В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Вилков: Кто хочет стать миллиардером Назад
Анатолий Вилков: Кто хочет стать миллиардером
Говорят, что 1000 000 долларов вмещается в один дипломат, а 1000 000 000 - в тысячу. Кто говорит? Руководитель Департамента по сохранению культурных ценностей Министерства культуры РФ Анатолий ВИЛКОВ говорит. Его доблестный отряд вернул на историческую родину предметы искусства стоимостью 20 миллионов долларов и засадил за колючую проволоку не одну сотню мошенников разного калибра.

Анатолий Вилков: Хапнуть и продать - у нас в крови. А задача нашего департамента - найти и вернуть обратно. Не только то, что награблено вчера или позавчера, но и то, что законно вывезла с собой после 17-го года интеллигенция, уехавшая на Запад, и то, что в 20-30-е годы было продано через систему Торгсина (торговля с иностранцами), которая разрешала некоторым иностранным промышленникам, типа Хаммера, вагонами вывозить предметы искусства (в том числе знаменитые яйца Фаберже) в обмен на карандаши, сделанные на его фабрике, и то, что в период распада СССР загнали иностранцам фарцовщики. Только в 93-м году был принят Закон о вывозе и ввозе культурных ценностей, запрещающий вывоз произведений искусства, который может нанести ущерб культурному наследию России.

- Кто это определяет?

- Для этого существует специальный отдел при Министерстве культуры, и, когда заявляется предмет для вывоза, мы проводим экспертизу, определяем, сколько ему лет, его значение и принимаем решение. Если ему больше 100 лет, мы можем запретить вывоз.

- А если мне от прабабушки достался сервиз, я его тоже не могу вывезти?

- Можете, если экспертиза покажет, что этот сервиз не имеет особой художественной ценности. Вот, например, эта кружечка у меня в кабинете - она из дворцового сервиза, но экспертиза установит, что она не носит уникального характера, потому что она из так называемого пополнения (каждый год дворцовые сервизы пополнялись на случай боя). Эта тарелка была сделана к столетию победы в войне 1812 года, но я могу вывозить ее куда угодно, потому что она сделана массовым тиражом. То же самое с иконами. Были иконы массового письма в начале прошлого века. Так называемые "краснушки", которые возами свозились на Спасский ряд около Спасского монастыря и там продавались. Каждая из них не носит уникального характера. Что касается живописи, то, если это Суриков, произведения которого наперечет, или Рембрандт - любуйтесь ими у себя дома. Если у вас на руках исторические документы, экспертиза должна установить личного они характера или государственные.

- Какие документы считаются личными, а какие государственными?

- Если это бумага, скажем, о присвоении чина гражданскому лицу - это личный документ, он может лежать у вас дома. А документы, которые хранятся в государственных архивах: царские указы от Петра I до Николая II, которые даются о титулах и орденах, высочайшие повеления Сенату и придворной конторе, дипломатическая переписка с королевскими семьями других государств - это все исторические документы, стоимость которых доходит до полутора миллионов долларов за штуку.

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ

По делу об одной краже из Российского государственного исторического архива в Санкт-Петербурге снят фильм "Как заработать миллиард?". Когда некто Владимир Файнберг договорился с охранником, который сторожил хранилище, и тот выносил каждую ночь по три пачки документов. Таким образом было похищено около 57 дел и более четырех тысяч документов. Об этой краже сотрудники РГИА узнали только тогда, когда германская полиция задержала антиквара, который выставил эти уникальные документы на аукцион. Пришлось выезжать в Берлин и доказывать полиции, что эти вещи из нашего Госархива. А как? По аналогии: что эти бумаги, допустим, из капитула наград императора (август такого-то года), а эти дополняют петровские кодексы, а эти из канцелярии. Благодаря кропотливой экспертизе немцы приняли решение вернуть наши документы, и попутно у этих преступников изъяли еще большую пачку книг и материалов исторического характера, в частности там было два документа Временного правительства.

- Когда устраиваются выездные выставки наших культурных ценностей за рубежом, то какие ценности вы разрешаете вывозить и кто следит за тем, чтобы к нам вернулось именно то, что было вывезено?

- Мы строго контролируем временный вывоз культурных ценностей из музеев. Только после того, как мы проверим наличие документов, страховки, говора, условия возврата, сохранности, - только после этого даем разрешение на вывоз. Более того - после каждого вывоза проверяем, то ли вернулось, в каком состоянии. Есть предметы, которые мы вообще не разрешаем вывозить. Например, шапка Мономаха, картина Репина "Бурлаки на Волге" - произведение, которое уникально для нашей страны.

- На какую сумму должны быть застрахованы произведения искусства, которые отправляются на выставку?

- Это определяет каждый музей в зависимости от договора. Сумму трудно определить, потому что каждый предмет невосполним. У нас есть страховки по полтора миллиона, по три миллиона. Все зависит от значимости предметов.

- Случались ли кражи во время перевоза коллекций?

- Последняя кража при перевозке произошла в США, украли работу Шагала, застрахованную на миллион долларов, но эта картина была не из госколлекции, а из частной. До этого в Америке была кража кинжала, подаренного Александру II из собрания Санкт-Петербургского этнографического музея, и ее быстро раскрыли.

- Анатолий Иванович, вы сказали, что занимаетесь возвращением не только незаконно вывезенных культурных ценностей, но и тех, которые были вывезены законно. Каким образом вам это удается

- На то, что законно вывезено, есть право собственности - мы стараемся договориться, нам дарят. Нам удалось вернуть всю коллекцию вещей "Родина" из Америки - это первая волна эмиграции: казаки, эсеры, которые поселились в Америке после Второй мировой войны, они создали там свой музей, насчитывающий десятки тысяч предметов. Сейчас они находятся в Центральном музее вооруженных сил. Уже готовится большая выставка. Часть мы пытаемся покупать, пытаемся привлекать спонсоров, чтобы они покупали и привозили сюда, оказываем помощь частным коллекционерам. Состояние России сейчас не зависит от формы собственности. Чем больше сюда привезут, тем лучше. А кому это будет принадлежать, государству или частному лицу, - не важно. Бич всех коллекционеров в том, что после их смерти коллекция, как правило, распадается: ее распродают наследники, и она в конце концов все равно попадает к нам. Мы в этом плане уникальная страна: у нас 90% художественных ценностей находится в государственных фондах - мы же все национализировали, собрали - и только 10% сейчас в частных коллекциях.

- Приходилось ли вам сталкиваться с ситуацией, когда законный владелец отказывался вернуть произведение искусства, которое является нашей национальной гордостью, или даже претендовал на то, что когда-то принадлежало его предкам, а сейчас хранится в нашем музее?

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ

Четыре года назад в США потомки владельцев рояльной фабрики в Санкт-Петербурге потребовали арестовать нашу выставку "Сокровища Романовых". Иск принял техасский суд, но требование истцов он не удовлетворил, потому что выставка была включена в федеральный регистр США, защищающий выставку от всех возможных посягательств. Если бы этого не было, неизвестно, чем бы закончилось дело. Но больше туда мы с этой выставкой не ездили.

- А как раньше решали подобные дела?

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ

Первый случай был в 1929 году. Феликс Юсупов, прогуливающийся по выставке в Берлине, опознал вещи своей матушки. После революции ему удалось что-то вывезти: знаменитую черную жемчужину "Пелегрин", две картины Рембрандта - остальное забрали большевики. А тут фамильное добро само на выставку приехало. Он подал в суд. Но суд не рискнул вмешиваться, поскольку искусство в Стране Советов было национализировано.

- А как у вас обстоят дела с незаконным вывозом культурных ценностей?

- У нас есть электронная база данных, куда внесено около пяти тысяч предметов искусства, находящихся в розыске. Такие базы есть в крупнейших акционерных домах, таких как ЗоШеЬу"з, Сппзй и других. Наши эксперты перед каждыми торгами просматривают их каталоги, а потом смотрят, не находится ли выставляемый у них на продажу лот в розыске. Таким образом, многое удается найти за рубежом, в частности эти последние картины из Чечни.

- Расскажите об этом, пожалуйста, подробнее.

ИСТОРИЯ ЧЕТВЕРТАЯ

Уголовное дело по хищению музейных ценностей из Грозненского музея изобразительных искусств не заведено. Многое местные жители подбирали на улице, что-то воровали, меняли на рынке - сейчас не докажешь. Есть факты, когда у одного чеченского командира боевиков на руках оказалось несколько картин на сумму 100 тысяч долларов. Известно также, что ФСБ удалось пресечь попытку продажи картины Рубо "Пленение Шамиля". Огромное полотно было свернуто в маленький квадратик, так что 90% красочного слоя осыпалось и сейчас реставрируется. Силами МЧС и Минкультуры удалось спасти порядка 150 работ после первых событий в Чечне. Музеям отдано 13 тысяч предметов из серебра, живописи и графики - 3,5 тысячи. Когда это все случилось, департамент поставил перед собой задачу - воссоздать базу данных по Грозненскому музею. За это время поменялось руководство музея, люди, которые сейчас там работают, многого не знают. Мы выяснили, что Грозненский музей комплектовался в 1934-39 годах за счет передачи музейных ценностей из Третьяковки, Русского музея и других "центральных музеев. Мы запросили акты поступлений и обнаружили, что многие вещи поступали в музейный фонд за счет национализации усадеб и Дворцов Подмосковья и Санкт-Петербурга. И вот нам удалось восстановить данные на более чем 600 живописных произведений, которые можно идентифицировать как грозненские. И когда в наше поле зрения попал каталог Sotheby"s , мы смогли идентифицировать портреты дочери Суворова графини Зубовой и ее супруга графа Зубова, которые там значились, как работы Маленария и Щукина. Но на самом деле, мы их атрибутировали как портреты неизвестного художника, потому что Щукин был врагом Зубова и не стал бы писать его портрет. Тогда я дал срочно информацию в Sotheby"s, недели за полторы до торгов. Я попросил сотрудников Скотланд-Ярда, которые занимались этим делом, пригласить известного мне сдатчика этих портретов для дачи показаний. Оказалось, что это антиквар, который проживал во Франции, - добросовестный приобретатель, ничего не знал, когда в 96-98 годах покупал эти картины в Германии. Когда узнал, что это имеет отношение к чеченским террористам, тут же отказался от прав на их собственность.

- А если добросовестный приобретатель отказывается вернуть краденую вещь, которую он, не зная о ее криминальном прошлом, купил за собственные деньги, что тогда?

- Тогда мы стали бы судиться и выиграли бы суд, но это так затратно... И потом суд всегда может сказать: да, это ваше, но вы должны заплатить ему за реставрацию и как-то компенсировать его покупку. Суд может вынести такое решение. Поэтому, как правило, берутся судить картины, стоимостью не менее полумиллиона долларов.

- Анатолий Иванович, я могу понять, как пропала эта коллекция в Грозном. Но как исчезают картины в Эрмитаже, где круглосуточно дежурят сотрудники музея? Как из библиотеки украли самую дорогую в мире книгу "Птицы Америки"?

- В большинстве случаев виноват человеческий фактор. В музеях часто одна бабулька охраняет два зала.

ИСТОРИЯ ПЯТАЯ

Альбом "Птицы Америки". Накануне торгов Сппзй собственная служба безопасности аукционного дома, учитывая уникальность этого альбома и большую стоимость, решила проверить, не находится ли книга у нас в розыске, потому что сдатчик был из России. Они через коллекционные круги установили, что в России эта книга была издана в 30-х годах XIX века и раскрашивалась самим Одюбоном. В России оставалось три экземпляра: один в Москве и два в Санкт-Петербургской государственной библиотеке. Мы попросили нашего представителя Анну. Белоусову зайти туда и спросить, все ли книги на месте. Они посмотрели книгу на полках и сказали: "Приходите завтра". - "Эта книга пропала?" - "А вы откуда знаете?" Только тогда и установили, что вместо книг торчат кожаные переплеты. Стали разбираться. Вышли на сдатчика. Оказалось, что это их читатель Мамонтов, который любил попить чайку с сотрудницами музея. Он уехал в Америку, а когда его вызвали к следователю, сказал: "Ничего не знаю, это мои книги, остались по наследству от матери, вот завещание, а вот кусочек корочки, которая осталась у меня дома". Скотланд-Ярд стал требовать доказательств. Сначала пытались так: Мамонтов листы вырезал, и мы пытались сопоставить обрезы, думали, сойдется. А он не дурак - он второй раз обрезал, ничего не сошлось. Я тогда настоял на том, чтобы взяли корочки оставшиеся и сделали экспертизу, сверили отпечатки пальцев. К этому времени нам удалось в одном из университетов Нью-Йорка найти сведения о том, что в 60-х годах один из исследователей, который сейчас уже, по-моему, умер, взял в России и описал именно этот экземпляр книги. В частности, он описал, что у нее на листах был особый крап. В каждой книге свой цвет. Знаете, бывает белый, золотой, а у этой был черно-желтый крап. Так мы ее идентифицировали. Спрашиваем Мамонтова: "Как же ты ее перевез?" "Встретил, - говорит, - какого-то человека, который предложил обменяться. Он оставил свой экземпляр в Берлине, а я ему свой - в Питере. А человека того не помню". Вот как выкрутился. Тогда мы ему сказали: "Знаешь, твои пальчики остались и на листочках, и на корешках". А в суде ему дали шесть лет с конфискацией. Стоимость этой книги на аукционе могла дойти до восьми миллионов долларов.

- А бывает, что к вам за помощью обращаются из других стран?

ИСТОРИЯ ШЕСТАЯ

Недавно к нам пришел запрос из Турции о том, что они поймали на черном рынке человека из Ирака, который продавал портрет матери Пикассо (или другой какой-то женщины) со штампом Эрмитажа. Картина известная, каталожная, висит постоянно в экспозиции. Мы сделали запрос в Эрмитаж - сказали: "Нет, вот она висит". Выясняется, что все три штампа поддельные. Первый о том, что в 1908 году картина куплена Сергеем Львовичем Щукиным, известным коллекционером, собирающим импрессионистов, - потом часть его коллекции попала в Пушкинский музей (из его коллекции, в частности, известная картина "Танец" Матисса). Далее 31-й год, когда его коллекция была расформирована, на ее базе создали Музей западноевропейской живописи - первый музей. Мы пишем: "У вас подделка, картина подлинная висит здесь, и обратите внимание на следующую тонкость. Подпись там Рюаззо находится в таком-то углу и замазана краской, что не было видно в каталоге". Вот таким образом мы развенчали успехи турецкой полиции - что они якобы обнаружили кражу века.

- Много ли предметов искусства сейчас покупают и привозят наши коллекционеры в Россию?

- У нас в стране совершенно дикая, абсурдная ситуация с ввозом культурных ценностей - государством накладывается 20% НДС. Если человек купил за 100 тысяч картину, он должен 20 тысяч платить таможне. Мы сейчас с этим боремся, хотим снизить до 5-7%, потому что считаем, что чем больше сюда привезут, тем лучше.

- Ежегодный оборот от продаж антиквариата на торгах Cristi, Sotheby"s превышает один миллиард долларов. Возможно ли в России когда-нибудь появление аукционного дома такого уровня?

- В России сейчас есть два аукционных дома: "Гелос" и отпочковавшаяся от него "Екатерина". Они устойчиво проводят торги, хотя торгами это назвать сложно. Чтобы их устроить, надо собрать какую-нибудь живопись или предметы декоративно-прикладного искусства. Это трудно. Раньше, пять лет назад, было около десятка аукционов, но они не выдержали конкуренции и условий нашего рынка. Замечу, что у Sotheby"s и Cristi торги проходят ежедневно, а у нас регулярно устраиваются только салоны - весной и осенью - на которые съезжаются около сотни антикварных магазинов из России. Бизнес не идет, потому что нет широкого притока произведений искусства. Наш антикварный рынок замкнут: все произведения сосредоточены в музеях, среди современных очень мало интересных работ, которые можно было бы реализовать на внутреннем рынке, а зарубежные к нам не поступают из-за налоговой политики. Зато на Западе этот бизнес выгоден и дилерам, и коллекционерам, и государству, потому что стоит в первой десятке по сбору налогов. Мы должны сделать так, чтобы произведения хлынули сюда и реализовывались на внутреннем рынке, чтобы выгодно было продать здесь. Вот тогда можно будет говорить о создании в России Аукционного дома с большой буквы.

- Все ценности так или иначе проходят через таможню. Интересно, какую часть она задерживает?

- По данным самой таможни - 10%. Это не наркотики, которые может учуять дрессированная собака. Здесь мошенники идут на всякие уловки и хитрости, а таможня должна проявлять больше смекалки.

ИСТОРИЯ СЕДЬМАЯ

Мы даем разрешение на вывоз копии одной картины XIX века одному человеку. Он приносит: одна - кругленькая, другая - пейзажик морской и икону небольшую. А разрешение вывоза принимаю я на основании экспертизы. Я обратил внимание на то, что одна картина, написанная только что, имеет дублированное дно. Так делают иногда - когда старый холст теряет свою толщину, его дублируют - на новый переклеивают специальным клеем. Получают хорошую современную основу. А здесь современный холст. А в эту икону, на которую мы дали разрешение, он вставил потом чудную костяную резьбу XVIII века.

- А сколько ценностей всего вам удалось вернуть?

- Последние десять лет таким образом в Россию вернули 65 143 предмета. Они поступили в 57 музеев. Это иконы, скульптуры, оружие, предметы декоративно-прикладного искусства, картины. Это работы Айвазовского, Маковского, Брюллова, Коровина, западноевропейская живопись. Это и дары прежде всего, и закупки, это поступления в Третьяковскую галерею, Эрмитаж, Русский музей, Музей вооруженных сил, Павловск, Гатчину, Ярославский музей. Закупок, к сожалению, очень маленькая цифра, потому что денег из бюджета выделяется крайне мало. Закуплено всего около 500 произведений. Кроме того, много внесли коллекционеры, банкиры.

- Это больше или меньше, чем десять лет назад?

- Раньше такой работы просто не велось.

- Анатолий Иванович, чем вы больше всего гордитесь?

- Всем, что я уже назвал. Приведу цифры: более 500 предметов и архивных документов на сумму более 20 миллионов долларов.


СПРАВКА

Шедевры, которые мы потеряли

1. И. Айвазовский (22 работы); А. Бенуа (4); А. Боголюбова (10); К. Брюллов (3); П. Конча-ловский (5); М. Ларионов (1); Н. Гончарова (1); К. Коровин (4); Б. Кустодиев (2); И. Левитан (11); Маковские (8); К. Малевич (1); К. Пе-тров-Водкин (7); В. Поленов (7); И. Репин (2); А. Саврасов (этюды); Т. Семирадский (1); Р. Фальк (4), И. Шишкин (4); Б. Григорьев (рисунки); А. Куинджи (5) и др. Всего около 5000 произведений (данные с 1975 года);

2. золотой запас царской России;

3. библиотека Ивана Грозносо; ^".""т

4. янтарная комната:

5. коллекция палехских (81 шт.) и лукутин-ских шкатулок - XIX век.

3. Шедевры, которые мы вернули

1. Альбом "Птицы Америки" (иллюстрации художника Одюбона) - 58 млн;

2. портреты графини и графа Зубовых (неизвестный художник) - около $180 тыс.;

3. икона Бориса и Глеба (конец XV века) - $150 тыс.;

4. А. Венецианов "Сенокос" - $300 тыс.;

5. П. Филонов (7 рис.) - более $200 тыс.;

6. Ф. Рубо "Пленение Шамиля" - $300 тыс.;

7. М. Шагал -$1 млн (страховка).



Самый дорогой раздел арт-рынка

Это французская живопись XIX века и мастера XX века. За 30 послевоенных лет цена на полотна импрессионистов выросла в 18 раз, на искусство XX века - в 29 раз. Сравните: цены на живопись старых мастеров выросли только в семь раз. Итак, "горячая семерка" самых дорогих художников: 1. Ван Гаг-"Автопортрет без бороды" $71 502 500;

2. Поль Сезанн

3. Опост Ренуар

4. Пабло Пикассо

5. Сальвадор Дали

6. Клод Моне

7. Василий Кандинский Из наших соотечественников самым дорогим (по цене) является Каземир Малевич - "Супрематическая композиция" $17 млн, "Черный квадрат" $20 млн.

5. Sotheby"s, РУССКИЕ ТОРГИ 2000-2001 (Стартовая цена)

И.Левитан -$10 тыс.; А. Саврасов - $22 тыс.;

8. Серов - $22 тыс.; И. Шишкин -$35 тыс.; А. Боголюбов - $49 тыс.; В. Поленов - $57 тыс.; И. Айвазовский - $60 тыс.; А. Васнецов - $70 тыс.; И. Репин - $81 тыс.; А. Малявин - $86 тыс.; К. Маковский - $94 тыс.; К. Сомов - 594 тыс.; П. Верещагин - $100 тыс.; Н. Рерих -$188 тыс.; Б. Кустодиев - $125 тыс. (ушла за $500 тыс.).

Кражи XXI века

1. Исторические документы (Россия, РГИА, СПб) -$24 млн;

2. манускрипты УИ-1Х (Россия, РНБ, СПб) -$140 млн;

3. скрипка Страдивари (Россия, Музей им. М. И. Глинки, Москва) - около $1 млн;

5. гербовые и почтовые марки (Япония, почтовое отделение города Кобе) - $1350 тыс.;

6. статуя богини Гебы (Великобритания, центральная площадь Бирмингема) - $150 тыс.;

7. 40 антикварных и современных часов (Швейцария, Музей часов, Женева) - $1200 " тыс.;

8. Ж. Жером "Бассейн в гареме" (Россия, Эрмитаж, СПб) - $1 млн.


Журнал "Медведь", март 2002 года


Док. 459994
Перв. публик.: 10.03.02
Последн. ред.: 10.07.08
Число обращений: 380

  • Вилков Анатолий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``