В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Лужков о решении транспортных проблем Назад
Юрий Лужков о решении транспортных проблем
Возможной причиной роста цен на бензин мэр Москвы Юрий Лужков назвал монопольный сговор. "Никаких оснований для роста цен на бензин нет", - заявил мэр Москвы в передаче "Лицом к городу" в минувший вторник. "Я хочу предупредить всех тех, кто занимается производством, выработкой и продажей топлива: не играйте с этим огнеопасным материалом. Вы можете получить очень серьезное противодействие со стороны Федеральной антимонопольной службы, которая следит за монопольным сговором", - сказал Юрий Лужков

Корреспондент: В столице цены на топливо поднялись и продолжают расти. Уже к концу лета, как считают аналитики, за литр 92-го придется раскошелиться на 25 рублей, а стоимость 95-го может приблизиться к 30. За последний месяц цены на бензин в России догнали и перегнали Америку и подбираются к европейским. Только одна деталь: в Европе, как и в США, столько черного золота не добывают. Нефтяники объясняют причину подорожания постоянно растущими мировыми ценами. За баррель на мировых рынках уже дают 135 долларов плюс особо стараются владельцы московских автозаправочных станций. На некоторых АЗС стоимость самых ходовых марок бензина - 92-го и 95-го - растет опережающими темпами. Именно такие заправки и составили черный список, который сегодня водителям раздавали активисты "Единой России".

Автовладельцы: Качество бензина не соответствует цене. Цены повышаются, а качество нет, и во многих случаях оно даже ухудшается. Мы сегодня собрались здесь для того, чтобы высказать свое недовольство по поводу того, что владельцы АЗС повышают цены практически без причин, не имея на это рыночных предпосылок.

Корр.: Один из пикетов у АЗС - на Ленинградке, почти сразу за въездом в Москву. Многие водители притормаживают, кому-то списки недобросовестных заправок отдают прямо на ходу; Водитель многотонного самосвала даже специально подъехал, узнав, какой повод у пикета.

Водитель: Я живу в Брянске. Цена на бензин в Москве - 22 рубля за литр и 22 рубля - в Брянске. Но прожиточный минимум разный. Это большая разница. Кто может это контролировать?

Корр.: Водители, заправляясь на "осажденных" АЗС, поддерживали митингующих: как-никак свободные цены - удар по кошельку каждого.

Автовладелец: На обывательском уровне надо понять, что цена на бензин - это дело не только автолюбителей. И те, кто радуется, что автолюбителям тяжелее стало жить, просто не понимают, что цена на бензин входит буквально во все услуги и тяжелее жить станет всем.

Корр.: Пикетирование обещают продолжать до тех пор, пока регулированием отпускных цен на топливо не займется государство или цена на нефть на внутреннем рынке не пойдет вниз. Второе, конечно, менее вероятно.

Ведущий: Что касается Брянска, вы, Юрий Михайлович, за Брянск не ответчик, но что касается Москвы, вы давно и твердо сказали: объективных факторов повышения цен на бензин не существует. Все, что необходимо было сделать правительству столицы для того, чтобы цены не повышались, сделано, договоры с сетевиками существуют, и тем не менее цена медленно, но коварно ползет вверх. Может быть, что-то не доделано, может быть, уровень ответственности не муниципальный, а федеральный? В чем основная причина?

Юрий Лужков: Сначала надо вспомнить конец марта. Нас пугали, СМИ тоже подхватили эту информацию, что в Москве просто не будет топлива. Ссылались на то, что одна установка на МНПЗ на ремонте. Мы эту ситуацию как бы скомпенсировали тем, что, во-первых, установили жесткий график ремонта для Московского нефтеперерабатывающего завода, а самое главное - мы собрали производителей топлива. Нам очень помогли "Лукойл" и другие крупные производители. Были сформированы специальные резервы топлива, и мы сказали москвичам: топливо будет. Топливо есть, но дополнительно возникли еще две причины. Нехватки топлива сегодня нет. Первая причина - это цены и вторая причина - качество. Что касается цен, то еще раз заявляю, что никаких оснований для их повышения у производителей топлива нет. Это самый главный вывод. Я хочу предупредить всех тех, кто занимается производством топлива, его реализацией и продажей: не играйте с этим огнеопасным материалом! Вы можете получить не только протесты общественности, но и серьезное противодействие со стороны Федеральной антимонопольной службы, которая следит за обоснованностью роста цен. На рынке топлива у нас действует небольшое количество производителей, и вполне возможен монопольный сговор, который связан с медленным, но тем не менее непрерывным процессом повышения цен. Оснований для повышения цен, я знаю это по нашей Московской нефтяной компании, никаких нет. Больше того, Московская нефтяная компания, участник этого рынка, объявила, что она на своих заправках цены повышать не будет. Это хороший пример, и мы призываем и партнеров, и конкурентов к тому, чтобы не заниматься этой игрой, которая может привести к серьезным санкциям, штрафам. Она опасна, и вы можете получить реакцию от государства и от населения.

Что касается качества топлива, то "Единая Россия" и молодежная организация "Единой России" "Гражданская смена" взяли на себя инициативу - своими методами, методами молодежными, бороться с теми, кто поставляет некачественное топливо. Есть качественное топливо - Евро-3 и даже Евро-4, но есть и топливо фальсифицированное. Так вот, фальсифицированное топливо гробит автомобильные двигатели и дает выхлопы, которые загрязняют атмосферу города в разы больше. С другой стороны, фальсифицированное топливо изготавливается более дешевым способом. И если государство, Госдума, правительство РФ не найдут методов борьбы с фальсификаторами, они обрекут честных производителей на поражение в конкурентной борьбе. Эти вопросы надо решать на государственном уровне. Здесь городской власти недостаточно, мы можем объявить о том, что эта борьба будет в городе продолжена, мы заблокируем большинство тех заправок, которые торгуют некачественным топливом, но вопрос должен решаться на государственном уровне.

Вопрос: Я житель Западного округа, наш район очень зеленый. Напротив Поклонной горы есть яблоневый сад. Меня очень волнует его судьба, будет ли он сохранен? Еще хотелось бы знать, как при таком интенсивном строительстве будут сохраняться зеленые зоны?

Юрий Лужков: Я разделяю вашу озабоченность по яблоневому саду. Было много попыток освоения этой территории, и прямых, и косвенных. Но нами принято решение: ни в коем случае в яблоневом саду ни одного дерева не уничтожать. Яблоневый сад будет сохранен, он будет жить всегда. Более того, я принял решение создать специальную структуру в системе нашего департамента ЖКХ, которая ухаживала бы за этим садом. Это не какая-то там чиновничья структура, это профессиональные садоводы, которые будут заниматься яблоневым садом.

Что касается зеленых участков, то в городе распланированы так называемые природоохранные зоны, которые недопустимо использовать ни в каких других целях. Это все предмет нашего бережного отношения, за этим следит наш Департамент природопользования во главе с Олегом Митволем. Это такой жесткий и очень эффективный чиновник. Правда, не всегда на его сигналы, на его действия правильно реагируют, но мы по крайней мере прислушиваемся ко всем его замечаниям и предложениям. Одним словом, в этом плане действуют защитные барьеры по сохранению зеленых зон, которые нужны городу.

Вопрос: Юрий Михайлович, вы поддерживаете проект "Школа будущего". Мой ребенок как раз учится в центре образования "Жар-птица". Мы организовали в нашем центре образования охрану детей, которая финансируется за наш счет. Вы, Юрий Михайлович, заявляли о том, что финансирование охраны школ будет производиться из городского бюджета. Поэтому в школе часто возникает проблема: родители отказываются платить, а финансирование еще не осуществляется.

Вопрос: когда же будет финансироваться охрана школ и планируете ли вы в дальнейшем поддерживать проект "Школа будущего"?

Юрий Лужков: Начнем с охраны. Мы без основания какие-то заявления и обещания москвичам никогда не давали и давать не собираемся. Мы заявили, что охрана школ будет обеспечиваться за счет города, за счет городского бюджета. Это оказалась довольно серьезная работа, но тем не менее с нового учебного года это все будет осуществляться за счет бюджета города. Мы будем контролировать, чтобы родителей не обирали. Это взял на себя город в полном объеме. Сложности были в том, что часть школ охранялась вневедомственной милицией, часть охранялась ЧОПами. Услуги ЧОПов, оказывается, стоят дешевле, чем вневедомственная охрана. И поэтому надо было сделать так, чтобы, во-первых, весь потенциал объемов охраны школ перешел в ведение милиции, которую по количеству работников надо существенно увеличивать, и заодно найти вариант, как понизить стоимость охраны. К началу учебного года мы эту задачу решим. Обратного хода не будет ни при каких условиях.

Теперь что касается "Школ будущего". Это серьезный проект, осуществляемый в Москве в рамках национального проекта "Образование". На следующем заседании столичного правительства мы будем рассматривать программу "Столичное образование-5". Четыре этапа этой программы уже реализованы. В программе "Столичное образование-5" основной акцент будет сделан на формирование целей по созданию "Школы будущего", ее техническому оснащению, которое должно быть на уровне самых передовых достижений в сфере образования в мире.

Корр.: Почему в городе образуются автомобильные пробки? Причин много. Тут и переполненность Москвы офисными центрами, и нехватка дорог, и дефицит магистралей в столице сегодня свыше 350 километров. Да и доставшаяся в наследство Москве радиально-кольцевая схема организации движения ситуации не улучшает. Ну и, конечно, постоянно растущее количество автомобилей. Сегодня их в столице насчитывается свыше трех миллионов, а к 2015 году, по оценке специалистов, их станет вдвое больше. Кое-кто предрекает: пройдет несколько лет и наземный транспорт в городе просто остановится. Но власти Москвы настроены не столь пессимистично и делают все, чтобы переломить ситуацию. Идущее в городе грандиозное строительство новых и реконструкция уже имеющихся трасс впечатляют даже скептиков. Что касается строительства хордовых магистралей. В минувшем году было завершено строительство тоннеля под Серебряным Бором и нового моста через Москву-реку, что позволило открыть движение по Звенигородскому проспекту от Мневников до МКАДа. Очень многое уже сделано на Ленинградке. После завершения работ в 2009 году движение здесь станет бессветофорным от Манежной площади до Московской кольцевой. 9 полос на выезд, 8 - на въезд, правда, после кольцевой в зоне ответственности подмосковных властей опять всего 4. Значит, снова пробка. Так что без объединения усилий всего Московского экономического региона - Москвы и Московской области - тут не обойтись. В перспективе строительство дублеров Ленинградского, Ярославского, Варшавского, Волгоградского шоссе.

Ведущий: Уже более 10 лет вы призываете к тем принципам, реализация которых могла бы привести к нормальному функционированию транспортной сети. Есть шанс, что на этот раз вы будете услышаны?

Юрий Лужков: Говорить о потерянном времени неприятно, но я считаю, что из-за позиции Минфина, который, по сути, торпедировал дорожный фонд, не только Москва, но и Россия потеряли темп в развитии инфраструктуры. Накопили деньги, а деньги нужно не только накапливать, но и уметь разумно вкладывать в развитие государства. Я хочу сказать москвичам о двух важных вещах. Первое: у нас есть план. Мы выделяем больше ста миллиардов рублей на строительство метрополитена, на дорожное строительство, и это серьезные ассигнования. По целому ряду направлений москвичи могут увидеть мощный разворот работ по строительству магистралей, но этого все равно недостаточно. Вопросы развития транспортной системы столицы нужно решать и городу, и государству. О наших планах и проблемах в развитии транспортной системы мы доложили председателю правительства РФ Владимиру Владимировичу Путину. Нужно сказать, что мы получили серьезное понимание проблематики развития городской инфраструктуры, в первую очередь автомобильных дорог. Мы попросили Владимира Владимировича Путина поставить этот вопрос на одном из заседаний правительства РФ, разобрать подробно инфраструктуру и принять на правительственном уровне программу развития инфраструктуры Московского региона. Это же не только Москва. Агломерация не может решать свои вопросы в режиме одного города, который, по сути, замкнут Московской кольцевой дорогой. Посмотрите, что случилось с самой Московской кольцевой дорогой из-за отсутствия логики совместного развития. По внутренней стороне МКАДа строила Москва, Московская область не принимала в этом участия. Но на внешней стороне, а это территория Подмосковья, область построила грандиозное количество огромных торговых комплексов. Это привело к тому, МКАД стал не внешней дорогой для Москвы, а внутренней. Мы имеем наглядный пример - Ленинградка. 9 полос на выезд, а за МКАДом - резкое сужение. Москва с землей, которая является в высшей степени ценной, имеет большое количество полос для движения, а область, которая должна сразу же раскрывать свои возможности для движения из Москвы, имеет узкое горло сужения этих транспортных артерий. Это никуда не годится. Поэтому московская агломерация должна рассматриваться в единстве, и не только по дорожному движению. Смотрите, что делается с электроэнергией. Москва стала донором Московской области по подаче электроэнергии и тепла.

Есть закон о статусе Москвы, федеральный закон, который говорит, что Московская область должна обеспечивать возможности выполнения Москвой столичных функций. Получается все наоборот. Получается дикость, о которой даже неудобно говорить: канализационные стоки из пригородов, которые рядом со МКАДом, идут в столицу. Из Красногорска канализационные стоки приходят в Москву и дальше по канализационным артериям города идут на очистку. Конечно, Москва тоже давит Московскую область. Есть много проблем, и в этом смысле все это нужно рассматривать как единое целое и управлять этим как единым целым.

Вопрос: Поможет ли Четвертое транспортное кольцо разгрузить город от пробок? Будет ли выплачена компенсация людям, у которых гаражи находятся на территории, по которой пройдет Четвертое транспортное кольцо?

Юрий Лужков: Четвертое транспортное кольцо мы уже начали строить. Оно проходит рядом с железной дорогой и по территориям, которые застроены гаражами и промышленными предприятиями. Мы все это понимаем. Если на трассе Четвертого транспортного кольца есть ваш гараж, который оформлен законно, значит, вам будет предоставлена или рыночная денежная компенсация, или место в многоэтажном паркинге. Все это будет делаться в соответствии с интересами автовладельцев.

Вопрос: Я задам вопрос от человека, который не мог сегодня прийти сюда. Александр Ильич Кулешов живет в Западном округе на улице Академика Анохина и уже 28 лет на крыше 16-этажного дома содержит ульи. Все эти годы он собирал урожай, и никто ему не мешал, не запрещал. Сейчас ему пришло предписание от ДЕЗа, что эти ульи с крыши надо срочно убрать. Александр Ильич расстроился и слег с давлением, очень меня просил от его имени задать вам вопрос как пчеловоду. Думаем, что вы его поймете...

Юрий Лужков: Какой ответ я могу дать кроме поддержки своего собрата по пчеловодству? Во-первых, ДЕЗы уже не имеют права давать никаких предписаний, это акционерное общество, которое обслуживает, а не предписывает что-либо. Это очень важное уточнение. Сегодня ДЕЗы не хозяйничают, они только обслуживают, если жители согласны с тем уровнем обслуживания, который они им предлагают. Если не согласны, они могут пригласить фирмы, которые работают лучше. В этом плане ДЕЗы сегодня лишены всяческой поддержки со стороны города. Ненавязчивый совковый сервис уже заканчивается, как и ДЕЗовская власть. Они превратились в фирмы, которые обслуживают и от которых, если они выполняют сваю работу плохо, можно отказаться. А если все от них отказываются, мы это акционерное общество, а оно принадлежит на сто процентов городу, ликвидируем и решаем вопросы обслуживания уже без этой компании.

Корр.: Следующая тема - "Продовольственные запасы столицы". Конец весны и начало лета для администраций российских городов озабоченных удержанием цен на продовольствие, и в частности на овощи, является непростым временем.

Как показывает статистика, повышение цен в Москве, в отличие от других городов носит плавный характер и практически не приводит к приостановкам продаж. В ходе только что завершившихся тендеров на поставку овощей будущего урожая объем государственного заказа для нужд столицы вновь ощутимо вырос. Чем это вызвано?

Юрий Лужков: Да, объем городского заказа в этом году мы увеличиваем. Это сделано для того, чтобы эффективно влиять на ценообразование. Чтобы мы могли, когда начинается необоснованный рост цен, вбросить городские ресурсы. Такую процедуру мы делали неоднократно по хлебу. Мы существенно отстаем от темпов роста в России цен на продовольствие. Москва имеет более низкие уровни процентов прироста цен. Сейчас мы увеличиваем городские резервы, закупки будем делать больше. Если мы увидим какие-то всплески по росту цен, то будем вбрасывать по низким ценам наши городские резервы. Тем, кто связан с бизнесом, с деловым миром, самое главное получить прибыли, а нам самое главное - решать социальные проблемы. Для правительства Москвы, Мосгордумы самое основное - это социальная защита людей старшего поколения. Для этого мы в феврале подняли уровень суммарной пенсии плюс наши городские дотации до 1,25 - на 25 процентов выше прожиточного минимума. Цены растут, прожиточный минимум растет, и мы повышаем величину дотации. В декабре наши дотации и пенсия будут в полтора раза больше, чем прожиточный минимум. В будущем году, даст бог, мы сделаем два к одному. Эта система работает, но это увеличение будет учитывать рост цен. Цены растут, потребительская корзина тоже тяжелеет, и мы говорим о том, что суммарно государственная пенсия и дотация должны быть в полтора раза больше прожиточного минимума.

Тверская,13, 29 мая 2008 г.

Док. 460083
Перв. публик.: 29.05.08
Последн. ред.: 10.07.08
Число обращений: 217

  • Лужков Юрий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``