В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Кынев: Москва. Дискуссия `Российские регионы и федеральный центр: `Не учите нас жить! Лучше помогите материально...` Назад
Александр Кынев: Москва. Дискуссия `Российские регионы и федеральный центр: `Не учите нас жить! Лучше помогите материально...`
27 июня 2006 года в информационном агентстве "Росбалт" прошла дискуссия "Российские регионы и федеральный центр: "Не учите нас жить! Лучше помогите материально..."

В дискуссии приняли участие:

- Рафгат Алтынбаев, председатель Комитета Совета Федерации РФ по делам Федерации и региональной политике;
- Владислав Гриб, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам регионального развития и местного самоуправления;
- Сергей Артоболевский, заведующий отделом экономической и социальной географии Института географии Российской академии наук;
- Светлана Колесник, президент Фонда Развития Информационной Политики;
- Александр Кынев, руководитель региональной программы Фонда Развития Информационной Политики;
- Георгий Чижов, заместитель генерального директора Института региональных проблем;
- Андрей Шаститко, генеральный директор фонда "Бюро экономического анализа".

Рафгат Алтынбаев, председатель Комитета Совета Федерации РФ по делам Федерации и региональной политике, считает, что "выровнять" уровень развития территорий можно только за счет объединения регионов. "В России достаточно много субъектов, которые находятся в сложном экономическом положении, поэтому отказываться от политики выравнивания просто неправильно. Это стало следствием политики Ельцина, когда сохранить Россию, было решено путем самоопределения всех народов, - заявил парламентарий. - Исправить ситуацию можно только за счет объединения регионов". Не менее важно, по его словам, межрегиональное и макрорегиональное развитие регионов. "Макрорегиональное сотрудничество позволит искоренить княжеский подход, по сей день сохранившийся во многих регионах, что, в свою очередь, позволит нормально использовать имеющиеся в стране ресурсы", - полагает Алтынбаев. Парламентарий отметил, что ни один регион не сможет нормально развиваться без повышения своей инвестиционной привлекательности: "Субъект, который не имеет нормальных дорог, очистных сооружений, достаточных энергетических мощностей никогда не будет востребован инвестором", - заключил сенатор.

Владислав Гриб, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам регионального развития и местного самоуправления, заявил, что прогрессивные руководители регионов России сейчас фактически лишены стимула для дальнейшей работы и идет "удушение" региональных инициатив путем перераспределения траншей. "Во взаимоотношениях между российскими регионами сложилась ситуация, как в фильме "Операция - Ы", то есть по принципу "кто не работает, тот ест", так как чем лучше глава администрации работает, тем больше денег у него забирают и отправляют в более пассивные иждивенческие районы", - сообщил член Общественной палаты. По его словам, у каждого региона есть свои конкурентные преимущества, которыми необходимо научиться соответствующим образом пользоваться. "Там, где нефть и газ - все понятно, но есть и возможности развития туризма и сельского хозяйства. Государство должно помочь увидеть эти преимущества, за исключением иностранных инвестиций и налоговых льгот, - отметил Гриб, - причем немаловажно изменить и экономическую ментальность как правительства, так и народа".

Андрей Шаститко, генеральный директор фонда "Бюро экономического анализа, считает межбюджетные трансферы обоюдоострым оружием, которое не должно из нормативов перераспределения средств между регионами превращаться в аналог продразверстки для регионов-доноров. По мнению эксперта, трансферы не являются принципиально нейтральными финансовыми инструментами, поскольку отказ от них в принципе чреват опасностью нарушения целостности страны.

Светлана Колесник, президент Фонда Развития Информационной Политики, утверждает, что упор правительства на "полюса роста", приведет к формированию на территории Российской Федерации "городов XXI-го века - с одной стороны, и фавел - с другой". Избежать этой перспективы, по ее мнению, возможно только путем развития системы коммуникаций, одновременно облегчающей доступ к информации для граждан и повышающей их мобильность. Колесник полагает, что из 131-го закона усилиями властей был выхолощен важнейший из заложенных в него принципов, процесс активизации населения страны и его вовлечения в региональные практики. Это, по мнению руководителя Фонда Развития Информационной Политики, влечет за собой как неудачи местного самоуправления, так и пробуксовывание национальных проектов.

Сергей Артоболевский, заведующий отделом экономической и социальной географии Института географии Российской академии наук, заявил, что межбюджетные отношения, чей смысл заключается в выравнивании диспропорций, не относятся на самом деле к региональной политике, которая должна быть политикой развития. "Сплошного освоения в условиях депопуляции страны не может быть и речи", - заявил ученый, связав это и с высокой инертностью присущей территориальным структурам и призвав обратиться к опыту стран Западной Европы, которым приходилось сталкиваться с типологически близкими проблемами. Артоболевский, полагает, что если регионы и нельзя "выровнять", то нужно придерживаться политики их "сближения", поскольку "страна с такими резкими региональными диспропорциями не может быть едина", - резюмировал свое выступление один из лучших специалистов-регионоведов России.

Александр Кынев, руководитель региональной программы Фонда Развития Информационной Политики, полагает, что разрабатываемая в правительстве концепция регионального развития заключает в себе один базовый недостаток - отсутствие единых минимальных стандартов социального обеспечения граждан, т.е. "нормальных условий для достойной жизни", вне зависимости от региона проживания. Эксперт выразил сомнения в эффективности политики укрупнения регионов, инициированной федеральным центром. С точки зрения Кынева, все достижения в этом случае свелись к пиару некоторых региональных руководителей, сформировавшему завышенные ожидания у населения территорий, которые оказались не подкреплены реальными изменениями. Это, по мнению эксперта, может стать источником грядущих социальных взрывов во вновь образованных субъектах.

Георгий Чижов, заместитель генерального директора Института региональных проблем, заявил, что политика "централизации" страны привела к увеличению налогового обременения регионов-доноров, не принеся ничего адекватного им взамен. По мнению аналитика, "некоторые территории ни то, что стать регионами-донорами, но и себя не смогут обеспечить". Чижов убежден, что пока на самом деле речь не идет об "укрупнении", поскольку консолидировались округа, заключенные внутри других субъектов, и не менялось принципиально ничего, кроме количества федеративных единиц. Настоящим "укрупнением", по мнению эксперта, станет "исчезновение" с административной карты отдельной области. Такая судьба, по словам Чижова, может грозить Костромской или Псковской область, не отличающихся особо положительными показателями в последние годы. Но для этого "нужна реальная программа, в которой будет выражена политическая воля", - заключил эксперт.


http://www.rosbalt.ru/2006/06/27/257851.html

Росбалт, 27/06/2006


Док. 460108
Перв. публик.: 27.06.06
Последн. ред.: 10.07.08
Число обращений: 167

  • Кынев Александр Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``