В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Вилков: О розыске и возвращении похищенных экспонатовиз собрания бывшего Чечено-Ингушского республиканского музея изобразительных искусств Назад
Анатолий Вилков: О розыске и возвращении похищенных экспонатовиз собрания бывшего Чечено-Ингушского республиканского музея изобразительных искусств
Разрушение Музея изобразительных искусств в Грозном и разграбление значительной части его собрания поставило перед Департаментом по сохранению культурных ценностей МК РФ принципиально новую задачу - сформировать систему розыска и возвращения предметов государственного художественного достояния в условиях практически полной утраты музейной учетно-хранительской документации.

В связи с этим остро встал вопрос о воссоздании полной информационной базы данных по составу музейных коллекций, которые включали в себя замечательные памятники русского, западноевропейского и чеченского искусства. Поиск необходимых материалов начался по нескольким направлениям. Прежде всего, были изучены каталоги выставок, в разные годы организованных грозненским музеем, направлены запросы в крупнейшие российские музеи, в свое время принявшие участие в комплектовании грозненской коллекции. Ряд сведений был собран при изучении монографий, посвященных творчеству крупных русских художников, где нередко указывается местонахождение работ мастера. Сбор материалов продолжился в архивах различных учреждений и организаций.

Вся полученная информация анализировалась, проверялась, обобщалась и вносилась в один из разделов ведущегося в Департаменте Государственного регистра культурных ценностей, похищенных, утраченных и находящихся в розыске (общее число учтенных предметов в Регистре насчитывает сейчас более 6000 единиц). В настоящее время по грозненскому музею мы располагаем данными о 1200 разыскиваемых экспонатах. К сожалению, эти данные не всегда равноценны. По произведениям живописи (их более пятисот!) они достаточно полны. По целому ряду произведений других видов искусства отсутствуют фотографии или подробные описания. Впереди поиск и занесение в Регистр той части грозненской коллекции, которая связана с декоративно-прикладным искусством и скульптурой. Наши усилия в сборе данных постоянно продолжаются и, несомненно, дадут свои плоды.

Важная часть работы - постоянный просмотр и анализ каталогов аукционных антикварных торгов, проводимых в Западной Европе и Америке. Появление за рубежом произведений, похищенных в России, не редкость. Подобное произошло с двумя портретами - графа и графини Зубовых. В ноябре 2001 года на аукционе Сотбис в Лондоне были выставлены созданные в конце XVIII века "Портрет графа Николая Ивановича Зубова" и "Портрет графини Натальи Александровны Зубовой". Антикварный дилер предложил их с атрибуциями авторства С.С. Щукина и А. Молинари. Совокупная стартовая стоимость произведений была установлена в 177 тысяч долларов США. Столь немалая цена основывалась на отличной сохранности работ и уникальности портретов. Это были изображения лиц, причастных к самым значительным страницам русской истории. Мужской портрет представляет человека, непосредственно причастного к убийству императора Павла I. Графиня Н.А.Зубова, знаменитая "Суворочка", - дочь прославленного русского полководца, генералиссимуса, графа Александра Васильевича Суворова-Рымникского, князя Италийского.

Оперативная проверка по Государственному регистру позволила идентифицировать эти портреты как принадлежащие грозненскому музею, а архивные материалы, предоставленные специалистами Государственного Русского музея, помогли восстановить всю историю бытования указанных произведений - от нахождения их в предреволюционное время в усадьбе Талызиных под Москвой до передачи их из Музейного фонда РСФСР в Русский музей и выдачи их в 1939 году для формирования коллекции грозненского музея.

Доказательная база позволила представить убедительные доводы как Интерполу Лондона, так и дирекции аукционного дома Сотбис. Портреты были немедленно сняты с аукциона и затем переданы Департаменту по сохранению культурных ценностей МК РФ. Справедливости ради нужно отметить, что когда владелец этих портретов узнал об истинной принадлежности картин, он сразу принял решение отказаться от своих прав на них. Следует надеяться, что в целом эта ситуация послужит серьезным предостережением для зарубежных музеев, коллекционеров и антикваров и поможет предотвратить цепочки сделок с незаконно вывозимыми за рубеж: российскими культурными ценностями.

Осуществление постоянного контроля за отечественным рынком также помогает поиску похищенных ценностей из грозненского музея изобразительных искусств. В феврале 2002 года в поле зрения Департамента попала информация о том, что на "черном рынке" появилась картина К.Е.Маковского "Портрет барона П.И. Рокасовского" 1857 года. Проверка по Регистру показала, что данное произведение полностью идентично портрету, похищенному из грозненского музея в середине 1990-х годов. Точно так же, как и в случае с портретами четы Зубовых, Департаментом была собрана практически исчерпывающая информация по данному полотну (бытование, реставрация, передачи и пр.).

Это позволило оперативно сформировать группу специалистов ГУУР СКМ МВД (Главного управления уголовного розыска службы криминальной милиции МВД России), которые вместе с работниками Управления уголовного розыска Управления внутренних дел Приморского края вышли на след владельца похищенной картины и изъяли произведение, которое недавно министр внутренних дел России Б.Грызлов передал министру культуры России М. Швыдкому.

Весь комплекс мероприятий по поиску похищенного осуществляется Департаментом по сохранению культурных ценностей в тесном взаимодействии с ФСБ, МВД России и Главным " таможенным комитетом России. Собранная в Государственном регистре уникальная информация, многоаспектностъ базовых данных позволяют защитить оборот антикварных ценностей на российском рынке от сбыта краденого.

Воссоздание полной картины ущерба, нанесенного собранию грозненского музея, поиск и возвращение его разграбленных музейных фондов является приоритетным в деятельности Департамента по сохранению культурных ценностей. И мы надеемся, что собранная нами уникальная база данных поможет восстановить замечательное художественное собрание.

А. И. ВИЛКОВ, Руководитель Департамента по сохранению культурных ценностей Министерства культуры Российской Федерации


Из книги "Вернем Грозному музей", Сканрус, 2002 г.


Док. 459996
Перв. публик.: 10.07.02
Последн. ред.: 10.07.08
Число обращений: 379

  • Вилков Анатолий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``