В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Станислав Говорухин: `Народ способен на великие свершения, только если он верит власти!` Назад
Станислав Говорухин: `Народ способен на великие свершения, только если он верит власти!`
вопрос: Станислав Сергеевич, вот вы, не в пример многим творческим людям, которые сейчас вмешиваются в политику, давно уже имеете к ней прямое отношение. Не сказались ли 12 лет парламентской работы на вашем творчестве? Ведь вы могли снять гораздо больше фильмов...

-ответ: Если бы не было в парламенте, скажем, ученых, то кто бы защищал интересы науки? Каким бы образом возникло строительство наукограда в Дубне? Кто, Жириновский бы с такой идеей выступил, юристы, экономисты? Мы должны защищать свои отрасли. Моя отрасль - культура, искусство и кинематограф. Если бы таких, как я, не было, то и кино бы не было. В Госдуме у меня свои достижения. Например, мы приняли очень важный закон о государственной поддержке кинематографа. Освободили кино от НДС. Это был очень большой налог - 20%. Кино сегодня на 95% финансируется государством и разными государственными учреждениями. А снимаем мы больше, чем при советской власти. Самое главное, что после принятия этого закона киноиндустрия стала расти просто сумасшедшими темпами - как на дрожжах. У нас сегодня самая мощная киноиндустрия в Европе. Я сейчас не говорю о самом кино. Кино оставляет желать лучшего. Пока наше кино - это обезьянничание перед американским.

А за годы, пока я в парламенте, я снял фильм "Ворошиловский стрелок", документальный фильм "Великая криминальная революция", "Благословите женщину", "Не хлебом единым", "Артистку" и сейчас мы снимаем фильм "Пассажирка".

в: О чем эта картина?

-о: Трудно сказать. Некая романтическая история о русском флоте, о русских моряках, о любви. Звезд там мало. Будущие звезды, надеюсь, будут.

в: Когда вы планируете закончить фильм?

-о: Сейчас вот с деньгами маленькая проблема. Деньги кончились - денег больше нет. Все мы вбухали в морскую киноэкcпедицию в Атлантическом океане. Там снимали эпизоды для "Пассажирки" на парусном судне "Крузенштерн".

в: Вы на "Пассажирке" собираетесь остановиться в съемке фильмов или у вас есть еще какие-то задумки?

-о: Это будет зависеть от здоровья, от состояния мозгов.

в: Но вот, например, Эльдар Рязанов недавно официально заявил, что уходит из кинематографа.

-о: Ну, во-первых, он старше меня. А во-вторых, никуда он не уйдет. Хочешь, поспорим?

в: Я боюсь с вами спорить!

-о: Правильно делаешь: из двух спорящих один - дурак, а другой - подлец. Из кинематографа никто не уходит. Это очень интересная работа. Без работы нельзя, особенно мужчинам.

в: На ваш взгляд, фильмы "Благословите женщину" и "Не хлебом единым" имели больший успех в прокате по сравнению с вашим последним фильмом "Артистка"?

-о: В прокате они никакого успеха не имели. Никто не ходил. Для того чтобы иметь успех, нужна реклама. "Ворошиловский стрелок", например, в кинотеатрах вообще никто не видел. А по телевидению этот фильм показывали сто раз. Но всех забьет "Артистка"! Ее покажут тысячу раз!

в: То есть вы хотите сказать, что вам политика не мешает заниматься творчеством?

-о: Мешает. Конечно, я бы снял гораздо больше. И как автор сценария больше бы сделал, и как продюсер картин... (Тут из приемной Говорухина слышится шум от работы кофемолки.) Алле, мальчик, закрой дверь! (Обращается он к молодой девушке.) Это мальчик. Я ее так зову.

в: Она не обижается?

-о: Нет. Она даже мне говорит: "Я пришел!" Юбку ни разу не носила. Один раз мы заставили ее надеть. Так она пришла в юбке и в огромных солдатских сапогах. Еще хуже стала! А очаровательная девчонка, видишь?

Наше кино: два пути
в: Станислав Сергеевич, а что вам понравилось из последних российских фильмов?

-о: Из тех, которые я считаю полезными, настоящими произведениями искусства, можно было бы назвать "Остров" Павла Лунгина или последнюю картину Михалкова "12". Замечательная картина. Но в целом наше кино - это такое глупое подражание американскому кино! Но и в этом направлении у нас уже есть сдвиги. Мы стали делать какую-то лабуду не хуже американской. Ну, скажем, "Код Апокалипсиса". Пожалуйста, чем этот фильм по уровню хуже американского кино? Лабуда, но не хуже. Мы давно уже научились делать свое "мыло" не хуже всяких мексиканских сериалов. Кто сейчас будет смотреть "телемыло" мексиканское, если есть свое? Все равно какие-то успехи есть. А самое главное - мы стали снимать много. Ведь существует закон о переходе количества в качество.

в: Каким вы видите будущее нашего кинематографа?

-о: Мне оно иногда кажется печальным, но думаю, что все обойдется. Ведь кинематограф может пойти двумя путями. Или будет удовлетворять интересы потребителей-тинейджеров, которым по возрасту еще рано что-либо понимать, да и просто дебилов, которые жрут попкорн во время фильма, посылают эсэмэски, выходят за пивом. Им нужно, чтобы что-то двигалось на экране и все. Они будут глупеть с каждым днем, и кино должно глупеть, как глупеет день ото дня американское кино. Ведь в 70-х годах это было кино - глаз не оторвать. Наше кино сейчас идет таким же путем. Часть идет коммерческим путем - всякие там "Гамбиты-Дозоры", "Бумеры-шмумеры". А другая часть работает для фестивалей. Хотя большинство этих фестивальных фильмов, расхваленных критиками, через год-два забываются. Люди забывают даже названия. Чего раньше не было. Скажем, в 1957 году вышел фильм "Летят журавли", получили Гран-при - "Золотую пальмовую ветвь" в Канне, и сегодня это великая картина. А сейчас поддерживается искусство не животворящее, не дающее жизненные силы человеку, а, наоборот, отнимающее их, будящее низменные чувства, отупляющее. Поэтому появилось так много молодых людей, с маузером в руке и бутылкой пива в голове, перефразируя Маяковского. Они даже не подозревают о том, что существуют какие-то духовные радости и живут на уровне тупого биологического прозябания.

в: А какой же второй путь?

-о: Наше кино может пойти и по сложному пути. Сложность его будет заключаться в чем? Это уже государственная задача: парламента, президента - не потерять новое поколение, учить их на настоящем искусстве, хороших фильмах, делать детское кино.

Дети своей страны
в: По-вашему, сейчас мы теряем молодое поколение?

-о: Да. Ведь что воспитывает ребенка? Семья, школа, улица, книги, искусство и телевидение. Семья ослабла. Отец говорит ребенку: "Учись, сынок!" Он говорит: "А на хрен мне учиться, вон вы с матерью по два диплома получили и нищие!" Книги дети перестали читать. А ведь интернет не дает таких знаний. Интернет дает информацию, а книга воспитывает чувства. Человек, которому не привили в детстве любовь к чтению, он ущербный человек. Он недоразвитый человек, если в его воспитании не участвовали великие духовные педагоги, которые воспитали сотни поколений до нас. А телевидение чему может научить? Недаром мне на всех встречах кричат: "Остановите это безумие! Когда телевидение перестанет калечить души наших детей?"

в: А детские фильмы сейчас у нас снимают?

-о: Детских фильмов у нас сейчас нет. Я принимал участие в создании детского фильма "Радости и печали Маленького Лорда". Потратил три месяца, потрясающая получилась картина. Никто не видел! Кинотеатры не показывают детское кино, потому что билет должен быть дешевым. Его не показывает телевидение, потому что во время детского фильма нельзя давать рекламу. Дети! Россия станет такой, какими вырастут ее дети. Нужен закон, по которому кинотеатры и телевидение будут просто обязаны показывать детские фильмы. И еще нужен закон о квоте: на экранах половина фильмов должна быть российского производства, половина зарубежного. Детских американских мультфильмов сейчас очень много выходит. Мы рождаем патриотов Америки, грубо говоря. Я снимал фильм "Пассажирка". У меня выстроились офицеры на палубе, которые должны были отдать честь при подъеме флага. Старые актеры - Сухоруков, Никоненко - отдали честь нормально. Все молодые пацаны - студенты театральных училищ - отдали честь как американские солдаты. Я так орал!

О бедной интеллигенции
в: Станислав Сергеевич, в своей публикации в нашей газете (ред.: "От себя лично", "Известия" от 15.11.2007) вы сказали о том, что к Путину стоило бы обратиться от настоящей русской интеллигенции - врачей, учителей, библиотекарей, музейных работников. Вы часто с ними общаетесь?

-о: В Госдуме у меня бывают командировки на один-два дня куда-нибудь в Саратов, Киров, Тюмень, Кемерово. Я там встречаюсь с избирателями - они же зрители. Всегда приходит публика, которой я интересен. Это в основном наша интеллигенция - врачи, учителя, музейные работники. Единственное, с чем мы не справились, - хотя вдвое увеличили им зарплату - с зарплатой работников культуры в бюджетной сфере. Пока что они получают меньше, чем все остальные. Средняя зарплата по стране сегодня 13,3 тысячи рублей, а у работников культуры - 7,5 тысячи. Это глупо и непростительно, когда профессор Рязанской консерватории получает меньше, чем водитель грузовика, вывозящего мусор из города! У нас три святые профессии - учитель, врач и защитник Родины. Они сейчас живут хуже всех. Мы говорим о том, чтобы повысить зарплату работникам культуры. А учитель еще важнее. Страна, где нищенствует учитель, - вообще не может выжить.

в: Часто бюджет одного фильма настолько огромен, что на эти деньги можно было бы улучшить материальное положение тех же работников культуры, учителей. врачей.

-о: Да, в том-то и ужас весь. Некоторые деятели культуры поняли свободу как свободу от ответственности перед обществом и молодым поколением. Но зачем же тратить бешеные деньги, если на ваших фильмах воспитываются те, кто потом живет на уровне тупого биологического прозябания? Вот что меня возмущает!

в: Вы бы смогли затратить на съемки фильма огромные деньги?

-о: Я мог бы затратить только при условии, если буду знать, что он полезен. В первую очередь молодому поколению. Если он им доставит радость, заставит задуматься о чем-то, даст им жизненные силы. То почему же не затратить? Это себя окупает. Скажем, я снял "Благословите женщину", истратил три миллиона. Он принадлежит московскому правительству. Они его уже 30 раз окупили, потому что он идет и будет идти по телевидению еще много лет.

100 лет на возрождение
в: Александр Солженицын сказал о том, что главная задача России сегодня - это сбережение народа. Вы с ним согласны?

-о: Согласен. Я его очень уважаю, он мудрый человек. Когда я спросил его десять лет назад: "Как вы думаете, как назывался государственный строй России?", он ответил: "Олигархия". И отсюда пошло это выражение. От его меткого, очень точного замечания. Сейчас олигархов осталось много, только они уже не лезут во власть.

Сейчас у нас идет возрождение, правда, медленно. Если страну десять лет разрушали, то, сколько нужно, чтобы ее восстановить? 100 лет! А она возрождается, это совершенно очевидно. Нынешний престиж России повысился, никто не вытирает о нее ноги, от долгов внешних мы освободились, золотовалютные запасы растут, строятся новые заводы, строятся наукограды. В этом большую роль сыграл президент.

в: Что вы думаете о письмах нашей творческой интеллигенции к президенту?

-о: Я прочел письмо, написанное Михалковым, Салаховым, Церетели. Меня не было здесь, я был в киноэкспедиции. Ну и я бы подписал это письмо. Почему нет? Как некоторые возмутились, так называемые творческие интеллигенты! Эти дуни смирновы, эти исписавшиеся писатели вроде Аксенова - когда-то изумительного советского писателя. Сколько злобы в этом! А ведь если проехаться по России, она не похожа на Москву - совсем другая страна. Там подавляющее большинство - вот именно той настоящей интеллигенции - за то, чтобы Путин остался.

Но говорят о том, что нарушается Конституция. Они - эти демократы - и все вдруг так полюбили Конституцию! Конституцию, конечно, нужно уважать, но она не "священная корова". Жизнь течет, обстоятельства меняются, меняется обстановка в мире. Время от времени даже самые цивилизованные страны вынуждены корректировать Основной закон. Давно бы и нам надо было собрать конституционную комиссию и - сообразно изменяющемуся миру и чаяниям народа - поправить Основной закон.

Сегодня говорят о том, что выборы хотят превратить в референдум доверия к Путину. Правильно. Если вдруг выяснится на выборах, что народ своим абсолютным большинством доверяет президенту, то мы уже можем на законных основаниях не просить его, а потребовать от Владимира Владимировича Путина выполнять волю народа.

в: Но Владимир Путин сам не изъявляет желания оставаться на третий срок?

-о: Ну, он боится реакции Запада, боится нашей творческой интеллигенции.

в: Вы считаете, что творческая интеллигенция обладает такой большой силой?

-о: Конечно! Потому что в ее руках газеты, радио, телевидение, искусство. У нее в руках очень мощное идеологическое оружие. Эти дуни смирновы - каждый день на телеэкране.

в: На ваш взгляд, сейчас никто не сможет заменить нынешнего президента?

-о: Я могу предполагать, что наш новый президент будет гораздо лучше Путина. Но народ способен на великие свершения, особенно сейчас, когда все начало возрождаться, только при одном условии - если он верит власти. Вот он не верил Хрущеву, не верил Горбачеву, не верил Ельцину с Гайдаром, и страна катилась в пропасть. Сегодня эта вера появилась, она чуть-чуть укрепляется. Прервать эту веру, даже на короткое мгновение, значит, погасить инерцию возрождения!

27.11.2007
http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/govoruhin/interview14.html

Док. 460713
Перв. публик.: 27.11.07
Последн. ред.: 11.07.08
Число обращений: 157

  • Говорухин Станислав Сергеевич
  • Говорухин Станислав Сергеевич
  • Говорухин Станислав Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``