В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Сенкевич, генеральный директор `Газпром-Медиа`: `Если говорить о самодостаточности, то наш холдинг вполне может считаться таковым` Назад
Николай Сенкевич, генеральный директор `Газпром-Медиа`: `Если говорить о самодостаточности, то наш холдинг вполне может считаться таковым`
В конце января один из крупнейших в России медиа-холдингов "Газпром-Медиа", в состав которого входят телекомпании "НТВ", "ТНТ", "НТВ-Плюс", а также радиостанция "Эхо Москвы" и издательство "Семь Дней", отпраздновал свое семилетие и подвёл предварительные итоги деятельности своих компаний. О том, насколько успешной была работа холдинга в прошлом году, в интервью "Новостям СМИ" рассказал генеральный директор "Газпром-Медиа" Николай Сенкевич.

- Каковы финансовые результаты холдинга в прошлом году?

- Финансовый 2004 год ещё не закрыт, поэтому окончательные итоги подводить рано. Но даже по предварительным данным можно сказать, что консолидированная выручка холдинга по сравнению с 2003 годом выросла более чем на 30 % и составит свыше $0,5 млрд. Совокупная прибыль превысит $100 млн. Доля наших телевизионных активов в совокупной выручке составит около 85 %. При этом все наши телекомпании живут на собственные средства, без внешнего финансирования - "НТВ" три, а "ТНТ" - два года. Бюджет "НТВ Плюс" в этом году впервые также не будет предполагать внешнего финансирования. Таким образом, с 2005 года все наши телевизионные активы выходят на самоокупаемость.

- Какие СМИ, входящие в холдинг, продемонстрировали наибольшую динамику?

- Канал "ТНТ". Его рост в 2004 году составил порядка 60 %, хотя и другие компании продемонстрировали хорошую динамику. Кроме того, канал значительно улучшил свои позиции на рынке. Доля 6 % по России - впечатляющий результат, и я думаю, что это далеко не предел. Фактически "ТНТ" выходит на показатели, сравнимые с показателями "СТС".

- За счёт чего произошел рост и улучшились показатели?

- За счёт репозиционирования канала, теперь это канал реалити-шоу. "ТНТ", на наш взгляд, очень удачно нашёл эту, до того незанятую нишу. По сути, весь 2004 год прошёл под знаком "менеджмент-успеха" руководителя канала Романа Петренко.

- И каковы ваши прогнозы, динамика у "ТНТ" сохранится?

- В этом году по экспертным оценкам ожидается некоторое снижение темпов роста рекламного рынка. Однако следует отметить, что в начале года эксперты всегда проявляют определённую консервативность в оценках, что, наверное, правильно. Так, рост объёма ТВ-рынка в начале 2003 года оценивался в пределах 20-25 %, а по факту составил практически 34 %. Прогноз же по этому сегменту на 2005 год сейчас - в пределах 15 %, но думаю, будет больше. Полагаю, динамику "ТНТ" сохранит. На каком уровне, пока прогнозировать сложно. Многое зависит от темпов роста рекламного рынка, при его снижении, соответственно, и динамика у телеканала может несколько снизиться, но, надеюсь, несущественно.

- Как вы прокомментируете тот факт, что телеканал "СТС" впрямую приближается по рейтингам к "НТВ". Повлияет ли это на расстановку сил на телерынке?

- По состоянию на 2004 год расстановка сил не изменилась. Конкуренция обострилась. Данные TNS Gallup за 2004 год, как и данные других исследовательских компаний, чётко указывают на сохранение лидерства тремя федеральными каналами. На первом месте - "Первый", со средней долей 27 и средним рейтингом 4, за ним - "Россия", с показателями 21 и 3, соответственно, на третьем - "НТВ", с долей 13 и средним рейтингом 2. Все остальные каналы так и не смогли преодолеть 10-процентную планку по средней доле, а средние рейтинги остаются в пределах единицы. Данные по России говорят сами за себя. Если смотреть по Москве, то здесь позиции канала "НТВ" ещё лучше. Поэтому "СТС" нужно внимательно следить за успехами "ТНТ".

- В сетке вещания "НТВ" в прошлом году произошли серьёзные изменения, некоторые информационно-аналитические программы исчезли из эфира. Значит ли это, что канал постепенно отходит от информационного вещания?

- Сетки практически всех каналов претерпели определённые изменения и "НТВ" здесь не исключение. Вместе с тем разговоры о переформатировании "НТВ" носят скорее эмоционально-субъективный, нежели объективный характер. Объем информвещания на канале за год остался практически неизменным. В январе 2003 года были 2 часа 01 минута, в январе 2004 - 2 часа 54 минуты, а в январе 2005 - 2 часа 43 минуты. Всё считается. К тому же информационность канала определяется не только часами и минутами, но популярностью и авторитетностью новостей. А в этом ключе "НТВ" сохраняет свои лидирующие позиции. Да и не может канал перестать быть информационным, когда его возглавляет Владимир Кулистиков, а службой информации руководит Татьяна Миткова. Эти две фамилии - синонимы понятия "информация".

- В прошлом году "ТНТ" удалось продать ряду западных компаний несколько своих проектов. Будет ли продолжаться экспансия российского контента на Запад и в этом году?

- Я считаю, что опыт телеканала "ТНТ", как и некоторых других телеканалов, очень позитивен для рынка. Впервые иностранцы проявили реальный интерес к отечественному телепродукту. А учитывая то, что такая деятельность на международном рынке помимо имиджевых дивидендов приносит ещё и деньги, то, бесспорно, каналы будут продолжать искать себя в этом направлении.

- К каким же форматам, программам интерес будет повышенным?

- Мы сможем пробиться на их рынок в тех направлениях, в тех форматах, которые по тем или иным причинам - социальным, культурологическим - просто не могли там появиться. Что это будут за форматы? Наверное, об этом надо говорить с творческими людьми. Но убеждён - интеллектуальный ресурс в России очень высок. Очень хочется надеяться, что Запад заинтересуется и телесериалами. Отдельные примеры есть, но их крайне мало.

- Какие проблемы сейчас существуют на телевизионном рынке?

- Есть вопросы тактические, связанные с ежедневной телевизионной жизнью. Здесь можно говорить о качестве ТВ-контента - какого уровня показывают сериалы и фильмы, на каком уровне находится семейное вещание, документалистика, публицистика. Есть вопросы стратегические, связанные с развитием отрасли. Очевидно, что развитие кабельного и спутникового цифрового вещания будет сопровождаться борьбой за качественного телезрителя. Учитывая расслоение общества на тех, кто готов безболезненно заплатить за качественное ТВ, и на тех, кто никогда не будет платить за ТВ, рост аудитории кабельного и спутникового ТВ приведёт к уменьшению качественной аудитории "обычного" ТВ. Естественно, рекламный рынок будет моментально реагировать на такие изменения. Рекламодателю нужен целевой зритель, зритель, способный к покупке его товара. Скорее всего, мы будем следовать общеевропейским тенденциям в этой сфере. Впереди - борьба за зрителя.

- В структуре "Газпром-Медиа" широко представлен радийный сегмент, холдинг владеет пятью радиостанциями. Устраивает ли вас динамика развития этого медианаправления?

- "Первое популярное радио" имеет весьма позитивный тренд и можно уже сейчас сказать, что мы в формате не ошиблись. В отношении радио "Тройка" ситуация несколько иная и, возможно, будет подготовлен новый формат. У нас есть еще две радиостанции, "Спорт FM" и "До-Радио", по которым сейчас ведётся активная работа - как по увеличению зоны покрытия, так и по созданию новых уникальных форматов. Надеемся, что в этом году в зоне уверенного приема будет вся Москва. А учитывая, что на рынке очень мало нишевых, узкоформатных радиостанций и конкуренция здесь мала, думаю, нам удастся найти подходящие экономически выгодные форматы для этих станций.


- Но "Спорт FM" и так нишевая станция, ее формат тоже будет меняться?

- Что считать нишей? Это может быть определенное музыкальное направление, например, "русский рок" или джаз. С другой стороны, нишей можно считать определённый социально-демографический срез аудитории. Например, радиостанция для тинэйджеров. Могут быть и другие варианты. Я предполагаю, что под нишей вы понимаете определённое позиционирование радиостанций. Безусловно, у правильно позиционированных станций больше шансов быть прибыльными, потому что рекламодателям очевидна и понятна их аудитория. Но одного позиционирования недостаточно. Необходимо бороться за рынок, за слушателя, за рекламные бюджеты. Кроме того, у меня нет уверенности, что в России так любят спорт, как об этом говорят. Хотя это вопрос социологии, и мы его уже решаем.

- Как строится работа "Газпром-Медиа" с "Эхо Москвы"?

- Конструктивно. "Эхо Москвы" - первое частное радио в России, в этом году ему исполняется 15 лет. Радиостанция работает в информационно-разговорном формате, что, безусловно, требует дополнительных усилий для сохранения конкурентоспособности в условиях стремительного увеличения количества музыкальных и иных развлекательных станций.

- Как, по вашему мнению, будет в дальнейшем развиваться радийный сегмент?

- Думаю, что продолжится общая тенденция - консолидация радиостанций в руках крупных компаний. Консолидация приведёт к объективному росту объёмов радиорынка, который пока остаётся наименее востребованным традиционными СМИ с точки зрения рекламных объёмов (если не считать интернета).

- Помимо успешных проектов издательства "Семь Дней", в "Газпром-Медиа" входит и газета "Трибуна". Каковы планы в отношении этого издания?

- У газеты ещё с советских времен есть целый ряд вполне очевидных проблем, решение которых требует кропотливой и методичной работы. Если можно так сказать, сейчас происходит ребрендинг газеты без смены названия. Газетный бизнес очень инертен, проще создать газету с нуля, чем переводить в новый формат старое издание. За 36 лет существования газеты "Трибуна" в этот бренд было вложено много сил и средств, поэтому её репозиционирование решено проводить без смены названия. Изменился дизайн, улучшается качество материалов, ширится спектр тематик, работаем с доставкой. В целом прошедшим годом мы довольны, сделано действительно много. Газета стала вновь читаемой. При этом вы должны понимать, что "Трибуна" не газета мегаполиса и никогда она так не позиционировалась. Это всегда был в первую очередь региональный бренд, и в регионах он действительно узнаваем. Никто не ставит перед газетой задачу стать альтернативой "Коммерсанту", мы нацелены, прежде всего, на регионы.

- Планируете ли вы приобретать какие-либо медийные активы в обозримом будущем? И какую сумму "Газпром-Медиа" готов потратить?

- "Газпром-Медиа" - уникальный холдинг. В нём представлены все сферы медийного бизнеса: 2 телекомпании, оператор спутникового телевидения, 5 радиостанций, два кинотеатра, кинопроизводящая компания, 3 журнала, телегид и общественно-политическая газета. Поэтому, если говорить о самодостаточности, то наш холдинг вполне может считаться таковым. При этом, безусловно, мы внимательно следим за конъюнктурой рынка, и, если появится привлекательное предложение, укладывающееся в стратегию холдинга, мы его обязательно рассмотрим. Мы открыты к диалогу. А вопрос цены - это не столько вопрос возможностей, сколько вопрос целесообразности.

- А насколько российские компании привлекательны для иностранных инвесторов?

- Думаю, что привлекательны. ТВ, которое имеет самую большую долю рекламных доходов из всех российских СМИ, является самым инвестиционно привлекательным сегментом. Сейчас достаточно благоприятная экономическая ситуация в стране, а раз так, то, на мой взгляд, нет никаких препятствий для того, чтобы иностранцы интересовались всеми сегментами нашего медийного бизнеса. Кроме того, привлекательны с точки зрения инвестиций и альтернативные способы доставки ТВ-контента - это кабель, цифра, спутник. Это будущее телевидения. Аналоговое ТВ подошло к своему пределу развития и сейчас идет борьба контентов. В какой-то момент контенты на всех каналах так или иначе могут сравняться, соответственно, будет побеждать тот, у кого есть альтернативные способы доставки.

03.03.2005
http://www.media-atlas.ru/items/?a=view&id=87&cat=interview

Док. 460256
Перв. публик.: 03.03.05
Последн. ред.: 10.07.08
Число обращений: 215

  • Сенкевич Николай Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``