В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Кынев: Особенности системы политических партий Украины: эволюция и перспективы Назад
Александр Кынев: Особенности системы политических партий Украины: эволюция и перспективы
К настоящему времени на Украине сложилась довольно своеобразная политическая система со специфическим характером организации государственной власти, сильно отличающаяся как от российской, так и от других постсоциалистических систем, а также от политических систем стран, традиционно считающихся странами западной демократии. Этой специфической системе государственнополитического устройства соответствует и специфическая система политических партий.

Она отличается в первую очередь большим числом партий во всех частях политического спектра, дроблением партий на основе личностных, региональноэтнических, финансовоэкономических и других факторов, беспрецедентным для современной демократической республики числом парламентских фракций и депутатских групп. В настоящее время в Министерстве юстиции Украины зарегистрировано более 120 политических партий (1). В 450местной Верховной Раде Украины в конце созыва 1998-2002 годов действовало 14 зарегистрированных фракций и депутатских групп и, кроме того, был целый ряд незарегистрированных депутатских объединений. Эта система отличается крайней неустойчивостью положения большинства ее составляющих, находящихся в постоянном процессе преобразования, - распадаясь, объединяясь, реорганизуясь и т. д., чемто напоминая броуновское движение частиц, в ходе которого они перемешиваются и обмениваются отдельными элементами.

Общие особенности политической системы Украины

Главной причиной столь своеобразной партийной системы Украины в первую очередь является само государственное и политическое устройство страны. Крайне обобщенно можно сказать, что политическая система Украины является промежуточным (переходным) вариантом между современной российской политической системой и политической системой большинства постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы.

Важнейшее отличие процесса политической трансформации на Украине от российского - его эволюционный характер. На Украине не было событий, похожих на российские 1993 года или румынские 1989 года, - конституционный процесс происходил в соответствии с нормами прежнего режима, парламент, как и в большинстве стран Центральной и Восточной Европы, сам принимал решения, означающие трансформацию политической системы. В известном смысле украинский сценарий трансформации похож на восточноевропейские "бархатные революции". И альянс экскоммуниста Л. Кравчука с национальнодемократическим движением ("Рух") вполне коррелирует с восточноевропейскими "круглыми столами". Между Верховной Радой и президентом Украины 8 июня 1995 года был заключен Конституционный договор "Об основных началах организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления на Украине на период до принятия новой Конституции Украины". Разработка конституции была диалоговым процессом согласования решений, но в отличие от большинства стран Центральной и Восточной Европы этот процесс на Украине был гораздо более длительным, и согласительные процедуры были здесь гораздо менее успешны. Показательный факт: Украина приняла новую конституцию только в 1996 году, последней из всех бывших союзных республик. Возможно, причина в том, что политическая система изначально была плохо структурирована и складывалась из множества сегментов, ведущих друг с другом ожесточенную борьбу. Важным фактором было и то, что Верховный Совет (Верховная Рада) Украины долго сохранял все те властные прерогативы, которые имели советы в СССР, то есть был правомочен "решать любой вопрос". Так как в нем была представлена вся основная бывшая партийнохозяйственная элита, которая удерживала в своих руках реальные рычаги власти, а политической фигуры, способной на силовую трансформацию, не было, то в результате Верховная Рада, по конституции 1996 года, является представительным органом власти, сохранившим многие важные прерогативы Верховного Совета УССР и в первую очередь - фактически монопольное право внесения изменений в Конституцию. Это обстоятельство существенно отличает Украину от других постсоветских и постсоциалистических стран. С одной стороны, на Украине действует необычайно сильный для постсоветской республики парламент, с другой - необычайно сильный для восточноевропейских стран президент. В результате на Украине имеется крайне слабое по сравнению с другими постсоциалистическими странами правительство, что ведет к постоянным кризисам во взаимоотношениях во властном треугольнике "президент-правительство-Верховная Рада". Подобная система плохо сбалансирована, ее перманентный кризис носит системный характер, и следствие всего этого - слабая исполнительная власть, лишенная возможности проводить самостоятельный политический и экономический курс, ставший в итоге жертвой постоянного политического торга между президентом и парламентскими группами.

Президент Украины (2) по своим возможностям слабее французского, но сильнее большинства восточноевропейских президентов, за исключением президента Хорватии. Президент Украины практически не имеет права на роспуск парламента (оно носит гипотетический характер и не связано с отношением парламента к правительству, единственный вариант роспуска Верховной Рады - если за время календарной сессии она в течение месяца не сможет собрать пленарное заседание). При этом решения об отставке правительства, принятые парламентом, обязательны для президента. Как и в большинстве стран Восточной Европы, президент и премьерминистр на Украине осуществляют большинство полномочий совместно, то есть ключевые решения вступают в силу только после того, как будут подписаны ими обоими.

Если Верховная Рада выразила недоверие кабинету министров, он автоматически уходит в отставку, то есть президент Украины не может, в отличие от президента России, согласиться или не согласиться с мнением парламента о недоверии правительству - он обязан ему подчиниться. И уж тем более выраженное правительству недоверие никоим образом не дает президенту возможности принять решение о роспуске Верховной Рады. Получается, что премьерминистр по факту подчиняется президенту и без его согласия не может принять ни одного важнейшего решения, он постоянно вынужден оглядываться на наличие поддержки в Верховной Раде, так как утрата этой поддержки приведет к отставке кабинета. При этом фактически не входят в правительство, напрямую подчиняясь президенту и Верховной Раде, председатель Антимонопольного комитета Украины, председатель Фонда государственного имущества и председатель Государственного комитета телевидения и радиовещания (их назначает президент с согласия Верховной Рады). Кроме того, фактически напрямую подчиняются президенту силовые министры.

Согласно статье 75 Конституции Украины, Верховная Рада - "единственный орган законодательной власти" государства (3). Важнейшей прерогативой Верховной Рады является внесение изменений в Конституцию Украины, которые она принимает не менее чем 2/3 голосов от своего конституционного состава. Изменение разделов Конституции "Общие положения", "Выборы. Референдум" и "Внесение изменений в Конституцию" требует подтверждения на всеукраинском референдуме. Довольно широк и список должностей, назначение на которые требует согласования с парламентом (4). Вместе с вышеозначенными особенностями все это ведет к тому, что правительство является фактически коалиционным и для основных украинских финансовопромышленных групп в процессе политического торга выгоднее иметь собственные, пусть и небольшие, партии и фракции, чем объединяться в блоки. Так как партий много, а парламентское большинство неустойчиво и нуждается в постоянной поддержке, то в процессе торга каждый получает хоть чтото (многие неправительственные посты, которые контролирует Верховная Рада, не менее важны, чем правительственные). В большей же коалиции выигрывали бы только самые крупные участники, а "младшие" партнеры не получали бы ничего. В результате партийная система Украины - это в большей степени система "лоббистских партий" финансовопромышленных групп и региональных кланов (или, как считают некоторые украинские политологи, "система олигархических партий"), чем система "идеологических" партий.

Предпринимались различные попытки классифицировать украинские политические партии. Так, в книге "Украина: становление независимого государства: 1991-2001", изданной Институтом истории Украины Национальной Академии наук, партии делятся на "партии национальнодемократического направления" (то есть партии с доминирующей национальной идеологической составляющей, как правило базирующиеся в Западной Украине, имеются в виду "Рухи", Конгресс украинских националистов [КУН], Украинская республиканская партия [УРП] и т. д.), "партиихолдинги" (партии, созданные под финансовоэкономические группы и базирующиеся на региональных структурах той или иной экономической группы, соответственно идеологическая составляющая в них изначально была вторичной; как правило, у таких партий одна или две "базовые" области - Социалдемократическая партия Украины (объединенная) [СДПУ(о)], Партия регионов, "Трудовая Украина", "Демократический Союз", "Яблуко" и т. д.), "партии административного происхождения" (созданные непосредственно под патронажем действующей власти - Народнодемократическая партия [НДП], Аграрная партия Украины [АПУ] и т. д.), "левые партии" (то есть партии с прокоммунистической или социалистической идеологией, как правило базирующиеся в центральной и восточной частях Украины, - Коммунистическая партия Украины [КПУ], Селянская партия Украины [СелПУ], Социалистическая партия Украины [СПУ] и т. д.) и "партии под лидера" (региональные группы сторонников конкретного харизматического политика - Прогрессивная социалистическая партия Украины [ПСПУ], "Громада", частично СПУ и т. д.).

Киевский центр политических исследований и конфликтологии М. Погребинского более традиционно делит партии на левые (КПУ, ПСПУ, СелПУ и т. д.), правые ("Украинский народный Рух" [УНР], "Народный Рух Украины" [НРУ], партия "Реформы и порядок" [ПРП] и т. д.), ультраправые (Украинская национальная ассамблея - Украинская национальная самооборона [УНАУНСО], "Щит Батькивщини" и т. д.) и партии центра (олигархические) - Партия регионов, АПУ, НДП, "Трудовая Украина", "Яблуко", "За красивую Украину", "Демсоюз", СДПУ(о), Партия промышленников и предпринимателей (ППП) и т. д. Термин "партии центра (олигархические)" представляется довольно удачным для характеристики центристских политических образований. Бизнесинтересы и административные интересы на Украине фактически совпадают: весь крупный бизнес тесно связан с властью, и его возникновение стало возможным исключительно благодаря положению и связям его создателей в региональной властной системе (нынешним или прошлым). Сегодня на Украине крупный бизнес для человека вне власти невозможен. При этом доминанта бизнесинтересов в подобных политических образованиях диктует им поведение с точки зрения максимального прагматизма, что естественным образом ведет к тому, что они занимают центристские позиции.

Таким образом, сложившаяся к настоящему времени на Украине многопартийная политическая система является в известном смысле оптимальным результатом построения системы взаимоотношений в политической и экономической элите при данной системе организации государственной власти. Однако имеется еще ряд факторов, которые кумулятивно воздействуют на специфику украинской партийной системы.

Иные факторы, воздействующие на особенности украинской партийной системы

Наряду с вышеозначенными общими особенностями государственнополитического устройства Украины важнейшим фактором, влияющим на формирование партийной системы страны, являются особенности избирательной системы. На Украине с 1998 года действует смешанная избирательная система с 4процентным барьером (225 депутатов избираются по партийным спискам, 225 - по одномандатным округам). Выборы 31 марта 2002 года - лишь вторые выборы Верховной Рады Украины, проводимые по данной системе (так, в России именно на вторых выборах по партийным спискам в 1995 год участвовало максимальное количество партий и блоков - Центризбирком РФ тогда зарегистрировал 43 партийных списка, на украинских же выборах 2002 года официально зарегистрировано 33 партийных списка). Используемый на выборах Верховной Рады 4процентный барьер ниже, чем барьеры, установленные в России, ФРГ, Турции и ряде других стран, что стимулирует прохождение в парламент большего числа партийных списков. При этом наличие 50% депутатов, избираемых по мажоритарной системе, дает возможность финансовоэкономическим и региональным группам, не прошедшим в парламент по партийным спискам, используя различные рычаги, в том числе финансовые, образовывать из "одномандатников" свои депутатские группы и фракции.

Следующим важным фактором являются либеральные требования регламента Верховной Рады к регистрации депутатских групп и фракций. Согласно регламенту, для образования фракции или депутатской группы достаточно иметь 14 депутатов (в Государственной Думе РФ, как и в Верховной Раде Украины, состоящей из 450 депутатов, "пороговая численность" депутатской группы - 35 депутатов), что способствует "политическому дроблению" парламента. При этом фактически нет разницы между фракцией и депутатской группой (в Государственной Думе РФ фракцию создает любая партия или блок, получившие более 5% голосов, независимо от числа депутатов во фракции, депутатская же группа образуется как объединение, в которое входит не менее 35 депутатов), украинские депутаты сами выбирают подходящий им статус - фракция, если она связана с конкретной политической партией, и группа, если она состоит из представителей разных партий.

Столь ярко выраженную сегментацию системы политических партий стимулирует и собственно законодательство о политических партиях. Действовавший в минувшие годы закон об общественных объединениях делил их на общественные организации и политические партии, главное отличие между статусами которых - право участия в выборах. Требования закона к регистрации новых политических партий все это время были довольно либеральными, для этого необходимо было представить документы о наличии не менее 14 региональных организаций (всего на Украине 27 административнотерриториальных единиц республиканского подчинения: 24 области, Автономная Республика Крым и два города общегосударственного подчинения - Киев и Севастополь) при условии, что в каждой из них не менее 3 человек. Таким образом, наличия 42 человек было достаточно для создания всеукраинской политической партии. Ситуацию несколько ужесточает новый закон о политических партиях N 2365III, подписанный Президентом Л. Кучмой 5 апреля 2001 года. По нему статус партии может иметь только общенациональная структура (это сделано специально с целью исключить участие в выборах региональных партий Крыма и иных регионов), гражданин Украины может быть одновременно членом лишь одной политической партии и т. д. Интересным образом решено изменить требования к регистрации политических партий. Решение о создании политической партии принимается на ее учредительном съезде (конференции, сборах) и должно быть подкреплено подписями не менее 10 тысяч граждан Украины, которые в соответствии с Конституцией Украины имеют право голоса на выборах; подписи должны быть собраны не менее чем в 2/3 районов не менее 2/3 регионов Украины (то есть областей, городов Киева и Севастополя, Автономной Республики Крым). Политическая партия в течение шести месяцев со дня регистрации обеспечивает создание и регистрацию в установленном законом порядке своих областных, городских и районных организаций в большинстве областей Украины, городах Киеве, Севастополе и Автономной Республике Крым (то есть закон не указывает, какого именно уровня организация должна быть в регионе Украины, - в соответствии с буквой закона достаточно одного местного отделения на регион, чтобы партия в нем присутствовала). Таким образом, новый закон совершенно очевидным образом делает создание и поддержание деятельности политических партий требующим значительных финансовых и иных ресурсов. Можно предположить, что это обстоятельство лишь усилит "олигархический" характер партийной системы.

Кроме названных факторов на значительное разнообразие политических партий на Украине оказывают воздействие особенности национального характера украинцев (неумение объединять различные интересы и излишний "эгоизм" политических субъектов), наличие конкурирующих финансовополитических группировок, которым выгодна система большого рассредоточения властного ресурса и возможности для каждой из них контролировать свой сегмент, что связано как с уже обозначенным "общесистемным" фактором, так и с особенностями экономической структуры Украины, где нет одной или даже двух доминирующих экономических групп. На партийную систему оказывает прямое воздействие и политикогеографическое районирование Украины, когда интересы различных ее частей сложно объединить в рамках одной партии: все политические партии Украины сильны лишь в какойто одной из ее частей. Исторически - вследствие этнических, культурных, языковых, конфессиональных причин - имеется различие как между Западной и Восточной Украиной в целом, так и между Закарпатьем и Галичиной, свою специфику имеют Крым, регионы Юга Украины, сильны регионалистские настроения в Донбассе и на Днепропетровщине.

Особенностью украинских партий является их стремление демонстрировать свою крайнюю массовость. Однако эта "массовость" сильно отличается от того представления о массовых партиях, которое сложилось на Западе. Если для Запада массовая партия - это партия, имеющая широкую поддержку в обществе и аккумулирующая разные интересы, то на Украине "массовость" достигается путем найма работниковисполнителей в жесткую корпоративную структуру, которые обеспечивают "спущенные" из Киева разнарядки по приему новых членов, и, как правило, членство в партиях совпадает с работой в связанных с той или иной партией финансовополитических группах. Таким образом, значительная часть членов политических партий Украины состоит в них не "по убеждениям", а "по долгу службы" или из меркантильных соображений. Возможно, это обстоятельство является еще одним фактором неустойчивости большинства политических партий. В целом же, само географическое положение страны благоприятствует партийному строительству (так же, как оно мешает партийному строительству в Российской Федерации, где одни только транспортные расходы требуют огромных ресурсов, не говоря уже о проблемах со связью и т. д.). Украина - довольно компактная и небольшая страна, и можно быстро добраться в любую часть страны из Киева на машине или поезде, оперативно собрать актив и контролировать его работу, перемещать партийных лидеров по стране и т.д., удобно и то, что Украина находится в рамках одного часового пояса. Так, СДПУ(о) декларирует численность своих рядов около 220 тысяч человек (то есть по несколько тысяч человек на каждую область, например в Харьковской области декларируются 19 тысяч членов, а в Киеве - почти 24 тысячи), похожая ситуация сложилась в НДП, которая только в Днепропетровской области, по официальным данным, насчитывает 23 тысячи членов. Социалистическая партия Александра Мороза, проведя перерегистрацию в сентябре 2001 года, заявила о 47 тысячах человек (вместо 100 тысяч до перерегистрации, хотя и 47 тысяч - скорее всего, завышенная цифра) и т.д. И это при том, что население Украины вдвое меньше российского. Несомненно, что эти данные завышены, то есть налицо ситуация, когда в члены партии записывают работников всех предприятий, связанных с бизнесом лидеров данной партии. Реально массовая партия - КПУ - декларирует численность в 120 тысяч членов. Относительно адекватны данные о численности "малых партий", а также "Яблука" и Партии зеленых - от 3 до 10 тысяч человек (или даже 1-2 тысячи). Довольно показательны данные о способности партий мобилизовать своих представителей для работы в избирательных комиссиях. Так, на выборах Президента Украины в 1999 году в состав участковых комиссий СПУ смогла мобилизовать 48469 своих представителей, Селянская партия - 47436, КПУ - 45358. Наименьшее число своих представителей в участковых комиссиях было у небольшой Патриотической партии Украины - 525 человек (5).

Эволюция партийной системы в 1990-2002 годах

Построение нынешней партийной системы Украины восходит к концу 1980х годов, предшественниками нынешних партий стали, вопервых, бывшая Компартия Украины в составе КПСС, а вовторых, неформальное (диссидентское в советские годы) национальнодемократическое движение. Именно бывшие диссиденты и бывшие партийные функционеры были ведущими фигурами украинских партий первой половины 1990х годов. В истории современной партийной системы Украины можно выделить три этапа. Первый - до 1991 года, главной отличительной чертой которого являлась господствующая роль КПУ в составе КПСС. Второй (1991-1998 годы) - этап отсутствия какойлибо доминирующей партии (если можно так обозначить, этап "беспартийной" власти - формирование беспартийных правительств, при том что парламент был разбит на множество групп и фракций, большинство которых были сугубо внутрипарламентскими и не имели никаких реальных партийных структур). В ходе второго этапа складывается нынешняя государственнополитическая система Украины. В 1994 году Верховная Рада продолжала избираться аналогично советам и во многом функционировала как типичный Верховный Совет или Съезд народных депутатов советской эпохи. Третий этап начался в 1998 году - это, если можно так сказать, этап многопартийной трехполюсной системы, анализу которой, собственно, и посвящена настоящая статья. Его главная особенность - коалиционное формирование правительств при большом числе парламентских фракций с тремя коалиционными центрами. Первый центр - левые (то есть КПУ), второй центр - пропрезидентские центристы (сначала НДП, затем СДПУ(о) и "За единую Украину!") и третий центр - правые (сначала "Рух", затем "Наша Украина").

Необходимо отметить, что именно с выборов 1998 года начинает активно возрастать участие в партийном строительстве так называемых бывших хозяйственников - крупного директората, новых бизнесменов, руководителей крупного бизнеса ("олигархов"), происходит активное обновление политического Олимпа, на котором появляется много довольно молодых и ярких фигур: В. Ющенко, С. Тигипко, Ю. Тимошенко и др.

На выборах 1998 года 4процентный барьер преодолели восемь партий. Первое место заняла КПУ по главе с П. Симоненко - 24,65%, второе место занял национальнодемократический "Народный Рух Украины" В. Чорновила - 9,4%, блок "За правду, за народ, за Украину" (Социалистическая партия А. Мороза и Селянская партия С. Довганя и А. Ткаченко) получил 8,6%, Партия зеленых (возникшая и ставшая популярной прямо перед выборами на антиидеологической волне, по мнению экспертов, связанная с олигархом В. Рабиновичем) - 5,43%, НДП ("партия власти") - 5,01%, "Громада" ("антикучминская" партия во главе с бывшим премьером П. Лазаренко провела одну из самых дорогих кампаний, фактически это была региональная днепропетровская партия) - 4,68%, Прогрессивная социалистическая партия во главе с Н. Витренко - 4,04%, список СДПУ(о) (во главе с Л. Кравчуком, Е. Марчуком и Г. Суркисом) - 4,01%. Лояльная власти СДПУ(о) выполняла роль фактического дублера НДП, но более "левого" окраса (наподобие НДР и "Блока Рыбкина" в России в 1995 году) и была очень нужна властям в Верховной Раде, а маргинальноскандальная ПСПУ анпиловского толка была также нужна как антитеза КПУ и СПУ, вносящая дискомфорт на левом фланге. Еще три списка получили более 3%, но не набрали 4%, это - Аграрная партия (3,68%), праволиберальная "Реформы и порядок" (3,15%), а также блок "Трудовая Украина" (3,06%). Неплохого результата - 2,7% - добился блок националистов "Национальный фронт" (Конгресс украинских националистов, Украинская республиканская партия, Украинская консервативная республиканская партия). Всего в борьбе принимало участие 30 партийных списков. Три левые партии (КПУ, блок СПУ - СелПУ и ПСПУ) получили суммарно чуть более 37%, умеренно националистический "Народный Рух Украины" получил 9,4%, а либералы, радикальные украинские националисты и радикальные пророссийские партии выборы проиграли и в Верховную Раду не попали. Все четыре центристские партии, прошедшие в парламент, вместе получили только 19% голосов. Коммунисты получили больше всех голосов в 18 из 27 регионов Украины (во всех восточных и южных областях, в Крыму, в Киеве и Севастополе, во всех крупных городах, кроме Днепропетровска и Львова). Блок социалистов и крестьян имел преимущество в двух сельских областях; "Громада" - в родном для П. Лазаренко Днепропетровске; социалдемократы - в Закарпатье (там по одномандатным округам в выборах участвовали В. Медведчук и Г. Суркис). В пяти областях Галиции и Волыни победил "Народный Рух", но уже не так "тотально", как его лидеры выигрывали выборы в западноукраинских округах в 1994 году.

В дополнение к этим восьми фракциям в Верховной Раде из одномандатников и перебежчиков начинают создаваться правоцентристские депутатские группы - "Возрождение регионов", "Трудовая Украина", "Независимые", а также близкая к правым националистам из "Руха" фракция "РеформыКонгресс". Таким образом, подавляющее большинство депутатов Верховной Рады 1998 года уже были членами политических партий. В результате фактически образовалось большинство из левых фракций и лазаренковской антикучминской "Громады" и спикером стал один лидеров Селянской партии А. Ткаченко (который в принципе в то время был лоялен администрации резидента). К президентским выборам 1999 года Лазаренко уже был под следствием, а вместо "Громады" образовалась "Батькивщина" Ю. Тимошенко. После повторного избрания Президентом Украины Л. Кучмы премьерминистром стал рекомендованный Западом (это ни для кого не секрет и совершенно публично объявлялось) В. Ющенко, до этого возглавлявший Национальный банк и хорошо известный в международных финансовых организациях. Фактически после президентских выборов была образована широкая правоцентристская правительственная коалиция, в которую вошла и "Батькивщина", ее лидер Ю. Тимошенко стала вицепремьером по ТЭКу. Новое правоцентристское большинство (к этому времени в него потихоньку переманили многих депутатов из левых фракций) в январе - феврале 2000 года провело "парламентский переворот", избрав новым спикером И. Плюща, предложенного НДП, а его первым заместителем - В. Медведчука, лидера СДПУ(о) и олигархической группы Медведчука - Суркиса, заместителем председателя Верховной Рады стал С. Гавриш, представляющий фракцию другого олигарха, А. Волкова, "Возрождение регионов". Левые фракции были также лишены всех постов руководителей комитетов Верховной Рады.

Президентская кампания 1999 года приводит к расколу "Народного Руха", вызванному авторитарным стилем руководства лидера партии В. Чорновила. Однако даже гибель Чорновила в автомобильной катастрофе не прекратила конфликт, лидером НРУ становится бывший министр иностранных дел Украины Г. Удовенко. Группа недовольных членов партии создает новую организацию - "Украинский народный Рух" (УНР) во главе с Ю. Костенко. Таким образом, "Рухов" становится два. Фракция "Руха" в Верховной Раде также распадается на две - фракции НРУ и УНР. Правый фланг, вслед за левым (где с начала 1990х годов шла борьба между КПУ и СПУ), теряет единую доминирующую структуру, дробится на целый ряд партий.

В течение 2000 года в правоцентристском лагере происходили активные изменения. Резко ослабло влияние А. Волкова (многие депутаты из его фракции перешли в новую группу, созданную донецким кланом, - "Регионы Украины"), который в конце 2000 года объявил о создании Партии регионов. Возникают собственные фракции и группы у других кланов - появляются фракции "Трудовая Украина" (связанная с кланом ПинчукаДеркачаТигипко), "Солидарность" (лидер - "шоколадный" король П. Порошенко). Создает свою фракцию "Еднисть" ("Единство") мэр Киева А. Омельченко. Наконец, собрав отколовшихся от разных фракций депутатов, свою социальнолиберальную фракцию "Яблуко" формирует скандально известный бизнесмен М. Бродский.

На этом фоне осенью 2000 года вспыхнул громкий скандал, приведший к широкомасштабному политическому кризису; сначала пропал известный журналист Г. Гонгадзе, а затем лидер социалистов А. Мороз обнародовал аудиозаписи разговоров Президента и его окружения, сделанные бывшим сотрудником службы безопасности президента Г. Мельниченко и якобы свидетельствующие о причастности Президента к пропаже оппозиционного журналиста. Немедленно началась организованная правыми партиями ("Батькивщина", ПРП и др.) при участии СПУ А. Мороза массовая кампания "Украина без Кучмы". Есть веские основания полагать, что это была тщательно организованная при участии западных спецслужб кампания, имевшая целью дискредитацию Президента и отстранение его от должности (в этом случае В. Ющенко стал бы и.о. президента и без труда выиграл бы досрочные президентские выборы). В прессе, как российской, так и украинской, широко обсуждалось, что, возможно, именно подозрения в участии в организации этой кампании привели к возбуждению уголовного дела против вицепремьера Ю. Тимошенко. В начале 2001 года Тимошенко была отстранена от должности, правоцентристская коалиция развалилась и в конце апреля 2001 года правительство В. Ющенко было отправлено в отставку голосами представителей левых и пропрезидентских олигархических фракций. 29 мая 2001 года новым премьерминистром стал председатель Союза промышленников и предпринимателей А. Кинах, член пропрезидентской фракции НДП, при этом не входящий в какойлибо клан. Правительство Кинаха включает в себя представителей НДП, "Трудовой Украины", Партии регионов, Партии зеленых; ряд постов в исполнительной власти получили также некоторые члены СДПУ(о) и НРУ.

В ходе подготовки к выборам 2002 года в каждом из трех парламентских коалиционных центров (правые - левые - центр) стали предприниматься попытки создания на базе существовавших в 1998-2002 годах партий новых политических блоков.

В результате на правом фланге из двух частей расколовшегося "Народного Руха" и партии национальнолиберального толка "Реформы и порядок" возникает блок В. Ющенко "Наша Украина". Высокий личный рейтинг Ющенко вызывает явный интерес к этому блоку крупных финансовопромышленных групп (кланов), представители которых начинают активно в него внедряться, например входить в состав руководства (самый яркий пример - вхождение в блок "Наша Украина" П. Порошенко). Таким образом, едва возникнув, блок "Наша Украина" немедленно начал "олигархизироваться". В результате этот блок становится основным правоцентристским политическим образованием.

В центре в течение 2000-2001 годов предпринимаются активные попытки создать "широкую коалицию" из большого числа пропрезидентских фракций и групп. Весной 2001 года возникает блок, куда входят Партия регионов (донецкий клан), "Трудовая Украина" (клан ПинчукаДеркачаТигипко), НДП (старая "партия власти") и Аграрная партия. Журналисты немедленно придумали этому блоку шутливое прозвище - ТУНДРА (по заглавным буквам образовавших его партий). Данный блок весь 2001 год лихорадило, так как вошедшие в него партии долго не могли начать действовать сообща и даже не могли выбрать единого лидера. Образно говоря, воли президента хватило заставить эти партии объединиться, но совместная работа у них не получалась. В конце 2001 года данный блок наконецто обрел официальное название - "За единую Украину!" (что тут же было сокращено журналистами в "За ЕдУ!"). Попыткой консолидации "За ЕдУ!" стало решение поставить во главе партийного списка главу администрации Президента Украины В. Литвина. Однако это еще более придало блоку номенклатурноадминистративный характер, то есть именно то, от чего изначально пытались уйти. Так как в каждой из этих партий был перебор известных фигур, большинству которых не хватило места в проходной части списка, то верхушка этих партий начала "осыпаться" (ктото ушел к Ющенко, ктото стал создавать свои списки). Таким образом, с трудом созданный блок "За единую Украину!" с самого начала находился в состоянии перманентного кризиса.

На левом же фланге самой сильной структурой оставалась КПУ, которая, не входя ни в какие блоки, просто включила в свой список (с их согласия) представителей части руководства Селянской партии и лидеров движения ветеранов, а также некоторых предпринимателей.

Однако возникновение на выборах 2002 года в трех основных частях политического спектра доминирующих структур не означало, что другие политические силы готовы с этим смириться и монополия трем названным блокам гарантирована.

На левом фланге помимо КПУ самостоятельным игроком остается Социалистическая партия Украины (СПУ) А. Мороза. СПУ, как и КПУ (в случае с Россией это был бы вариант "выжившей" Социалистической партии трудящихся Л. Вартазаровой или вышедшего из КПРФ ее самого умеренного крыла), унаследовала часть структур бывшей КПСС на территории Украины, с 1998 года она постоянно "правеет". В некотором роде СПУ - это партия, "замещающая" коммунистов в Западной Украине. Сильно ослабла, но продолжает действовать левацкая Прогрессивная социалистическая партия во главе с харизматическим лидером - Н. Витренко. ПСПУ чемто похожа на ЛДПР, чемто - на анпиловцев, она была удобна власти как антитеза коммунистам и пугало для всех остальных, ей явно помогали раскручиваться в 1998-1999 годах. Имеется также левая Селянская партия Украины, одна из двух сельских партий Украины. Это партия левой аграрной номенклатуры областей Восточной и Южной Украины, в 1998 году она шла на выборы в блоке с СПУ, но с тех пор отношения между ними непоправимо испортились. После выборов 1998 года депутаты от СПУ активно заигрывали с властью. СелПУ в Верховной Раде часто блокируется с КПУ, но так же, как и российские аграрии "харитоновского типа", всегда в случае необходимости готова пойти на контакт с властью. Значительная часть членов СелПУ вышла из партии и образовала Партию защиты интересов селян (ПЗИС), вошедшую в блок с СПУ А. Мороза. Кроме КПУ, СПУ, ПСПУ, СелПУ и ПЗИС на левом фланге также имеется множество мелких партий, большинство которых были созданы с явной целью отобрать часть голосов у КПУ на выборах, - Всеукраинское объединение левых "Справедливость", Коммунистическая партия рабочих и селян, Трудовая партия Украины, Коммунистическая партия (трудящихся), Коммунистическая партия Украины (обновленная), Партия коммунистов (большевиков) Украины, Всеукраинская партия трудящихся и др.

В центре помимо блока "За Единую Украину!" действует и другая партия, возможно, наиболее хорошо организованная и имеющая самую развитую региональную сеть из украинских партий, - Социалдемократическая партия Украины (объединенная). Эта партия опирается на один из главных олигархических кланов - "клан МедведчукаСуркиса". В 1999-2000 годах СДПУ(о) конкурировала с вошедшей в состав "За ЕдУ!" НДП за звание "партии власти". Однако с конца 2001 года ее отношения с окружением Президента Кучмы явно ухудшились. Хотя эта партия имеет имидж "партии олигархов", при этом она придает большое значение "социалдемократизации" своего образа (эдакий гибрид НДР и "Отечества"), претендует на то, чтобы выражать интересы правой социалдемократии, подала заявку на вступление в Социнтерн. Лидер партии - бывший первый вицеспикер Верховной Рады Украины В. Медведчук, который возглавляет Союз адвокатов Украины и крупную юридическую фирму "БиАйЭн".

На том же центристскоолигархическом поле, что и СДПУ(о) и "За Единую Украину!", играет партия еще одного олигарха, А. Волкова, "Демократический союз". А. Волков в 1994-1999 годах считался одним из самых влиятельных людей в окружении Президента Украины Л. Кучмы, в течение всего первого срока президентства Кучмы именно Волков был его личным советником, решавшим многие финансовые проблемы президентской семьи. В группу А. Волкова входит бывший глава Национальной акционерной компании "Нефтегаз Украины" И. Бакай. К настоящему времени финансовые возможности и влияние Волкова явно ослабли. Несмотря на активную телевизионную рекламу, рейтинг партии низкий и фактически у нее нет своего узнаваемого политического лица, как нет и внятной идеологии. Будущее этой партии явно вызывает сомнения.

Создал свою партию "Еднисть" ("Единство") и амбициозный мэр Киева А. Омельченко, претендующий на роль "украинского Лужкова". Эта партия создана с участием афганского и чернобыльского движений. Внятной идеологии у нее также нет.

Есть еще две активные и заметные правоцентристские партии - украинское "Яблуко" и Партия зеленых. Они опираются на "средний класс" и интеллигенцию. Обе партии очень активны, но мешают друг другу и постоянно конфликтуют между собой, претендуя на одну и ту же электоральную нишу (демократически ориентированный избиратель, негативно относящийся и к националистам, и к правящей номенклатуре), в результате выборов 2002 года в Верховную Раду не прошла ни одна, ни другая. Партия зеленых добилась наибольшего успеха в 1998 году, получив 5,43% на выборах Верховной Рады. Партия зеленых позиционирует себя как независимую от групп и кланов партию "новых людей", она была создана в 1990 году группой активистов украинской национальной общественной экологической организации "Зеленый мир". Лидер партии - В. Кононов. Партия зеленых активно эксплуатирует "чернобыльскую" проблему, выступает против строительства новых АЭС. В 1999-2001 годах некоторые бывшие деятели партии, недовольные засильем в ней "новых бизнесменов" выходили из ее рядов и создавали альтернативные ей "зеленые партии", которых сейчас насчитывается около пяти. Правопопулистская партия "Яблуко" заимствовала измененное на украинский лад название, а также практически полностью - социаллиберальную программу российского "Яблока", к которому в реальности не имеет никакого отношения. Украинское "Яблуко" - это группа амбициозных предпринимателей средней руки, создавших собственную партию для личной политической раскрутки и позиционирующая себя как независимая сила, не желающая подпадать под влияние основных олигархических групп, при этом, по мнению многих экспертов, фактически связанная с кланом МедведчукаСуркиса и СДПУ(о). Главную ставку она делает на пропаганду прав и свобод человека, снижение налогов, защиту предпринимателей; часто использует для привлечения к себе внимания шумные и скандальные акции, разоблачения, обвинения правительства в коррупции; в ряде вопросов полностью копирует стиль российского "Яблока" и в чемто ЛДПР. Лидер "Яблука" - скандально известный эксцентричный бизнесмен М. Бродский, в свое время арестованный по обвинению в мошенничестве. При этом с "Яблуком" работает очень талантливая PRкоманда, а главный идеолог партии Д. Выдрин по праву считается одним из лучших политологов Украины.

Помимо названных центристских партий упоминания заслуживает также начавшая активно развиваться в конце 2001 года партия "Жинки за майбутне" ("Женщины за будущее"), с которой взаимодействует жена Президента Кучмы. Имеется масса и других, гораздо менее значительных политических структур, чаще всего связанных с региональными миниолигархами или сознательно созданных для "оттягивания" голосов от "базовых" партий (именно с этой целью явно создавались многочисленные "зеленые", социалдемократические и иные партии). В частности, речь идет о таких партиях, как "Новая генерация", Демократическая партия Украины (ДемПУ), Либеральная партия Украины (обновленная), Всеукраинская партия женских инициатив и др.

Что касается правой части украинского политического спектра, то помимо "Нашей Украины" значительной силой является также "Блок Юлии Тимошенко", созданный на основе партии "Батькивщина" и антикучминского "Форума национального спасения". "Блок Юлии Тимошенко" и "Батькивщина" находятся еще правее блока "Наша Украина", активная борьба власти с Ю. Тимошенко привела к резкой радикализации "Батькивщины", выходу из нее "умеренного крыла" и переходу партии в непримиримую оппозицию Кучме. В состав блока кроме "Батькивщины" входят Украинская республиканская партия (лидер Л. Лукьяненко), Украинская консервативная республиканская партия (лидер С. Хмара), Украинская народная партия "Собор" (лидер А. Матвиенко) и другие правые и ультраправые партии. Именно эти союзники Тимошенко делают ее блок правым, так как саму Тимошенко, да и "Батькивщину" в целом можно назвать правыми достаточно условно, их программа довольно расплывчата и "Батькивщина" может эволюционировать в любую сторону в зависимости от политической конъюнктуры.

Стремление консолидировать вокруг В. Ющенко и "Нашей Украины" все основные правые и националистические силы привело к тому, что потенциальные участники этого блока получали все меньшую долю в итоговом списке, так как расширение списка участников блока естественным путем сокращало их доли. В результате партииоснователи блока - оба "Руха" и ПРП - получили в списке мест меньше, чем рассчитывали. Появление в составе НРУ и УНР большого числа "обиженных" при распределении мест в партийном списке "Нашей Украины" привело к возникновению самостоятельного избирательного блока под названием "Народный Рух Украины" (чтобы не путать с НРУ и УНР, будем называть его "блок НРУ"). Основой "блока НРУ" стали группа вышедших из НРУ региональных лидеров во главе с С. Коневым и третий "Рух" - "Народный Рух Украины за единство" (НРУ[е]). НРУ(е) был создан 25 ноября 2000 года с целью "заставить объединиться" два других "Руха" (что выглядело, мягко говоря, странно). Лидеры "блока НРУ" обвиняют лидеров "двух первых "Рухов"" в том, что ради мест в списке Ющенко они готовы ликвидировать "Рух" и предать дело, которому себя посвятили многие рядовые члены этих партий. "Рух", по мнению лидеров "блока НРУ", является непреходящей ценностью, и его надо сохранить. Справедливости ради необходимо отметить, что лидеры НРУ(е) также сначала изъявляли желание получить проходные места в списке "Нашей Украины", но там, однако, им дали "от ворот поворот". В отличие от "Нашей Украины" "блок НРУ" носит гораздо более ярко выраженный пропрезидентский характер. Особенно неприемлемым НРУ(е) считает "требование отставки законно избранного народом Президента", выступая также против того, чтобы Ющенко стал символом оппозиционности по отношению к Президенту. Более того, НРУ(е) выступает за референдум по расширению президентских полномочий.

Имеется еще ряд менее существенных правых и ультраправых партий, из которых наиболее известна своими шумными акциями полуфашистская Украинская национальная ассамблея (УНАУНСО).

В результате выборов Верховной Рады 31 марта 2002 года 4процентный барьер преодолели шесть партийных списков - "Наша Украина" В. Ющенко (23,57%), КПУ (20,01%), "За единую Украину!" (12,05%), "Блок Юлии Тимошенко" (7,21%), СПУ (6,95%), СДПУ(о) (6,21%). Немного не хватило для попадания в парламент "Блоку Наталии Витренко" и партии "Женщины за будущее" - они набрали 3,21% и 2,1% голосов соответственно. Партия зеленых получила 1,28%, "Яблуко" - 1,14%, "Еднисть" - 1% голосов. Голосование в 2002 году даже в более значительной степени, чем на всех предыдущих выборах и, в частности, выборах 1998 года, имело ярко выраженный регионализированный характер. Так, за блок "Наша Украина" и "Блок Юлии Тимошенко" голосовали преимущественно избиратели Западной Украины, в меньшей, но также довольно значительной степени - жители Киева и центральных областей Украины и в минимальной степени жители Восточной Украины. Наоборот, за "За единую Украину!" и КПУ подавляющее большинство голосов было отдано в Восточной Украине и минимум голосов эти списки получили на украинском западе. СПУ добилась наилучших результатов в центре, на северозападе и северовостоке Украины, СДПУ(о) получила наилучшие результаты в Закарпатье, Северной Буковине, Запорожье, Николаевщине, Харьковщине и в Крыму. При этом в составе шести названных партийных списков мы видим довольно много сильных и амбициозных фигур, которые в новой Верховной Раде будут вести "свою игру", так же как они это делали в 1998-2002 годах. По одномандатным округам избраны лидеры ряда менее значительных политических партий - А. Волков и И. Бакай (Демократический союз), А. Шкиль (УНАУНСО), А. Антоньева (Демократическая партия), П. Матвиенко (Партия национального экономического развития), С. Кивалов (Морская партия) и т.д.

Будущее партийной системы Украины

Как хорошо видно из вышеизложенного, в 2001-2002 годах в партийной системе Украины происходили активные изменения - шло образование новых блоков, при этом входящие в эти блоки "старые" партии переживали внутренний кризис. Недовольные вхождением в блоки части "старых" партий выходили из них и создавали новые структуры. Так, вышедший из НДП В. Хорошковский создает Новое либеральное объединение, вышедшие из НРУ и УНР лидеры создают "Новый Рух" и т.д. Таким образом, во всех частях политического спектра идет активная перегруппировка сил. Но означают ли изменения отдельных субъектов системы изменение самой системы? Представляется, что нет. Все усилия "упорядочить" политическую систему, создать "блокигиганты" ведут лишь к тому, что на месте "старых" партий, вошедших в тот или иной "блокгигант" (будь то "За единую Украину!" или "Наша Украина"), немедленно появляются новые. До тех пор пока сама система будет давать мотивацию к такому характеру развития партийной системы и это будет выгодно основным экономическим субъектам и большинству политических лидеров, крайнее разнообразие украинских партий сохранится. Более того, почти не вызывает сомнений, что эти "блокигиганты" после выборов распадутся и многие избранные с их помощью депутаты объединятся в иные политические конфигурации.

К упорядочению партийной системы в украинских условиях может привести переход от смешанной избирательной системы к полностью пропорциональной, что более дисциплинирует партийный актив и олигархов, лишая их возможности создавать искусственные, чисто внутрипарламентские конструкции из партийных "заднескамеечников" и независимых "одномандатников" (красноречивый пример - способный пройти в Верховную Раду только по округу А. Волков при нынешней системе с помощью своих ресурсов может создать фракцию, при полностью пропорциональной системе же он, скорее всего, просто не станет депутатом). Это носит несколько парадоксальный характер, ведь пропорциональная система стимулирует много, а не двух и не трехпартийность, но для Украины и пяти и шестипартийность будут просто революционным шагом в упорядочении партийной системы по сравнению с ее нынешним крайним разнообразием. Но с другой стороны, кто сказал, что нынешняя партийная система Украины плоха и ей нужна другая?

В то же время представляется, что нынешняя конфигурация органов государственной власти Украины с присущими им полномочиями является временной, так как ее функционирование связано со слишком большим количеством системных конфликтов и препятствует нормальной работе исполнительной власти (правительства), что ведет к негативным последствиям для развития страны в целом. Чрезмерная зависимость правительства сразу от двух конкурирующих центров - Президента и Верховной Рады, каждый из которых способен парализовать его работу, делает невозможным проведение правительством устойчивой как внешней, так и внутренней политики, включая такие важнейшие элементы, как экономическая и внешняя политика. При этом и сам состав правительства при такой системе не может быть устойчивым. Вынужденная системная ориентация "на всех сразу" толкает правительство к "многовекторности" и при раздробленной Верховной Раде делает невозможным проведение однозначно "пророссийской" или "прозападной" политики. Представляющееся неизбежным в перспективе изменение системы органов государственной власти Украины приведет и к изменению партийной системы страны.

Фактически за десять лет независимости на Украине так и не сформировалась устойчивая государственная и политическая система, она продолжает носить временно переходный характер, а основные политические силы не выработали долгосрочных стратегий поведения. Политический процесс отличается нестабильностью и многовариантностью дальнейших путей своего развития. По мнению депутата Верховной Рады Украины Г. Крючкова, украинское государство за десять лет существования так и не сумело консолидировать вокруг себя граждан бывшей УССР, сформировать новую единую политическую нацию, создать объединяющую духовную и моральнополитическую атмосферу гражданственности и естественного патриотизма, основанных на уважении государственных интересов и уверенности в том, что последние действуют в интересах общества, а следовательно, государство, по существу, так и не смогло до сих пор в полной мере подтвердить свою историческую необходимость для собственных граждан (6).

Примечания

1. См.: Полiтичнi партiNo в УкраNoнi: Iнформацiйнодовiдкове видання. КиNoв: Центральна виборча комiсiя, 2001.

2. См.: Конституция Украины // Конституции стран СНГ и Балтии. М.: Юристъ, 1999. С. 504-510.

3. Конституция Украины // Там же. С. 493-504, 526-528.

4. К прерогативам Верховной Рады относятся назначение и освобождение от должностей председателя и других членов Счетной Палаты, Уполномоченного по правам человека, половины состава Совета Национального банка Украины, половины состава Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания; назначение и отстранение от должности по представлению Президента председателя Национального банка Украины, членов Центризбиркома, председателя Антимонопольного комитета Украины, председателя Фонда государственного имущества, председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания; согласие на назначение Президентом Генерального прокурора, выражение Верховной Радой недоверия Генеральному прокурору означает его отставку; назначение трети состава Конституционного Суда; избрание судей бессрочно и т.д.

5. См.: Полiтичнi партii в УкраNoнi: Iнформацiйнодовiдкове видання. КиNoв: Центральна виборча комiсiя, 2001.

6. См.: Крючков Г.К. Куда завела Украину политика "державотворения", основанная на националистических мифах // Государственные проблемы: коммунисты анализируют и предлагают решения. Киев: Орiяни, 2001. С. 53.


http://old.polit.ru/documents/508713.html

11.10.2002 г. Сайт www.polit.ru


Док. 460043
Перв. публик.: 11.10.02
Последн. ред.: 10.07.08
Число обращений: 288

  • Кынев Александр Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``