В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Горбенко, генеральный директор `Российской газеты`: `Государство своими деньгами убивает рынок прессы` Назад
Александр Горбенко, генеральный директор `Российской газеты`: `Государство своими деньгами убивает рынок прессы`
Как известно, с января 2005 года в пять раз сократилась финансовая поддержка государственных СМИ. Споры о том, нужны ли дотации муниципальным СМИ или в них нет необходимости, ведутся уже давно. Свое мнение по этому вопросу "Новостям СМИ" высказал Александр Горбенко, генеральный директор "Российской газеты", председатель Комитета по предпринимательству в сфере СМИ и книгоиздания Торгово? промышленной палаты.

- У меня нет информации о том, что какое-либо значимое количество районных, городских, либо областных газет после сокращения дотаций находятся в ожидании гибели. Наоборот, есть примеры, доказывающие обратное. На ряд изданий московской области уменьшение дотаций никак не повлияло, некоторые из них имеют большие планы, перспективу тиражного роста и успешно развиваются. Неважно, сколько государство дает денег на выпуск газеты - 3 рубля или 6 рублей. На мой взгляд, проблема заключается в схеме финансирования дотационных СМИ.

Если муниципальные образования заинтересованы в распространении социально-значимой информации, то совсем не обязательно целиком финансировать редакцию какой? либо газеты. Можно воспользоваться имеющимися СМИ, и за деньги, предусмотренные в бюджете, размещать целевые сообщения. А сейчас взяли моду: колхоз - газета, ЖЭУ - газета, клуб по интересам - газета. Причем на производство и редакционные нужды просят денег у муниципальных властей. Подобную схему считаю пагубной.
Сегодня, к сожалению, вся отечественная пресса делится на две части. С одной стороны, те, кто живет по рыночным правилам и самостоятельно зарабатывает деньги. С другой - дотационные издания, способные худо-бедно существовать и без поиска дополнительных источников финансирования, но в силу желания жить лучше тоже загруженные работой на рынках рекламы, подписки и розницы. В данном случае отличие частного бизнеса от государственного - огромно. Любой учредитель либо инвестор коммерческого СМИ требует от своего коллектива внятного бизнес-плана, старается держать издание в рыночных отношениях. У дотируемой прессы этого нет.

Получается, что государство своими деньгами убивает печатный рынок, чего не имеет права делать. Конечно, органы исполнительной власти обладают полномочиями учреждать СМИ и полностью или частично его финансировать, однако такая газета не имеет права участвовать в рынке. Иначе - речь идет о недобросовестной конкуренции.

Сокращение финансирования схему не меняет. Меньше денег поступает из бюджета - значит, придется больше зарабатывать. И хотя давление на коммерческую часть рынка станет поменьше, оно никуда не денется.
На мой взгляд, ситуацию можно изменить следующим образом. Если у муниципальной власти есть необходимость вести информационную работу, то этим должны заниматься коммерческие СМИ на конкурсной основе. Например, в бюджете муниципалитета заложен 1 млн. рублей на освещение определенной социальной проблемы. Объявляется конкурс среди коммерческих изданий, и тот, кто предложит более выгодные финансовые условия и креативное решение, получает этот миллион. Между муниципалитетом и газетой заключается договор, который позволит решить две важные проблемы: во-первых, бюджетные деньги не будут рушить рынок, во-вторых, появится внятная и прозрачная схема отчета за потраченные деньги.

Сейчас нет механизма востребования качества, но государство имеет право распоряжаться своими средствами также эффективно, как и любой другой инвестор. И взыскивать со СМИ за отсутствие результата работы. Новый механизм позволит эффективно тратить бюджетные средства на информирование населения.

Я считаю, что ввести приемлемую схему можно лишь законодательно. Заместитель председателя Комитета по информационной политике Государственной Думы Сергей Иванов предлагает отдать урегулирование проблемы на уровень местного законодательства. На мой взгляд, необходимо четко прописать эту норму на уровне Федерального закона. Местные власти не смогут решить столь щекотливый вопрос - это слишком удобная статья затрат, которую довольно сложно проверить. Нелегко отказаться от соблазна поддерживать и подкармливать местную печать.
"Российская газета" сама является государственным СМИ, но мы по-другому строим свои отношения с учредителем. Издание работает на рынке, учредитель затраты на производство нам не компенсирует. Коллектив "РГ" не могут упрекнуть в том, что он дотационный. Все заказы на публикации социального характера мы получаем по конкурсу. Считаю, что "Российская газета" подает достойный пример, и наш опыт можно ретранслировать на разработку новой схемы поддержки государственной прессы.

Как председатель Комитета по предпринимательству в сфере СМИ и книгоиздания Торгово-промышленной палаты РФ, я стараюсь инициировать процесс разработки новой системы. Надеюсь, что в декабре наш Комитет проведет совместное заседание с Комиссией по информационной политике Совета Федерации и с Комитетом по информационной политике Государственной Думы. Вместе мы сформулируем основные задачи, определим вектор нашего движения и попытаемся выработать законодательную инициативу, чтобы, наконец, изменить схему финансирования государственных средств массовой информации.


20.10.2005
http://www.media-atlas.ru/items/?a=view&id=329&cat=interview

Док. 460339
Перв. публик.: 20.10.05
Последн. ред.: 10.07.08
Число обращений: 194

  • Горбенко Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``