В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Станислав Говорухин: `Нельзя безучастно смотреть на то, что происходит в стране` Назад
Станислав Говорухин: `Нельзя безучастно смотреть на то, что происходит в стране`
- Станислав Сергеевич, добрый вечер, примите наши поздравления.

- Спасибо.

- Есть такое мнение, что человеку столько лет, на сколько он себя чувствует. Вы себя сегодня на сколько чувствуете?

- На 69.

- И не годом меньше.

- Да, мне 69.

- Вы - режиссер, сценарист, политик, философ, даже художник. Какую из этих ипостасей своих вы считаете для себя главной сегодня в свои 69?

- Да никакую, в общем. Мне просто интересно заниматься и тем, и другим, и третьим. Я еще хотел бы себя в чем-нибудь попробовать. Но пока как-то не могу определиться, в чем.

- Если бы жизнь начать сначала, вы бы опять выбрали режиссуру?

- Конечно, это самая легкая, самая интересная, самая приятная профессия.

- Самая легкая?

- А что в ней трудного? Я в свое время, когда еще работал геологом, был в городе Горьком, теперь в Нижнем Новгороде...

- Ну да, вы же по первому образованию геолог.

- Так вот: смотрю, снимается кино, артисты ходят, Сергей Лукьянов, мой любимый артист. И все что-то суетятся, ставят свет. И только один человек сидит в кресле с палкой, и к нему подходят, шепчут что-то на ухо, он кивает головой, иногда кому-то что-то говорит, и тот пулей убегает. Чай ему приносят. Я спрашиваю: а кто это? Мне говорят: это режиссер, Марк Донской. Я про себя подумал: вот это профессия! Конечно, когда я слышу по телевизору, как наши режиссеры говорят: ой, какая трудная профессия, режиссеры живут чуть ли не столько, сколько летчики-испытатели. Все врут. Режиссеры снимают до 90 лет. Уже ничего не видят, не ходят, а все равно снимают, на пенсию не уходят. Вот мой любимый киношный анекдот: оператора спрашивают, ты смог бы после стакана водки снимать кино? Он говорит: смог бы. А после двух? Наверное. А после бутылки? Смог бы, но только как режиссер.

- Анекдот справедливый?

- Абсолютно. Но есть профессии трудные бесконечно. Конечно, это оператор, художник-постановщик, ассистент по актерам и по реквизиту. Это безумно трудные профессии, без которых никакое кино не может быть. Без толкового организатора или помрежа. А режиссер - что режиссер?

- Ваша режиссерская судьба складывалась очень удачно. Даже первый фильм "Вертикаль" имел колоссальный успех. Там вы, кстати, открыли широкому зрителю молодого Владимира Высоцкого. А сейчас есть какой-то фильм, есть картина, которую вы считаете основной в своей работе?

- Во-первых, это не просто первый фильм был - "Вертикаль". Мы снимали с моим товарищем Дуровым. Это был наш дипломный фильм. Это вообще редкий случай. По-моему, более долго живущего дипломного фильма у нас нет. "Вертикали" скоро - 40 лет. А что касается основного фильма, я не могу отрываться от народа. Народ считает основным "Место встречи...", ну уж и я так.

- А можете назвать свою картину, если такая есть, которую на ваш взгляд зритель не оценил или недооценил?

- Нет, я не могу жаловаться. Мои зрители - не сегодняшние тинейджеры, которые сидят в кинотеатре, а мои зрители (которые и по сей день живы) все мои картины чувствовали и оценили правильно. Жаловаться совершенно не приходится.

- Ваша творческая судьба действительно достойна зависти в хорошем смысле слова, уважения, восхищения. А как вы можете оценить сами Говорухина-политика?

- Как сказать... Все, что касалось страны, жизни народа, на социальной направленности, можно сказать, что ничего не добился. Это всё лбом об стенку. Как бы ты горячо ни выступал, какие бы ты книжки ни писал, какие бы ты ни снимал документальные фильмы, толку никакого. Или, скажем, чеченская война. Тогда я был председателем чеченской комиссии. Как мы ни пытались направить правительство наше в нужное русло, сделать какие-то шаги необходимые - по сей день я их считаю необходимыми, - так ничего и не получилось. А вот что касается кинематографа, мы полностью восстановили киноиндустрию. Это единственная область народного хозяйства, не считая сырьевых, которая не только достигла перестроечного уровня, но и значительно превзошла. Я сейчас говорю не о кинематографе, состоянием которого я более чем недоволен.

- Недовольны? Несмотря на то, что она развивается семимильными шагами?

- Нет, конечно. Это киноиндустрия развивается. Мы делаем много фильмов, мы делаем уже и блокбастеры, мы снимаем на современной аппаратуре, на современной пленке, на лучших студиях страны. Но фильмы-то пока какие? Вот сегодня в Думе обсуждался вопрос, не ввести ли квоту, чтобы было 60 процентов зарубежных фильмов, 40 - наших. У нас было много возражений, у комитета по культуре. Но для меня главным было то, о чем я и сказал. Я сказал: этого еще нельзя вводить по той простой причине, что сегодня российское кино гораздо безнравственнее зарубежного.

- Чем вы это объясняете?

- Тем, что наши режиссеры не имеют гражданского самосознания. Вот посмотрите, наши дети не играют в героев Брюса Уиллиса, Сигала, Сталлоне. А ведь их персонажи борются со злом, с преступниками, всегда побеждают их. А наши дети играют в преступников. Они играют в крутого Сашу Белого, крутого парня из "Бригады". Кого сегодня встречают в пионерлагерях, скажем, в "Артеке", в "Орленке", как героев, просто как Гагарина? Как вы думаете, кого?

- Кого?

- Четырех артистов, которые играют четырех отморозков в фильме "Бумер". Вот на этих четырех артистов они с восхищением смотрят. И это их идеал. Дети вынуждены им подражать. Вот почему оно безнравственно.

- Вы ведь в свое время снимали фильмы для детей - и "Дети капитана Гранта", и "Робинзон Крузо", и "Тома Сойера"? Сегодня у вас нет желания снять что-нибудь подобное?

- Ну, во-первых, я на это потратил 10 лет. И уже просто не могу. Я тогда понимал, что дети перестают читать, в их духовном воспитании не участвуют такие духовные великие педагоги, как Жюль Верн, к примеру, или Марк Твен, или Толстой. Поэтому я снял свои три любимые книги, экранизировал их. Но я больше не могу на это тратить время. У меня есть другие планы. Я же художник все-таки какой-никакой.

- Ну вот вы художник и тем не менее после небольшого перерыва снова вернулись в политику, снова избрались в Госдуму. Для чего?

- Я понял, что все-таки нельзя безучастно смотреть на то, что происходит в стране. Вот когда принимался, скажем, 122-й закон о монетизации льгот, никто в этой "Единой России" не встал и не сказал: что вы делаете? Это антинародный закон. А там должны быть такие люди.

- Насколько я помню, там проблема была в некачественном исполнении этого закона местными властями?

- Нет, это не продуманы были просто льготы. Он не был готов. В итоге государство вынуло из стабилизационного фонда 500 миллиардов рублей и компенсировало все льготы полностью. Но это породило инфляцию: 500 миллиардов рублей выброшено было на рынок. Сегодня мы имеем очень внушительную инфляцию.

- И какую сейчас вы видите свою задачу как политика, как депутата, как члена фракции "Единая Россия"?

- Во-первых, препятствовать тому, чтобы "Единая Россия" превратилась в новую КПСС, такую заформализованную единодушно голосующую организацию. Во-вторых, есть много вопросов культуры и кинематографа, которые необходимо решать.

- Вы, кстати, Станислав Сергеевич, впервые стали членом партии, потому что вы не были членом партии никогда. Даже когда возглавляли думскую фракцию Демократической партии России, вы все равно оставались беспартийным. Сейчас вы - член "Единой России". Почему так получилось?

- Ну, потому что если ты собираешься быть в политике - и еще у тебя есть округ, миллион жителей там живет, - ты ничего не сделаешь, если ты будешь тем, кем я был, скажем, какие-то годы. Это была просто абсолютная оппозиция Ельцина. Я бы и сейчас был в оппозиции. Ты ничего не сделаешь для своих избирателей, потому что по любому вопросу я должен идти к префекту, к главе управы, к Лужкову. И я должен иметь рычаги влияния. Я могу и через партию это решить. И кроме того, если ты хочешь участвовать в судьбе страны, хоть как-то помочь превратить эту нищую страну в какую-то нормальную, для этого надо иметь рычаги влияния. Нужно быть внутри.

19.05.2006
http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/govoruhin/interview6.html

Док. 460693
Перв. публик.: 19.05.06
Последн. ред.: 11.07.08
Число обращений: 193

  • Говорухин Станислав Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``