В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ВОПРОС В ТОМ - НАСКОЛЬКО АЗЕРБАЙДЖАН СМОЖЕТ ПОСТРОИТЬ МУЛЬТИСИСТЕМУ ЭКСПОРТА СВОИХ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ Назад
ВОПРОС В ТОМ - НАСКОЛЬКО АЗЕРБАЙДЖАН СМОЖЕТ ПОСТРОИТЬ МУЛЬТИСИСТЕМУ ЭКСПОРТА СВОИХ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ
Удовлетворены ли Вы сегодня развитием экономических отношений между Россией и Азербайджаном?

Важнейшая основа наших нынешних двусторонних отношений - Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой, подписанный 3 июля 1997 года в Москве президентами обоих государств. Почти треть его статей содержат положения с упоминанием о необходимости развития двустороннего взаимовыгодного сотрудничества в области экономических отношений, способствуя тем самым нашему стратегическому партнерству.

Рассматривая упомянутые отношения именно под этим углом, приходится учитывать все аспекты вопроса. С одной стороны, объем товарооборота за последние два-три года, если обратиться к данным Госкомстата АР, составляет порядка 300 млн. долларов и в прошлом году Россия по этому показателю вновь вышла на первое место среди внешнеторговых партнеров Азербайджана.

Однако, с другой, - может ли нас, как стратегического партнера и как страну, которая испытывает теплые, дружеские отношения к республике и азербайджанскому народу, удовлетворить тот факт, что только за истекший год экспортный поток из Азербайджана в Россию снизился без малого почти в 1,5 раза? В результате - внешнеторговое отрицательное сальдо с нашей страной (за 11 месяцев более 135 млн. долл. США) резко увеличилось и превысило величину самого азербайджанского экспорта в Россию почти в два раза. Это говорит о наличие серьезных проблем в двусторонней торговле и о ее несбалансированности. Очевидно, что такое положение дел не может удовлетворять ни нас, ни наших партнеров, поскольку это приводит к "вымыванию" тех традиционных азербайджанских товаров, которые мы привыкли видеть в нашей стране, и одновременно - к потере республикой емкого российского рынка.

Поэтому, думаю, здесь обеим сторонам предстоит немало поработать, чтобы вернуть ситуацию в более благоприятное русло. Надеемся, что эти вопросы, наряду с другими важными проблемами, касающимися создания условий для всестороннего взаимовыгодного сотрудничества, - будут в центре внимания на очередном заседании российско-азербайджанской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, намеченном на апрель нынешнего года, подготовка к которому уже интенсивно ведется.

Какие события, произошедшие за прошедший год, Вы считаете наиболее важными?

Полагаю, что в ответе на этот вопрос вряд ли можно ограничиться лишь темой двусторонних экономических отношений - как бы она не была важна. Ведь обе наши страны - это президентские республики и наиболее кардинальные проблемы двусторонних отношений решаются именно во время встреч их первых лиц. И такие встречи были и в прошлом году, и уже в нынешнем.

Во время одной из последних - Президента Азербайджанской Республики Г.Алиева и и.о. Президента Российской Федерации В.Путина, проведенной в Кремле 24 января с.г. в рамках Московского саммита стран СНГ, - был обсужден широкий круг вопросов, включая и экономические. И прошла она в самом хорошем, дружеском ключе.

Но, наряду с этим, хотелось бы отметить и другой отрадный момент. В ноябре прошлого года в Баку прошло 4-е заседание двусторонней Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Оно прервало затянувшуюся более чем на два года паузу в деятельности этого важного механизма в развитии российско-азербайджанских отношений. Был рассмотрен ряд накопившихся проблем и приняты конкретные решения по их преодолению. Активизированы усилия по подготовке новых, очень нужных соглашений, призванных существенно расширить договорно-правовую базу сотрудничества между Россией и Азербайджаном. Это вселяет оптимизм и дает надежды на вывод наших отношений на новые рубежи. Поэтому и такое событие прошедшего года необходимо причислить к разряду важных.

Россия располагает свыше 30% газового запаса мира. Часть своего газа она намеревается экспортировать в Турцию (проект "Голубой поток"). Недавно премьер-министр Владимир Путин заявил об увеличении экспорта газа в Турцию в два раза. Не считаете ли Вы, что Россия намеревается монополизировать право на продажу своего "голубого топлива"?

Никто не собирается монополизировать. Да это и невозможно.

На современном этапе Азербайджану трудно конкурировать с Россией на рынке газа, поскольку у нас он уже "на потоке", а республике еще предстоит оценить имеющиеся запасы, организовать добычу и создать транспортную систему по экспорту газа. Ну, а в будущем, наши страны, активно взаимодействуя в рамках Содружества, всегда смогут решить вопросы относительно объемов своих поставок не только в Турцию, но, возможно, и на другие рынки. Что касается Туркмении, то, по соглашению с нашей страной, она будет поставлять крупные партии своего газа на экспорт, используя уже имеющиеся газопроводы, и тем самым решать насущные для нее экономические задачи. Как видите, ни о каком ущемлении чьих-то интересов не может идти речи. В этом деле важно избегать излишней политизации вопроса и принимать решения, как это и в случае России и Туркменистана, прежде всего с точки зрения экономической целесообразности. Согласитесь, что с дальнейшей диверсификацией внешнеэкономических связей, а также и источников энергоносителей, говорить о какой-то монополизации, значит рассуждать устарелыми категориями.

Собирается ли Россия, в частности, российский холдинг ЛУКОЙЛ участвовать в строительстве и эксплуатации будущего трубопровода Баку-Джейхан?

При наличии коммерческой привлекательности рассматриваемого проекта ОЭТ ничто не мешает ЛУКОЙЛу участвовать в его строительстве. Сегодня компания активно изучает ситуацию по проекту этого нефтепровода, и при получении соответствующей оценки будет приниматься решение. ЛУКОЙЛ, как мне представляется, будет руководствоваться в данном случае чисто коммерческой привлекательность проекта, в оценку которого войдут и ресурсные возможности Азербайджанской Республики, и возможность сбора средств при финансировании проекта, и степень участия в нем международных финансовых организаций и, наконец, результат тендера, объявленного ГНКАР по созданию компании основного экспортного трубопровода.

Намерена ли "Транснефть" в скором времени принять предложение ГНКАР о создании механизма возмещения потери качества азербайджанской azerи oil?

Нужно отметить, что это не столько предложение ГНКАР, сколько самой "Транснефти", которая предложила ГНКАР и АМОК гарантию сохранения качества азербайджанской нефти в порту Новороссийска. И более того, российская компания готова предложить Азербайджану и ее представителю в этом виде бизнеса - Госнефтекомпании Азербайджанской Республики - механизм создания большей привлекательности тарифных ставок для экспортеров нефти в сторону их снижения. И тот факт, что "Транснефть" решает все вопросы за счет своих инвестиций, не требуя их предоставления со стороны ГНКАР или каких-то дополнительных гарантий третьей стороны, - еще одна степень привлекательности. Поэтому вопрос не в том, готова ли "Транснефть" принять предложение ГНКАР, а насколько последняя готова принять соответствующие предложения и когда состоится их обсуждение.

Ваше отношение к тому, что Азербайджан прокладывает свои энергетические экспортные маршруты в обход российской территории?

Вопрос не в том, вокруг чьей территории прокладываются сегодня маршруты. Вопрос - насколько Азербайджан может построить мультисистему экспорта своих энергоносителей, т.е. реализовать несколько вариантов экспорта.

Будет ли это в обход турецкой территории, российской, или другой - это будут, видимо, маршруты, построенные с учетом и экономического фактора и того, что в английской пословице называется "не класть все яйца в одну корзину". Поэтому, если республика будет придерживаться такой концепции, то, видимо, она добьется наиболее зримых результатов. В любом случае, Азербайджан выходит на мировой нефтяной рынок, на котором активно участвует также и Россия. И деловое сотрудничество на нем наших двух стран принесет только взаимную пользу.

На какой стадии находится проект реконструкции и расширения системы магистральных нефтепроводов Баку-Тихорецк с обходом Чеченской Республики?

Согласно сведениям руководства "Транснефти", строительство нефтепроводной ветки в обход Чечни идет полным ходом в соответствии с утвержденным графиком работ и в конце апреля ожидается его окончание. Темпы прокладки трубопровода составляют 4 км в день. Из общей протяженности транспортной магистрали в 312 км на конец февраля было уложено, изолировано и засыпано более 210 км трубы. Разумеется, потребуется еще несколько дней на испытания. А далее - можно рассчитывать, что экспортная нефть с азербайджанских месторождений сможет бесперебойно поставляться на внешние рынки, - в полном соответствии на этот счет с Договором между нашими странами о транзите ранней азербайджанской нефти, подписанном 18 января 1996 года.

Какой Вы видите будущую схему экспорта каспийских энергоносителей на мировые рынки?

Прежде всего, хотел бы обратить внимание на один принципиально важный момент, без учета которого ответ на данный вопрос выглядел бы упрощенным. Речь идет о том, что научно обоснованные проекты такого масштаба являются результатом не абстрактных рассуждений или политически мотивированного выбора, а следствием глубоких, всесторонних технико-экономических, социально-экологических и иных исследований. Такие работы, насколько мне известно, проводятся сейчас практически во всех заинтересованных странах региона, как на государственном уровне, так и непосредственно нефтяными компаниями.

По сложившейся практике, итоги таких исследований в виде интегрированных коммерческих предложений, учитывающих объемы необходимых для этого капвложений, тарифы, качество и гарантии транспортировки энергоносителей, рассматриваются заинтересованными сторонами, каждая из которых вправе выбрать в конечном итоге ту или иную схему транспортировки. Конечно, при этом всегда принимается в расчет и необходимость наличия так называемого "запасного варианта" экспорта, что придает любой системе дополнительную гибкость и надежность.

Таким образом, определение общей системы экспорта каспийских энергоносителей, как и им подобным в других зонах мира, должно, на мой взгляд, осуществляться на основе прагматического подхода, продиктованного прежде всего экономическими соображениями, и, что тоже очень важно, - не в ущерб интересам других стран региона.

Россия, выдвигая свои предложения на этот счет, как в случае с транспортировкой азербайджанской нефти по Северному маршруту, казахстанской нефти по КТК или туркменского газа по системе газопроводов Средняя Азия-Центр, убедительно демонстрирует свою приверженность такому подходу и выражает готовность к взаимовыгодному сотрудничеству в этой области со всеми странами региона, в том числе и с Азербайджаном.

Когда и как, по Вашему мнению, должна быть решена проблема со статусом Каспия?

"Как" - это было предложение российской стороны. Оно широко освещалось в прессе. Скажу только главное. Российское предложение опирается на международное право и учитывает интересы всех присутствующих в регионе сторон. Разумеется - речь идет о долгосрочных интересах. Оно учитывает и экономическую сторону вопроса, и экологические проблемы. Оно за максимальное сохранение и ресурсов и уникальности самого Каспия.

Переговоры состоялись. Проблема была поставлена. Обе стороны высказали предложения. Наши остаются в силе. Поэтому "когда" - это зависит от позиции Азербайджана. Когда руководство республики будет готово встретиться для обсуждения этого вопроса, тогда будет сделан шаг вперед в преодолении этой проблемы. Разумеется, полное решение последует, если и остальные прикаспийские страны выразят соответствующую готовность.

Опыт человечества подсказывает, что излишнее затягивание с разрешением проблем обычно не идет на пользу. Поэтому, хотя развязки не всегда просты, искать их надо.

Каковы планы по сотрудничеству с Азербайджаном на 2000 год?

Мы исходим из того, что нынешний уровень сотрудничества не реализует объективно существующий огромный потенциал. Выражаем надежду, что для его раскрытия нам нужен интенсивный политический диалог, регулярные контакты на межправительственном и межведомственном уровнях. Немало неиспользованных резервов имеется и в плане повышения эффективности работы российско-азербайджанской Межправительственной комиссии, решения которой сторонами должны строго выполняться. Мы должны придать новый импульс сотрудничеству с республикой российских регионов, у которых давние связи с Азербайджаном. Представляется важным активное развитие связей и взаимодействия в таких сферах как образование, наука и культура.

Прищепов Александр Львович


Временный Поверенный в делах Российской Федерации в Азербайджане

http://www.caspenergy.com/no4rus7.html

Док. 460237
Перв. публик.: 10.07.00
Последн. ред.: 10.07.08
Число обращений: 360

  • Прищепов Александр Львович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``