В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Программное выступление Константина Эрнста, Генерального директора `Первого канала` на конференции `Логика Успеха`. Назад
Программное выступление Константина Эрнста, Генерального директора `Первого канала` на конференции `Логика Успеха`.
Одинаковость телевизионного содержания - путь к глобальной помойке?


Написано пафосно, что выступление программное, но я как раз не хотел никакого программного выступления, а хотел поговорить. Я думаю, что вам интересно что-то у меня спросить, а мне - спросить у вас. Потому что все, что я могу вам рассказывать, касается, в первую очередь, стратегии, тактики и практики федеральных каналов. И по правде скажу вам: руководители основных телевизионных каналов очень слабо разбираются в региональном телевидении, в его тенденциях. Самые умные полагают, что ничего об этом не знают: страна самая длинная, разная, даже, я думаю, общей практики регионального телевидения не существует. Поэтому я бы очень рассчитывал на диалог. За эти 35 минут гораздо эффективнее будет вам от меня получить ту информацию, которая вас интересует, а мне - получить ту информацию, которая интересует меня, именно в ходе диалога. Так как здесь написано, что одинаковость телевизионного содержания - путь к глобальной помойке, и поставлен знак вопроса, я все-таки скажу для затравки несколько слов.

Я считаю, что в последние два года произошло глобальное изменение телевизионной аудитории. Глобальное изменение, которое привели за собой изменения в телевизионных пристрастиях, в работе новых форматов и в неработе многих старых, в том, что структура вещания, рассчитанная на предыдущие десятилетия, не соответствует желанию большей части, сердцевины телевизионной аудитории. И к прискорбию могу сказать, что наиболее продвинутая интеллектуальная аудитория телевидением вообще не интересуется. То есть существующее развитие экономики и социальная жизнь эту группу вообще из телевидения уводят. То, что они хотят посмотреть, они смотрят на DVD, а вообще издается такое количество книжек, есть столько мест, где можно встретиться с друзьями или с любимыми девушками... Всегда телевизионщики гордились тем, что, перефразируя, "в России телевидение больше, чем телевидение". Тенденции последних двух лет говорят о том, что, очевидно, не больше уже, но еще и не меньше.

Что касается одинаковости, на самом деле, в последние несколько лет - это касалось в первую очередь федеральных каналов - практика была такая: кто-то в ходе своих рискованных экспериментов делал успешный формат в любом жанре телевидения, он начинал работать. Все полгода смотрели на того, кто это сделал и радовался. Те, кто не сделали - смотрели и тихо завидовали. Через полгода обычно принималось решение всеми близко стоящими конкурентами, что надо срочно делать то же самое. С разной степенью успешности делалось то же самое на паре каналов, возникали клонированные программы. А зрителю абсолютно наплевать, кто первый, кто это придумал. И когда он видит на трех каналах три почти одинаковых проекта, он очень быстро перестает смотреть все три. А так как это была активнейшая практика последних лет: подсмотри у конкурента, что работает, сделай свое такое же, получай такой же урожай, - это привело к тому, что если у телевидения предыдущего десятилетия были форматы, которые все десять лет и продержались, по крайней мере, 3-5 лет считались сроком жизни довольно успешного формата, то сейчас этот срок трагически сократился почти до сезона. А многие форматы не выживают и половины сезона.

Все-таки я в начале сказал о диалоге. Программную часть выступления давайте закончим и перейдем к каким-то более точным энергетическим отношениям.

Юрий Радченко, Сосновый Бор
А что вы хотели от нас узнать?

Константин Эрнст
Я, на самом деле, хотел узнать основной мотив - я понимаю, что здесь есть владельцы, менеджеры, у всех разные мотивы. Это вопрос прежде всего к присутствующим владельцам: каков мотив регионального телевизионного, или более широко - медийного - тайкуна, для того, чтобы заниматься телевидением в первую очередь?

Манана Асламазян
Валера, зачем тебе телевидение?

Валерий Голубовский, Ставрополь
Региональное телевидение существует - и даже отчасти процветает - как телевизионный бизнес. Это чтобы Вы знали, это взгляд из регионов. А вот у меня такой вопрос: кто владеет каналом ОРТ, и как владельцам и менеджменту канала ОРТ удается договориться со структурами власти в вещании информационном? Какова структура владения ОРТ?

Константин Эрнст
Структура владения ОРТ известна и широко публикуется - 51% государства, 49% частного пакета.

Валерий Голубовский, Ставрополь
Про частный пакет нельзя сказать?

Константин Эрнст
Частный пакет? Если это вопрос, есть ли Абрамович в числе владельцев - нет. Это три разных компании. Знаете, эти данные официально вывешены везде, можете это проверить, названия компаний, которые владеют 49% - в этом нет секрета.

Валерий Голубовский, Ставрополь
Другой вопрос: как удается договориться владельцам, или если не владельцам, то менеджерам ОРТ, с Кремлем, с Думой?

Константин Эрнст
Нет такого канала - ОРТ.

Валерий Голубовский, Ставрополь
Ну, Первого. Проблема есть такая?

Константин Эрнст
Договориться о чем?

Валерий Голубовский, Ставрополь
Ну, допустим, есть разные проекты, разные программы, разные взгляды на информационное вещание. На этом канале есть и господин Леонтьев, и господин Познер. Мне кажется, они неодинаково представляют то, что происходит в нашем обществе.

Константин Эрнст
Ну, собственно, в обществе как раз многие неодинаково многое представляют: есть некая середина, у которой примерно общее мнение, есть апикальные зоны, которые часто противоположны. Канал в определенной степени должен быть зеркалом своей страны, в нем должны быть представлены разные спектры мнений, и мы стараемся - не всегда получается - представлять разные спектры.

Валерий Голубовский
Как Вы думаете, ОРТ...

Константин Эрнст
Первый канал, настаиваю

Валерий Голубовский
Первый канал - это больше телевидение для общества или телевидение все-таки "информационного заказа"?

Константин Эрнст
Спасибо Вам за этот вопрос, потому что он гениально сочетается с тем, что Вы ответили на мой вопрос: Вы сказали, что занимаетесь телевизионным бизнесом. А вопрос ваш был не про бизнес, а про другую составляющую. Мы не являемся каналом информационного заказа. Если Вы полагаете, что мне 25 раз звонят из Кремля и говорят, что мне нужно делать - это глубокое заблуждение. Это досужие сплетни людей, которые не знают, как это делается. Да, действительно, власть иногда просит продвинуть определенную идею, ну, собственно, имея контрольный пакет... У Вас какой пакет в Вашей компании?

Валерий Голубовский
Личный? У нас частная компания.

Константин Эрнст
У вас частная компания. У вас в этой компании какой процент?

Валерий Голубовский
Большой.

Константин Эрнст
Вот, кстати, насчет структуры акционерского капитала. Так вот, скажите, пожалуйста: если Вы продвигаете какой-то социальный проект, или экономический, Вы можете порекомендовать Вашей компании его поддержать? Как владелец большого пакета. Вот только искренне давайте здесь говорить будем.

Валерий Голубовский
Конечно.

Константин Эрнст
Ну и все, и власть то же самое. Имея контрольный пакет, правда, не платя - не все знают, хотя мы об этом говорим: государство, наши граждане не платят за Первый канал ни копейки. Мы существуем на деньги, заработанные от рекламы. Вот была эта знаменитая история в 1999 году, после дефолта, Березовский, бравший кредит. Этот кредит мы сейчас возвращаем, уже четверть вернули. От государства Первый канал ничего не получает, но, конечно, откликается на отдельные просьбы власти, имеющей контрольный пакет. А на отдельные - упирается и не откликается.

Андрей Столяров, Тула
У меня два вопроса. Первый вопрос: вчера перед нами выступал господин Познер и убеждал всех нас, здесь присутствующих, чтобы мы защищали наших журналистов, потому что он эту неусыпную защиты с Вашей стороны чувствует на себе постоянно. А почему чувствует? Сказал, что, по-видимому, его программа неким образом позиционирует Первый канал как респектабельный, разносторонний и так далее. В связи с этим вопрос: программа "Основной инстинкт" не позиционировала канал, и почему она ушла с канала? Второй вопрос: мне интересно, широко разрекламированное создание собственной службы продаж ВГТРК и их развод с Видео Интернешнл - сейчас говорят, что он не состоится.

Константин Эрнст
Но я не могу ничего комментировать от имени ВГТРК. Это мои ближайшие коллеги и товарищи, но я не вправе это делать.

Андрей Столяров
Про "Основной инстинкт" тогда

Константин Эрнст
Про "Основной инстинкт" могу сказать абсолютно честно, положив руку на сердце: никто не закрывал "Основного инстинкта", никогда не просили ни из Кремля, ни еще откуда. У нас со Светланой Сорокиной были постоянные споры о развитии программы - я считал, что программа не развивается, что она находится в некой парадигме прошлого десятилетия, в большой степени использует тех персонажей, которые давно ушли. Ну при всем уважении не являются ни Явлинский, ни Немцов апикальными точками существующего политического процесса. И мы разошлись абсолютно без скандала, так как у нас было разное прочтение этой программы: я пытался ее ориентировать больше в сторону социальности, Светлана была больше склонна именно в парадигму прошлого десятилетия, к разборкам "внутри Садового кольца". Вот, собственно, это было мое менеджерское решение, ни один человек ни из каких структур власти не рекомендовал это делать, не просил и не заставлял. Это наше было совместное со Светланой решение, я с ней разговаривал в последний раз два часа назад, обсуждая новый проект, который она будет делать, помимо документального кино.

Участник конференции
Константин Львович, во-первых, я хочу с признательностью сказать спасибо Первому каналу за сериал "Гибель империи" - по-моему, вещь просто очень талантливая, и важная социально и политически. И, конечно, если бы эта тема продолжалась, было бы замечательно. Но в то же время, если позволите, и упрекнуть. Вот Вы сказали, с одной стороны, справедливо, что телевидение как бы не совсем все уже, но, с другой стороны, Левада-Центр проводил опрос про культурную элиту России опрос. Там на первом месте, конечно, Алла Борисовна, потом Михалков, потом одна попса. Кобзон из приличных людей там, Швыдкой 6%, и так далее. Это все-таки телевидение виновато - ведь если в утреннем канале у вас идет опрос, кто как любил в первый раз, то, это конечно, только Буйнов, который, конечно, 20 раз любил, и все 20 раз - как в первый, и так далее. Одна попса снова - ни одного писателя, ни одного вообще человека. Не отрекаетесь ли Вы от умных людей? Вот здесь утром Нина Зверева говорила про свой утренний канал - умные люди. Она приглашает умных людей. И ваш формат утра - после этого Буйнова репортаж из Белгорода об убийстве из ревности - ну разве это для утра?

Константин Эрнст
У нас про убийство в утреннем шоу не показывают ничего. Это вы мне не мое шьете.

Участник конференции
Я дату назову - у меня все записано, спецрепортаж из Белгорода об убийстве из ревности, в тот же день, когда с Буйновым была эта история про 20 первых любовей. Неужели мало криминальных передач без этого?

Константин Эрнст
У нас - меньше всего.

Вопрос
Не хотите ли вернуть умных людей к себе?

Константин Эрнст
Знаете, мы стараемся как бы ориентироваться на умных людей, но хочу вам сказать, что у нас на протяжении трех сезонов был канал "Новый день", который был ориентирован на умных людей. Закрыли - цифры были таковы, что мой медиаселлер рекомендовал мне для размещения пива поставить туда продукт с более высоким рейтинговым потенциалом - нет, на самом деле, потому что мы готовим новый проект. Тоже для умных, не беспокойтесь. В том числе и Гордона, кстати.

Евгений Шварц, Орел
Константин Львович, в районах некачественный прием эфира первого канала. Со спутника идет отличная цифровая картинка плюс стереозвук. Будете кодировать канал или нет? Спасибо.

Константин Эрнст
Будем.

Участник конференции
У Вас замечательный канал, вы во многом формируете повестку дня информационного поля, о чем Вы говорили, плюс во многом - повестку дня по телевизионным форматам. Ваш прогноз: на что сейчас следует обратить внимание, по самым перспективным телевизионным форматам, чтобы не получилось ТНТ.

Константин Эрнст
На самом деле, могу сказать, что с точки зрения маркетинга Рома Петренко - молодец, потому что он выискивает ниши радикального воздействия, они работают эффективно, но очень быстро, потому что если доза большая, она очень быстро, эффективно загружает клиента, но потом он больше не хочет. Я думаю, что Рома столкнется в этом сезоне с тем, что желание трансформировать канал в канал реалити-шоу нереально.
Что касается тенденций, знаете, то, с чего я начал: я считаю, что в течение текущего сезона на больших каналах, слава Богу, умрет рейтинг "Аншлагов", "Кривых зеркал" и тому подобных программ. К сожалению, такое обилие премьер и просто наименований русских сериалов отсепарирует, и работать будут только единичные успешные вещи - к сожалению, успешные не всегда по художественности, а по попаданию в текущий интерес аудитории. Я думаю, что невозможно - вот я сказал, что два года назад я для себя понял, что аудитория изменилась - она сейчас очень быстро меняется. Выяснить, какова она, возможно только эмпирическим путем, надо экспериментировать. Из пяти проектов, про которые вы подумали, что они заработают, заработает один, но заработает так, что вы будете довольны. Я думаю, что нет абсолютно никакого другого способа кроме как экспериментировать, потому что никакого реального представления о той аудитории, с которой мы имеем дело, и о ее сегодняшних пристрастиях, причем ее сегодняшние пристрастия отличаются от ее пристрастий год назад вполне радикально.
Более того, я думаю, что присутствующие здесь уважаемые мной представители ГФК скажут, что опрос по поводу телевизионных пристрастий не дает никакого эффекта. Люди называют какие-то программы, обычно стараются называть программы по культуре, например, на вопрос "Чего вам не хватает?" - "Не хватает кино", - и все это абсолютная ерунда. Вы знаете, как люди не говорят, что голосуют за Жириновского - потому что неудобно так говорить, - и вот то, что смотрят постоянно "Аншлаг", тоже не скажут: догадываются, что что-то как-то не так, умная тетечка пришла с бумажками какими-то, нельзя же ей про "Аншлаг", ей же надо про канал Культура сказать. Это называется: жалко, он у меня не принимает, но скажу. Поэтому нет никакого другого способа, кроме как экспериментировать и получать информацию о своей аудитории, потому что нет эффективной системы исследования аудитории, которая так радикально изменилась в России, как в последние 2-3 года.
Я, например, 5 лет назад точно знал, с какой аудиторией я работаю. А вот в последние два года я могу вам сказать, что я пытаюсь догадаться, куда она пошла, как она трансформировалась, кто нас покинул, а кто стал основным. Я думаю, что у вас существует такая же проблема, потому что в пятилетие 1995-2000 года работать было довольно легко: эта аудитория менялась довольно медленно, ее пристрастия были понятны, а вот последние 2-3 года - все, такого варианта, когда просчитаем следующие пять лет, больше не будет никогда. Все время будем работать с изменяющейся аудиторией. Если по прошлым сезонам ты принял решение, что "работают русские сериалы, я буду показывать 7 русских сериалов в прайм-тайм", через пару лет ты отдохнешь с этим. Один из семи будет работать, а в остальных тайм-слотах у тебя будет зона бедствия. Поэтому если вам кто-то скажет, что он знает портрет современной российской аудитории, можете дальше его просто не слушать.

Манана Асламазян
Последний вопрос, я пользуюсь правом хозяйки. На самом деле, Костя, наша конференция называется не просто "Логика успеха", а "Логика личного успеха", и сегодня утром три крупных успешных российских менеджера, сидя на этом месте, открыто и искренне делились своими представлениями о том, как они достигли успеха, достигли ли они его, в чем логика провала и так далее. Это личный вопрос, не Первому каналу, а лично Константину Эрнсту. Зачем Эрнст занимается телевидением? В чем для Вас мерило успеха? Есть ли мера личной ответственности за ту картину мира, которую создает Первый канал? Только искренне.

Константин Эрнст
Манана, такое впечатление, что я до этого врал все время.

Манана Асламазян
Личный вопрос, поэтому трудно быть искренним.

Константин Эрнст
Я искренне занимаюсь тем, чем я занимаюсь. Я люблю Владимира Познера и Михаила Леонтьева, я совмещаю эту любовь в себе - это в качестве комментария на непрозвучавшие вопросы. Я никогда ничего не делал, что бы противоречило моему представлению о том, что я могу себе позволить. Да, наверное, были какие-то неудачные вещи и киксы, иногда были проколы по вкусу. Глобально - я отвечаю за все, что в течение последних 10 лет я делал на канале. Я до определенного момента, до 2000 года, не отвечал за новости. За новости отвечаю после 2000 года, до этого - нет.
Успех - знаете, на телевидении успех - замечательная вещь. Если ты был успешен вчера, это вовсе ничего не гарантирует тебе сегодня. Это такая зона, где надо доказывать каждый день, это не образ, это факт. Каждый день ты должен доказать остальным, что ты делаешь все правильно, ты успешен. И люди, которые полагают, что телевидение - не марафон, и это может когда-то дать надежный, постоянный результат, работают не в том месте. Я, будучи "вьюношем," очень хотел заниматься многими делами, я хотел быть черт знает кем, но сразу понимал, что одной жизни не хватит, чтобы прожить все. В какой-то момент я понял, что телевидение - то самое место, где в одно и то же время ты можешь прожить сразу несколько жизней. Я этим обстоятельством абсолютно счастлив. Спасибо!

10.11.2005
http://www.media-atlas.ru/items/?a=view&id=373&cat=interview

Док. 460177
Перв. публик.: 10.11.05
Последн. ред.: 10.07.08
Число обращений: 198

  • Эрнст Константин Львович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``