь какой-то элемент развлекательности, он все равно присутствует, это неизбежно. Я не знаю, хорошо это или плохо, но какая-то доля такой желтизны, она должна быть, и она видна также в структуре средств холдинга РБК.

- Если хотите, то определенную долю желтизны в свое время выполняла газета "Утро", которая тоже принадлежит к нам, хотя это, конечно, не совсем желтизна, но мы исходили из того, что информацию и загруз человека информацией надо все-таки ограничивать.

- Дозировать

- Да, и дозировать, потому что даже деловой человек - это не только сводки, это не только квоты, это не только показатели биржевые. Это, в конечном итоге, еще и планирование уик-энда, это задумывание о том, где повысить образование или куда отправить учиться детей.

- Я думала, это более эффективное средство зарабатывания денег для холдинга.

- Естественно, мы не делаем прибыльных проектов, потому что мы являемся частной, с точки зрения капитала, кампанией.

- Наш слушатель просит прокомментировать ваши отношения в "Ведомостями". Я скажу тем, кто не в курсе: была спорная ситуация, конфликтная, между газетой "Ведомости" и РБК, которая завершилась выяснением отношений в суде, да?

- На самом деле, я удивлен, что еще кто-то об этом помнит, хотя нам по долгу службы этим заниматься приходится до сих пор. Действительно, был иск "Ведомостей", был иск РБК, мы хотели и призывали к тому, что поднятый вопрос, инициированный "Ведомостями" вопрос авторских прав, действительно, является принципиально важным для СМИ, и не только по отношению к интернету, но по отношению к региональным распространителям информации. Он поднимает огромный пласт проблем. Прецедентов не было, прецедентов нет на сегодняшний день. Абсурдность, может быть, вся пиар-подоплеки состояла тогда в том, что требовались непомерно высокие суммы компенсаций. И "Ведомости", предъявляя претензии, постоянно требовали привлечь к ответу именно РБК "Информационные системы", как компанию публичную, акции которой котируются на рынке.

- То есть вы соглашались с претензией, но не соглашались с суммой?

- Мы не соглашались с претензией, мы готовы были ее обсуждать и готовы были создать, наконец-таки, судебный прецедент в России, поскольку его до этого момента не было. Нас удивляла, действительно, такая открытая и нескрываемая, что называется, попытка привлечь публичную компанию, говорить, что - а мы хотим привязать это к прибыли компании, т. е. то, что это носило определенный такой пиар-ход, тем не менее, чтобы не вдаваться в подробности, если кому-то интересно, готов рассказать детали.

- Не будем сейчас в детали.

- Вопрос не решен. Существует несколько инстанций суда.

- А разве "Ведомости" не выиграли эту историю?

- Существует решение, существует антирешение, и процесс на сегодняшний день продолжается в суде. Поэтому окончательная точка не поставлена в этом споре, так скажем. Жалко, что этот спор проходит именно с разных сторон баррикады, а не для того, чтобы выработать некий прецедент в российском медиа бизнесе.

- Может, еще можно сесть и договориться?

- Мы всегда к этому готовы.

- Вернемся к обсуждению РБК как медиахолдинга. Сколько сейчас народу работает во всем этом огромном количестве компаний, сколько компаний всего?

- Достаточно большое количество, я тоже вам сейчас не назову все, поскольку существуют основные, это РБК "Информационные системы", которые являются держателем акций своих "дочек", это и ЗАО "Росбизнесконсалтинг", непосредственно информационное агентство, это телевидение РБК-ТВ, это издательский дом, это РБК-Реклама, которая является агентством...А с точки зрения людей, то сегодня мы приближаемся к 2,5 тыс., и наверное, не подберу эпитет, к сожалению или к радости, это не предел, поскольку в ближайших планах даже этого года запуски нескольких новых проектов. Мы сегодня начали с вами о питерском развитии, до конца этого года мы выпускаем еще одно печатное издание. Сейчас активно работаем над его пилотом.

- Деловое или развлекательное?

- Давайте дождемся, пусть это будет сюрпризом. Хотя мы говорили о том, что не деловой интернет и возможность не деловых печатных изданий мы для себя рассматриваем, хотя вся практика нашего развития от интернета идти к печати, а не наоборот. Т. е. мы создаем аудиторию до того, как мы берем на себя затраты по распространению, печати и т. д. Посмотрите, что было...

- Стандартный путь противоположный?

- На сегодняшний день оправдан, и мы продемонстрировали и газетам, и журналам, по сути дела, перезапуск газеты РБК Дейли, когда она несколько лет существовала в интернете и сформировала свою аудиторию, 60-70-тысячное, обращение ежедневное к ней в сети, потом мы предоставили ее в газетном формате.

- Обычно, не обычно, а сейчас такой тренд, бумажные издания переходят в интернет, самый такой радикальный предмет - это "Уолл-Стрит Джорнал", которая вообще отказывается от бумаги в серьезном виде.

- Не думаю, что все-таки откажется, а тренд понятен.

- Она отказывается от бумаги как основного продукта, т. е. бумага остается в качестве такого элегантного фана в небольшом объеме. А основной ресурс вкладывается все-таки в интернет. И так поступают сейчас многие издания в том или ином виде. У вас получается наоборот.

- Мы не идем против тренда, скажем, ведь тренд, в данном случае, не в том, чтобы перейти от печати в Интернет или наоборот, а тренд в том, чтобы создать такую систему, которая на Западе называется multi-channel delivery, т. е. создать многоканальность доставки информации, то, что мы на протяжении многих лет выстраивали. У нас был интернет, и на сегодняшний день более миллиона человек, которые обращаются в сутки только к деловым ресурсам РБК, это для информационных ресурсов пока абсолютное лидерство в нашей стране.

Мы добавили того, чего нам не хватало. Наши коллеги добавляют им того, чего не хватает им, т. е. идут в интернет. Да, это модно, да, это востребовано, поскольку аудитория интернета переступила эту критическую черту, она стала востребованной. Она стала выгодной с точки зрения экономии затрат, с точки зрения оперативности, в конечном итоге, продажи рекламы, многие начинают учиться это продавать. Мы этому научились просто с самого начала.

- Возвращаясь к масштабам, две с лишним тысячи народу, работающих в холдинге, несколько десятков названий изданий и всего прочего.

- Можно сказать, что мы приобрели "Салон Пресс", "Luxury", издательский дом, это все, да, действительно...

- Это все да, это компания по-прежнему управляемая, спрашиваю я у генерального директора?

- Безусловно, поскольку с ростом компании идет делегирование полномочий, идет ее четкое структурирование. Конечно же, на уровне крупных подразделений таких, как телевидение, печатные СМИ, существуют свои директора, свои гл. редактора, существует служба продаж. В чем-то они дополняют друг друга, мы очень любим такое слово, как синергия, и пытаемся ее извлекать из всех различных.

- Акции РБК на бирже что делают?

- Акции на бирже котируются. Если ваш намек относительно того, что акции РБК в последнее время продемонстрировали снижение, то вы знаете, здесь есть несколько факторов, они абсолютно не связаны с ухудшением или улучшением позиций РБК внутренними. Прежде всего, достаточно сказать, что летом всегда осуществляется коррекция. И в прошлом году летом мы стоили меньше, чем осенью. С точки зрения рынка как такового, мы видим, что в последние несколько недель идет коррекция рынком целиком.

Еще один фактор, который, безусловно, сыграл на этом показателе, в том, что буквально пару недель тому назад, конкретно 24 мая, мы приняли решение и осуществили вывод из состава РБК нашего подразделения, занимающегося IT, РБК-Софт. Естественно, разделение компаний не могло не произвести коррекцию текущей цены.

- Акции тоже разные?

- Хотя, с точки зрения акционеров, те, кто приобрел акции "Армада", наша новая компания, в совокупности они не потеряли ничего. А с нашими планами на будущее, я думаю, что расти мы будем продолжать и дальше.


Эхо Москвы

http://www.mediaatlas.ru/items/?a=view&id=5211&cat=interview

08.06.2007


Док. 460873
Перв. публик.: 08.06.07
Последн. ред.: 11.07.08
Число обращений: 120

  • Ровенский Юрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``