В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Станислав Говорухин: `Не люблю приблизительности` Назад
Станислав Говорухин: `Не люблю приблизительности`
- Почему для своей новой режиссерской работы вы избрали именно роман Дудинцева "Не хлебом единым"?

- Не знаю почему, честно. Я несколько раз к нему подступался, но каждый раз думал - нет, еще не интересно, еще не переболели, не прошло достаточно времени. А потом перечел роман в третий раз и решил, что уже можно, пора, уже наступило ТАКОЕ отвращение к нынешнему кинематографу у нормальных людей, что свой зритель у картины будет. Правда, для меня было неожиданностью, что фильм окажется интересен и молодежи. Мы недавно делали премьеру в Киеве, так там овацию устроили, а аудитория была как раз молодежная. Я рассчитывал лишь на определенную категорию зрителей. Кроме того, всегда можно найти параллели с сегодняшним днем в любом произведении. Некоторые ученые мне так и говорили: "Абсолютно сегодняшний день!" Без таких репрессий, но все же... Значит, фильм оказался современным, несмотря на то, что видно - кино старинное, намеренно старинное...

- О том, что фильм будет черно-белым вы поняли еще когда читали роман?

- Да, наверное... Сначала думал - просто с погашенным цветом. А стали обсуждать с оператором Юрием Клименко, и я говорю: "Слушай, мне так хочется снять черно-белое кино!", а он отвечает: "И я - с удовольствием!". Феллини в своих заметках писал, что режиссер часто не понимает, о чем его фильм. То есть он чувствует сердцем, интуитивно, но словами выразить не может. Поэтому снимает кино. И порой действительно не знаешь - о чем, про что, почему именно так? А сердцем и всеми своими внутренностями - знаешь и понимаешь.

- Но про актеров-то режиссер должен знать все заранее?

- Тоже не всегда! И уж подавно - не всегда может объяснить, почему этот, а не другой. У меня чудовищный случай был на фильме "Место встречи изменить нельзя". На роль Фокса был приглашен Борис Химичев - прекрасный артист, замечательный человек. Я начал снимать кино, и вижу - он современный! Не из того времени! И мне пришлось его заменить Белявским. А Химичев, наверное, и по сей день не может понять - почему. И объяснить это совершенно невозможно! Получилось, обидел хорошего артиста...

- Сейчас другого Фокса представить себе уже нельзя, видимо, выбор был правильный. А актриса Светлана Ходченкова - правильный выбор? Это ведь ваше открытие в кино.

- Светлану я нашел еще во время проб к картине "Благословите женщину". Она пришла пробоваться в массовку, а я, как только ее увидел, понял: "Вот она". И страшно расстроился, когда оказалось, что ей всего 19 лет. Но потом поговорили, я увидел, что актриса она неплохая - сдержанная в чувствах и жестах, а значит, сможет сыграть и женщин старшего возраста. Опять же - не современная, не москвичка, с их отвратительными манерами. Но это тоже - интуиция. Можно ведь и ошибиться...

- Вы работали с ней уже на двух картинах. Как вы считаете, есть у нее актерские перспективы на долгую кинокарьеру?

- Да она могла бы быть суперзвездой! Звездой на все времена! Если бы не совершила непоправимую для актрисы ошибку - сразу после фильма "Благословите женщину" ее везде стали приглашать, и она везде стала сниматься. И самое опасное - в сериалах! Нельзя тиражировать такое лицо, такие интонации, жесты... В фильме "Не хлебом единым" она работала уже как совершенно профессиональная актриса, но я все равно не понимал - откуда она знает или чувствует, что именно так надо посмотреть, именно с такой интонацией сказать?.. Жалко, что она нанесла себе такой вред этими всеми сериалами... Можно, конечно, еще поправить ситуацию - временно не сниматься, и согласиться уже на "верняк", на серьезное хорошее кино, но пока...

- На премьере в Доме кино вы сказали, что ни одна компания не взяла ваш фильм в прокат, и зрители в России его посмотреть не смогут. Изменилась ли ситуация и будет ли у фильма прокатная судьба?

- Фильм будет прокатывать государственное унитарное предприятие "Московское кино". Но судьбы не будет. Надо отдавать себе отчет, что публика Дома кино или киноконцертного зала в Киеве - это не аудитория кинотеатров. Та же сама молодежь - разная, кто-то интересуется кино и искусством, а кто-то интересуется пивом и "обжиманцами" на задних рядах. И мне не на кого особенно кивать, я, по сути, являюсь продюсером этого фильма, так как продюсер - человек, которому пришла в голову идея, который нашел финансирование, следил за каждым шагом и прочее.

- Кроме того, что вы режиссер и продюсер, вы снимаетесь как актер. Вот сыграли у Федора Бондарчука в фильме "9 рота"...

- Да, там небольшая роль... К сожалению, Федор мне ничего не подсказывал, и я, помню, ругался, что нет консультанта, потому что не люблю приблизительности и боюсь сделать не тот жест или еще что-то, не соответствующее тому времени и месту.

- А живописную свою деятельность продолжаете? Выставляетесь где-нибудь?

- Нет. Последняя выставка была в Академии художеств, но уже года четыре назад... Мне неохота выставляться, потому,что ничего нового нет, я почти ничего не делаю.

- Некогда?

- И не то чтобы некогда. А как-то я остановился в развитии - в изобразительном искусстве. Я смотрю на свои старые работы и ясно понимаю - сейчас я так не напишу. Появилось как бы мастерство, а легкость исчезла... Это чувство человека, который никогда не брал в руки кисть, чувство первооткрывателя - его сейчас уже не вернешь... А мне именно это и интересно!

- А в режиссерской работе еще интересно? Ожидается следующий проект?

- Проект ожидается, но он очень дорогостоящий. Это морской фильм, по Станюковичу. Действие происходит на парусном судне. Хочется тряхнуть сединой и снять фильм, который не под силу молодому человеку!..

06.11.2005
http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/govoruhin/interview2.html

Док. 460681
Перв. публик.: 06.11.05
Последн. ред.: 11.07.08
Число обращений: 202

  • Говорухин Станислав Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``