В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Вилков: Общественное мнение - единственная сила, которая может стать решающей в вопросе изменения российского законодательства... Назад
Анатолий Вилков: Общественное мнение - единственная сила, которая может стать решающей в вопросе изменения российского законодательства...
Руководитель департамента по сохранению культурных ценностей Министерства Культуры РФ Анатолий Иванович Вилков производит необычно приятное впечатление. Спокойный, открытый взгляд, глубокие познания в истории России и, главное, - искренняя заинтересованность искусством, возвращением в Россию утраченных культурных ценностей...

- Анатолий Иванович, на ваш взгляд, какова нынешняя ситуация на российском антикварном рынке?

- На взгляд департамента, ситуация с развитием антикварного рынка в РФ зашла в тупик. Я бы даже сказал, что внутренний рынок, себя исчерпал. Особенно, по крупным произведениям, которые могли бы его "насытить". Шедевров нет, они или в коллекциях, или в музеях, или по разным объективным причинам и в силу исторических событий, вывезены за пределы России и находятся сейчас на рынке западном. Исторические причины разные - это и революция, которая заставил эмиграцию забирать произведения с собой, когда это разрешалось, и сосредоточение 90% культурного достояния в руках государства... Когда то, это возможно играло положительную роль, но сейчас мы видим, что созданное во времена СССР, музейное дело, имеет большие недостатки, которые мешают основному населению приблизится к знакомству культурным достоянием. Например, выставляется всего 10% (!) культурного достояния сосредоточенного в колоссальных запасниках наших музеев, а ведь культурные ценности должны быть доступны человеку. Поскольку, прежде всего, они создавались как украшение жилища, позже исторический процесс сделал их предметом коллекционирования.

- Какие меры могут расширить возможности отечественного антикварного рынка?

- В притоке произведений из-за рубежа мы видим главный рычаг, который позволит развить антикварный рынок и, самое главное, обеспечит возвращение в Россию того богатства, того русского наследия, которое существует на западе. Главная трудность - существующие законы, правила перемещения товаров через границу. Сегодня есть два основных документа, препятствующих активному ввозу культурных ценностей. Первый - новый налоговый кодекс, который регулирует ввоз товаров, к которым относятся и культурные ценности, провозимых юридическими и физическими лицами без образования юридического лица, т.е. теми, кто занимается торговлей антиквариатом. Налоговый кодекс обязывает при ввозе на нашу территорию заплатить 20% реальной стоимости товара. Конечно, это деньги поступают в бюджет и позиция правительства, в общем-то, понятна, но если вещь ввозится на продажу, антиквар должен заплатить 20%, не зная, сможет ли он за эту, увеличившуюся цену реализовать данный товар... Это же правило относится к художественным ценностям, закупаемым самостоятельно, или за счет бюджета, музеями, - они тоже вынуждены платить, приобретая достояние для государства. Исключение составляют около десятка культурных учреждений, подходящих под понятие "особо ценный объект". Опять же, послабление действует только в том случае, если предмет искусства им дарится, но если же речь идет о покупке, то и "особо ценные объекты" платят НДС.

Второй документ - правила перемещения товаров физическими лицами, утвержденные Государственным таможенным кодексом, созданные на основе постановления правительства РФ. Эти правила касаются всех товаров: машин, колготок... сюда же попали и культурные ценности. Что в результате происходит. Если физическое лицо, коллекционер ввозит приобретенное для себя очень дорогое, ценное произведение искусства, он должен заплатить 30%. Так что у антиквара есть гуманный выбор: 30% он платит как физическое лицо, и 20% как юридическое, признав себя участником внешнеэкономической деятельности. Естественно, что в такой ситуации существует нелегальный ввоз, а провозить предмет легально коллекционеры - не стремятся, слишком невыгодно... Я знаю крупных коллекционеров, которые приобретают вещи от 50 тыс. долларов до полумиллиона и оставляют их за границей, чтобы не платить налогов при ввозе в Россию.

- И какой позиции по данному вопросу придерживается департамент?

- Мы давно боремся за введение льготного налогооблажения при ввозе культурных ценностей и развитие внутреннего антикварного рынка и, тем самым, увеличение денежного оборота. Можно собрать больше налогов в том случае, если будет приток культурных ценностей. А позиция правительства заключается в том, чтобы взять свое на таможне, что называется "при жизни". К тому же, не создан механизм, который есть на Западе, когда товары ввозятся, а потом контролируется их реализация.

- Добились ли вы успехов в создании льгот по ввозу?

- За последние пять лет мы разработали проект изменений в налоговый кодекс и внесли его в правительство, но нас не поддерживают: Минфин, Минэкономразвития, министерство по налогом и сборам... И это несмотря на то, что ежегодно правительство вносит по законодательной инициативе сотни различных законопроектов. Но попадают только экономически выгодные, на взгляд правительства.

- А что предлагает департамент?

- Всего для изменения в налоговый кодекс. Первое, мы предлагаем установить пониженную ставку НДС для участников внешнеэкономической деятельности, занимающихся ввозом предметов антиквариата, снизить налоговую пошлину до 10%. Такие преференции есть для детского питания книг. Второе - ввести льготы для музеев, и не только особо ценных, но для всех музеев, входящих в так называемый "государственный музейный фонд". Освобождение от уплаты НДС, если культурная ценность, подаренная, купленная или другим путем приобретенная поставлена на учет в библиотечный, музейный или архивный фонды. Всего две статьи...

- Есть ли у вашей позиции сторонники среди депутатов?

- Во-первых, наши предложения поддерживает комитет по культуре и туризму ГД РФ, во-вторых, этим вопросом заинтересовались и другие депутаты, в частности, Глазьев. Он предлагает внести изменения в пункт 1 статьи 150 главы 21 "Налог на добавленную стоимость". Вторая поправка, которую он вносит, касается изменений в статье 164, где говориться о снижении ставки налога, применяемой в отношении ввозимых культурных ценностей, созданных более пятидесяти лет назад с 20% до 10%. По бюрократической процедуре этот законопроект должен получить заключение в правительстве, но Минфин и минэкономразвитие по-прежнему дают отрицательный ответ...

Однако есть и удачи. В связи с подготовкой в прошлом году нового таможенного кодекса РФ мы вместе с таможенным комитетом, который нас поддержал, разработали поправку в статью 282 пункт 5: "В отношении культурных ценностей, ввозимых физическими лицами, предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии их письменного декларирования, а также специальной регистрации, предусмотренной законодательством РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей. Это положение было полностью принято. Таможенный кодекс вступает в действие с 1 января 2004 года, к этому моменту мы вместе с ГТК РФ разработаем инструкцию о порядке регистрации ввоза культурных ценностей, дабы зафиксировать ввоз достаточно серьезных художественных произведений с целью применения льгот. Как только мы уладим эти проблемы, установятся нормальные отношения между собственником и государством, а это будет благо для государства.

- Но дело в том, что многих антикваров напугало это обязательное декларирование...

- Мы понимаем, что ввоз предметов для своей коллекции, это такое дело... сегодня вещь у коллекционера, завтра - он может ее обменять или продать. Но обменяет он ее или продаст - все равно она останется на нашем внутреннем рынке, а мы стремимся, чтобы легальная продажа антиквариата развивалась. Сейчас, к сожалению, после отмены лицензирования, на первое место в реализации предметов антиквариата выступают арт-дилеры - я ни в коем случае не против, это нормальная мировая практика, но они, в части уплаты налогов, должны быть под контролем государства. После отмены лицензирования, покупатель, коллекционер никак не защищен от возможного приобретения краденых вещей, и, конечно, в такой ситуации государство может контролировать налоооблажение... С другой стороны, по закону о вывозе-ввозе, сделка с участием культурных ценностей должна регистрироваться, но сейчас мы наблюдаем, что и сделку купли-продажи произведений искусства сложно проверить - много краденого, фальшивого. Особенно подвергается фальсифицированию авангард, недавно нам удалось уберечь одного олигарха от приобретения поддельного Шагала на сумму в 3 млн. $.

- Какие перспективы, что предлагаемый вами законопроект все же будет принят?

- На мой взгляд, перспективы 70%, прежде всего, нас не поддерживают крупные ведомства, от которых зависит прохождение закона. Мы видим свою заслугу в том, чтобы убедить правительство рассмотреть этот закон не с точки зрения сиюминутного обогащения казны, а с перспективы создания цивилизованного антикварного рынка. К сожалению, сильно тормозит "среднее звено", которое готовит заключение о том, насколько выгоден данный законопроект для государства.

- Наверное, в вопросах ввоза-вывоза имеют место и "советские стереотипы"?

- Разумеется! В нашей стране с менталитетом советского государства, когда любой собиратель, любой гражданин, перемещающий культурные ценности через таможенную границу, заранее был под подозрением... Вот скажем в Европе, принцип не обязательный, а заявительный. Т.е. человек сам для себя определяет должен ли он заявить на таможенном посту, что везет нечто ценное, подлежащее регулированию по международному или внутреннему законодательству. Каждое государство, защищающее свое культурное достояние, принимает такие регистрационные меры, которые позволяют отслеживать незаконный вывод-ввоз. Прежде всего, это направлено на предупреждение незаконного вывоза и отчуждения права собственности. Вот два главных направления, по которым должны отслеживаться перемещенные культурные ценности. И не так, как это делается у нас, когда в силу несовершенства законодательной базы, прежде всего закона о вывозе-ввозе, тотальному отслеживанию подвергаются вещи "копеечные", не представляющие реальной ценности для России. Мы вынуждены давать разрешение на вывоз самоваров, ложек... Пытаемся изменить ситуацию, но происходит недопонимание... В том числе на таможне. Есть случаи, когда мы даем разрешение на вывоз, а таможенные сотрудники, в силу своих представлений, не разрешают вывоз, дескать - эта вещь была создана более 100 лет назад... Но то, то предмет создан столетие назад еще не значит, что он уникален и представляет ценность для государства. Европейские правила перемещения культурных ценностей основаны на совершенно других принципах: возраст предмета и его стоимость. Есть определенная граница стоимости, до которой можно спокойно вывозить предмет, к примеру, $150 000 для живописного произведения или $10 000 для старинных книг. Превышает возраст и стоимость - обращаются за лицензией на вывоз.

- И тем не менее, есть ли в российском законодательстве какие-то исключения по вывозу художественных произведений?

- Да. Например, мы добились свободного вывоза произведений современного изобразительного искусства, созданных менее 50 лет назад. К сожалению, по причине незнания, российское классическое искусство на западе цениться значительно ниже, чем европейское. Это не правильно. Мы считаем, что надо создать буквально экспансию русского искусства, чтобы наших художников знали.

- Заканчивая разговор...

- Очень важно поднимать вопросы вывоза-ввоза культурных ценностей в прессе, привлекать общественность. В конце концов, общественное мнение единственная сила, которая может стать решающей в вопросе изменения российского законодательства по этим вопросам.

Беседовала Полина УХАНОВА

Журнал "Антикватория", No4 2003 г.


Док. 459998
Перв. публик.: 10.04.03
Последн. ред.: 10.07.08
Число обращений: 362

  • Вилков Анатолий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``