В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Антон Златопольский, генеральный директор телекомпании `Россия`: `Мы стремимся не только к увеличению аудитории, но и выполняем социальные функции` Назад
Антон Златопольский, генеральный директор телекомпании `Россия`: `Мы стремимся не только к увеличению аудитории, но и выполняем социальные функции`
- Как позиционирует себя телеканал "Россия" ?

- "Россия" - это общенациональный семейный телеканал, который является подразделением Всероссийской Государственной телевизионной и радиовещательной компании.

- Что еще входит в холдинг?

- Первый блок - это телеканалы: телеканал "Россия", который вещает на пять дублей, включая московский дубль, то есть, по сути, выпускает пять программ; "Культура" и "Спорт" , который полностью производится ВГТРК. Второй компонент - это блок радиостанций: "Радио России", "Маяк" , "Юность" и "Культура" . Отдельный проект - это международные каналы, вещающие за пределами России: "РТР-Планета", которая уже три года в эфире, и "Планета Спорт". Четвертый блок - это региональные телерадиовещательные компании. Их в составе ВГТРК 89, и они находятся во всех регионах Российской Федерации. Сейчас, кстати, происходит их реорганизация, то есть, региональные дочерние компании становятся филиалами.

- А каким образом происходит управление этими активами?

- Генеральным директором ВГТРК является Олег Добродеев. У него есть заместители, я, например, объединяю функции первого заместителя генерального директора ВГТРК и руководителя телеканала "Россия". Точно так же есть заместители по функциональным направлениям, к которым относятся департамент экономики и финансов, региональный департамент, департамент административных хозяйств, технологический департамент, департамент IT. Структура ВГТРК делится на два блока - СМИ и сервисы, которые существуют для производства и распространения этих СМИ. Сейчас в рамках ВГТРК мы формируем генеральную дирекцию программ (ГДП), которая будет координировать сетки вещания всех СМИ, с целью наиболее эффективного эфирного воздействия на аудиторию, чтобы внутри холдинга не было контрпрограммирования, чтобы максимально охватывать все слои населения с различных точек зрения: с демографической, социальной, половозрастной и т. д.

- Как финансируются активы холдинга?

- Все просто. Часть средств мы получаем из федерального бюджета в качестве ежегодных субсидий, что прописано в законе. И вторую часть мы зарабатываем от размещения коммерческой рекламы на телеканале "Россия". Примерно это равные доли, доход от продаж рекламы несколько больше. Но объем государственных субсидий не меняется уже на протяжении многих лет. Остальная прибыль, например, от размещения рекламы на канале "Спорт", составляет незначительную часть от этих двух потоков. Самым существенным фактором в этой ситуации является то, что уже на протяжении трех лет телеканал "Россия" тратит меньше, чем зарабатывает, причем сюда включается все, в том числе и траты на распространение сигнала. Это стабильная ситуация, и меняться будет только соотношение в сторону увеличения чистой прибыли. Часть денег, которые зарабатывает телеканал "Россия", идут на финансирование иных социальных проектов, каковыми являются, по сути, все входящие в холдинг активы, кроме телеканала "Россия". Таким образом финансируются "Радио России", "Маяк", "Культура" и отчасти "Спорт". Кроме того, к социальным проектам относится финансирование распространения сигнала на социальных территориях, то есть там, где живет меньше 100 тыс. человек, где рекламодатель не готов оплачивать распространение сигнала.

- Почему "Спорт" стоит особняком?

- Телеканал "Спорт" - это уникальный проект. В мире нет примера существования бесплатного эфирного специализированного канала о спорте. Везде это либо платные, либо подписные каналы, в любом случае за эти каналы потребитель прямо или косвенно платит. В нашей ситуации только благодаря тому, что канал создан ВГТРК, мы можем предоставить его зрителю бесплатно. Кстати, только в этом году мы планируем вывести "Спорт" на безубыточность, имеется в виду, конечно, текущая рентабельность, а не вложенные инвестиции. Кроме того, ВГТРК является членом Европейского Вещательного Союза и, следовательно, обладает лицензиями, которые позволяют наполнять качественным контентом эфир телеканала "Спорт".

- Как происходит утверждение бизнес-плана?

- Обычно это происходит с периодичностью полгода, начиная с подразделений, которые сдают свои бизнес-планы и исполнение предыдущего бюджета, готовится проект на год и дальше все распределяется по подразделениям. Это постоянный процесс. Обычно бизнес-план утверждается в декабре.

- Каковы итоги 2005 года для телеканала "Россия"?

- В 2005 году по рейтингам телеканал "Россия" опередил "Первый канал", что является самым большим нашим достижением.

- "Первый канал" сейчас активно продюсирует полнометражные фильмы. Интересно ли это направление для телеканала "Россия" и для Вас лично?

- Я нанятый менеджер, мой личный интерес - это не важно.

- Но Вы же продюсировали телесериалы?

- Я лично продюсировал всего два сериала ("Мастер и Маргарита" и "В круге первом") и не планирую больше этим заниматься. Мое участие было определено личной вовлеченностью в процесс. Сериалы и кинофильмы - это разные вещи. Сериалы создаются именно для телевидения, наш телеканал активно продюсирует сериалы, и сейчас, по данным социологических исследований, для большинства зрителей телеканал "Россия" ассоциируется именно с сериалами - "Мастер и Маргарита", "Идиот", "Бригада", "Штрафбат" - это наиболее успешные проекты. Что же касается кинофильмов, то это не является нашей уставной деятельностью. Но в силу того, что наша задача - предоставить зрителю интересное и важное, на наш взгляд, зрелище, а зритель сейчас все чаще выбирает отечественную продукцию, которой пока мало, мы вынуждены продюсировать и полнометражные фильмы.
В апреле выходит фильм, который называется "Охота на пиранью" по произведениям Александра Бушкова, где в главных ролях снимаются Евгений Миронов и Владимир Машков. Это классический боевик, с положительным главным героем. Фильм снят дебютантом в полнометражном кино Андреем Ковуном, его первой работой был сериал "Курсанты". Другой проект - детективную мелодраму - закончил снимать Антон Сиверс, в главных ролях Сергей Безруков и молодая китайская актриса.

- Эти фильмы будут показаны на телеканале "Россия"?

- Сначала в кинотеатрах, потом на телеканале. Цель показа в кинотеатрах - компенсировать с помощью кассовых сборов те деньги, которые были вложены в проект. Для нас главной задачей является, в конечном счете, показ этих фильмов телезрителю, а кинотеатр - это способ компенсации затрат. Производим мы эти фильмы именно потому, что не хватает отечественных качественных фильмов.

- Что, на Ваш взгляд, сейчас происходит на рынке кино, почему практически все телеканалы ринулись в этот бизнес?

- Происходит бум кинопроизводства, и это нормально. Исторически так сложилось, что кино выжило за счет телевидения. Деньги сначала появились на телевидении и были инвестированы в кино. Сейчас режиссеры и актеры живут очень хорошо, но сначала им приходилось выживать и именно за счет рекламных денег на телевидении. Это не заслуга телевидения, просто так развивается рынок. И в итоге в России телевидение оказалось во главе процесса возрождения национального кино.

- А что произойдет в итоге?

- Не готов делать прогнозы, но в далеком будущем все будет зависеть от того, как будут существовать медиа. А медиа будут существовать так, как будут развиваться технологии. Возможно, будет один предмет, в котором будет все - и телевидение, и кино, и интернет.

- Российский рынок кино отличается от европейского и американского?

- Да, размерами. И, конечно, историей.

- Почему Вы лично решили больше не заниматься продюсированием сериалов?

- Это отнимает много времени от ежедневной работы по управлению компанией.

- Каков съемочный бюджет одной серии сериала?

- Все зависит от жанра. Серия ситуативной комедии может стоить $30 тыс., "мыльная" опера - $50 тысяч. Серия "Мастера и Маргариты" стоила около $500 тыс., "В круге первом" чуть меньше. Но в этих сериалах основные статьи расхода - это гонорары актеров и компьютерная обработка.

- Сейчас на "Первом канале" появилась ревизионная комиссия. Есть ли подобная структура у ВГТРК?

- Мы действуем сегодня в рамках закона о СМИ. У нас есть главный редактор, который принимает решение о порядке новостей: что входит в новости, что нет. Это прерогатива главного редактора, согласно действующему закону. А закон достаточно унифицирован по отношению к европейскому законодательству.

- Устраивает ли Вас существующий "Закон о СМИ"?

- Я бы не сказал, что он полностью меня устраивает, он был принят в другую историческую эпоху. Тогда законы функционирования бизнеса представлялись вторичными относительно политических законов, что является основным упреком в адрес этой редакции. Что касается функционирования СМИ - редактура, цензура - закон соответствует любому времени, так же, как "Билль о правах" или "Конституция" США.

- Какие планы у "России" на 2006 год?

- Что касается бизнес-показателей, то мы планируем удержать свою долю на рынке, что непросто, так как мы единственные, кто идет против течения, с каждым годом ее увеличивая. А что касается творческих показателей, то нам нужно удовлетворить запросы зрителей. Зачастую эти цели не параллельны.

- Как использует телеканал ВГТРК новые технологии, например, sms?

- Мы используем их больше, чем кто-либо на рынке. Но только в тех программах, где аудитория адекватно воспринимает sms как средство общения. Иначе мы будем раздражать своего базового зрителя. Кстати, канал "Спорт" очень активно это использует, но только там, где это не противоречит существующему закону об азартных играх. Телеканал "Россия" активно использует эти технологии во всех программах, рассчитанных на молодую аудиторию, например, в ежедневной программе "Кулагин и партнеры" sms является основным фактором. Наше самое успешное шоу этого сезона - "Танец со звездой" - основано именно на sms, иначе мы бы не смогли выбирать участников. К нам приходит порядка 100 тыс. звонков и sms на каждого участника. Прибыль мы делим с провайдером, но это не является для нас существенным источником дохода. Мы достаточно ограничены в выборе подобных форм общения с аудиторией - наш зритель консервативен.

- Какие приоритетные направления в работе телеканала "Россия", какие проекты привлекают большую аудиторию?

- Необходимо разграничить приоритеты. Дело в том, что мы стремимся не только к увеличению аудитории, но и выполняем социальные функции - у нас большое количество репутационных проектов. Для нас приоритетными являются красивые яркие зрелищные проекты в любых жанрах - игровые, документальные, постановочные. Для нас важно держать планку качественного канала для общегенеральной семейной аудитории.

- Почему "Формула 1" ушла к "Рен ТВ"?

- Они предложили значительно большую сумму за лицензию.

- Полтора года назад было заявлено о том, что ВГТРК будет создавать собственную службу продаж рекламных возможностей, отказавшись от сотрудничества с "Видео Интернешнл". Как развивается эта ситуация?

- Пока стратегически мы не корректируем эти планы. Но тогда мы занимали другие позиции. Сейчас холдинг ВГТРК является абсолютным лидером на рынке. И причин совершать кардинальные изменения у нас нет. Нас волнуют интересы наших зрителей, а, соответственно, рекламодателей, с чьей помощью мы можем обеспечивать необходимое качество. Это длительный процесс, самое главное, чтобы на рынке не произошло никаких серьезных волнений. Пока мы эту задачу не вычеркивали из наших планов развития, но пока ее не осуществляем.

- Как лично Вы относитесь к конфликту "РБК" и "Ведомостей"?

- Думаю, что СМИ всегда способны договориться, если в ситуации нет каких-то подводных камней. И суд - не лучшее решение внутриотраслевых отношений, вне зависимости от того, кто прав, кто не прав.

- Пожар в здании "Пресса" вызвал вопрос о дублировании архивов компаний. ВГТРК готова к подобной ситуации?

- Каждый человек должен быть готов к смерти. А если серьезно, то режим разумной готовности у нас существует, и мы считаем, что построили стабильную во всех отношениях систему.

03.03.2006
http://www.media-atlas.ru/items/?a=view&id=768&cat=interview

Док. 460275
Перв. публик.: 03.03.06
Последн. ред.: 10.07.08
Число обращений: 203

  • Златопольский Антон Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``