В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наталья Комарова: Источники негативного воздействия на окружающую среду сосредоточены в крупных населенных пунктах Назад
Наталья Комарова: Источники негативного воздействия на окружающую среду сосредоточены в крупных населенных пунктах
10 июля, отвечая на вопросы россиян в ходе Интернет-конференции член Генерального Совета партии "Единая Россия", председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова назвала главные угрозы экологии России и рассказала о том, что планируется сделать на уровне законодательной власти для минимизации этого вреда:

- Наиболее полно все существующие проблемы и источники негативного воздействия на окружающую среду сосредоточены в крупных населенных пунктах нашей страны, то есть там, где проживает концентрированно наибольшее количество людей. А, следовательно, это результаты жизнедеятельности предприятий и человека. Это не только промышленные и бытовые отходы, но и влияние на окружающую среду, на водные объекты, на воздух, на лесные насаждения. Например, в целом по стране доля автомобильного транспорта в загрязнении атмосферного воздуха составляет 42%, а в крупных городах до 90% вредных выбросов. Если говорить о Москве, то 92% вредных выбросов в атмосферу обеспечивает автомобильный транспорт. Дополнительно могу сказать о том, что в РФ около миллиона человек проживают на территориях, которые можно отнести к территориям экологического бедствия. Свыше 15 млн. человек - на территориях с высокой степенью напряжения экологической безопасности.

Об экологической "безответственности" большинства предприятий говорит тот факт, что в России удельные показатели выбросов, сбросов и образования отходов на единицу продукции в несколько раз превышают аналогичные показатели за рубежом. Так, при производстве электроэнергии удельные показатели выбросов в атмосферу только в 2006 году превысили среднемировые в 3 раза.

Для большинства городов России болезненной проблемой являются вопросы питьевого водоснабжения. Несоответствие качества питьевой воды установленным нормативам обусловлено целым рядом причин. Первая причина - это изношенность систем водоснабжения и несовершенство технологий водоподготовки. Вторая причина связана с ухудшением качества воды в водных объектах питьевого назначения. По данным надзорных органов, в России от 35 до 60% питьевой воды не удовлетворяют санитарным нормам. Не отвечает нормам состояние порядка 40% поверхностных и 17% подземных источников питьевого водоснабжения. В свою очередь, истощение и ухудшение состояния источников питьевой воды обусловлено несовершенством систем очистки сточных вод, а также практикой их разбавления до установленных нормативов - это третья причина. Но сколько не разбавляй, масса загрязнений не уменьшается, увеличивается лишь объем использованной воды для понижения концентрации этих загрязнений. И очень сложно разорвать это порочное и нерациональное отношение к водным ресурсам.

Среди факторов негативного воздействия на окружающую среду следует также отметить большой износ канализационных и водопроводных сетей. Высокая изношенность оборудования на имеющихся очистных сооружениях приводит к недостаточной очистке сточных вод. На ряде водозаборов городов применяются морально устаревшие технологии подготовки питьевой воды, использование которых негативно сказывается на ее качестве. Все это приводит к росту заболеваемости населения, гибели растительного и животного мира в городах.

В весеннюю сессию мы приняли поправки в Водный кодекс, усиливающие законодательную защиту источников питьевого водоснабжения. В частности, введены нормы, ограничивающие и запрещающие в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучие населения деятельности во втором и третьем поясах зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

В настоящее время партия "Единая Россия" реализует проект "Чистая вода" и инициировала в Правительстве Российской Федерации разработку концепции долгосрочной государственной программы "Водная стратегия России". Она будет включать в себя повышение качества водопроводной воды, очистку загрязненных стоков и водоемов, разработку и внедрение новых технологий водоочистки и водоподготовки, совершенствование систем доставки воды, избавление технологий очистки от использования хлора и ряд других направлений. Причем стоит отметить, что в настоящее время имеются инновационные разработки, применение и распространение которых в практической деятельности водоканалов позволит перейти к бесхлорным способам очистки воды. Работу по подготовке программы планируется завершить до конца текущего года.

Негативное воздействие на окружающую среду городов оказывает "точечная застройка" с одновременной вырубкой зеленых насаждений, ликвидацией парков, скверов и просто деревьев во дворах, создающих положительный микроклимат и снижающих шумовое и химическое загрязнение воздуха. Под автомобильные стоянки используются детские и спортивные площадки, места отдыха населения.

Не меньшей проблемой для городов является проблема промышленных отходов. В большинстве развитых стран переработка отходов является прибыльным бизнесом, в России это до сих пор, в большинстве своем, убыточная деятельность. Наличие многочисленных несанкционированных свалок вокруг городов свидетельствует, что действующая система учёта и контроля в области обращения с опасными отходами недостаточно эффективна и требует совершенствования. По итогам выездного семинара-совещания в Ростовской области и парламентских слушаний мы подготовили ряд предложений по нормативно-правому регулированию проблем обращения с твердыми отходами. В частности, внести изменения в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" в части введения принципа ответственности производителя продукции за экологически безопасную утилизацию отходов по завершении "жизненного цикла" продукции и установления специальных требований в сфере обращения с медицинскими, биологическими и другими экологически опасными категориями отходов. В рекомендациях Правительству мы отметили необходимость обеспечить реализацию статьи 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в части утверждения такс и методик исчисления размера вреда окружающей среде, в том числе причиненного несанкционированным размещением отходов производства и потребления.

Таким образом, проблем много и решить их невозможно какими-то обрывочными мерами. Поэтому сегодня все усилия направлены на создание законодательной базы, которая, в комплексе с четким разделением функций и полномочий между ведомствами и уровнями власти, позволит выстроить эффективную экологическую политику.

Уже в осеннюю сессию в Государственную Думу в соответствии с поручением Президента должен быть внесен законопроект, направленный на формирование системы нормативов качества окружающей среды. Также предстоит подготовить блок законопроектов по экономическому регулированию отношений в области охраны окружающей среды, в том числе в области экологического аудита, экологической сертификации, платы за негативное воздействие на окружающую среду, предотвращенного экологического ущерба и т.д. В комплексе эти меры позволят перенастроить предприятия с выплаты штрафов, размеры которых будут существенно расти, на модернизацию и повышение эффективности производства

Важным направлением мы считаем развитие законодательной базы по применению процедур экологического аудита и экологического страхования. На сегодняшний день в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" приводится понятие экологического аудита, и целая статья посвящена экологическому страхованию. На наш взгляд, что такое рамочное регулирование недостаточно для таких емких и важных секторов экологических правоотношений, и мы намерены развивать законодательство в этой части. Что касается сроков принятия таких законопроектов, я полагаю, что в период работы Государственной Думы пятого созыва проблемы законодательного обеспечения этих вопросов будут решены. Кроме того, в настоящее время в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации разрабатывается проект Экологического кодекса, в котором этим вопросам отводятся специальные разделы.

Также предстоит пересмотреть действующие нормы и внести ряд изменений в законодательство в части вопросов обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта.


http://www.edinros.ru/news.html?rid=41&id=133542

Док. 460711
Опублик.: 11.07.08
Число обращений: 81

  • Комарова Наталья Владимировна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``