В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Гартунг: Открытый рынок - Фактор риска Назад
Валерий Гартунг: Открытый рынок - Фактор риска
Россия интегрирована в мировую экономику и глобальный рынок - это факт бесспорный. Предмет дискуссий дня сегодняшнего - уровень и качество этой интегрированности. И еще, едва ли не в первую очередь, необходимо понять, что мешает отечественным производителям, всему отечественному бизнесу в активизации их продвижения на внешние рынки.

Проверка на конкурентоспособность


Валерий Гартунг Депутат Государственной Думы РФ, член думского комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям:

- На мой взгляд, наиболее активным препятствием продвижения наших производителей на мировые рынки является, прежде всего, их сегодняшняя неконкурентоспособность, что объясняется общей экономической ситуацией в стране, отсутствием государственного регулирования промышленной политики и коррумпированностью чиновников.

Начнем с самого элементарного. Прежние государственные стандарты, были, как известно, заменены новыми техническими регламентами. Но эти новые до сих пор не определены. То есть по каким-то второстепенным товарам, табаку, например, их установили, а на большинство видов промышленной продукции - нет. На первый взгляд, при чем здесь конкурентоспособность: специалисты-производственники, руководствуясь здравым смыслом и профессиональными знаниями, сами определят, какая технология будет оптимальной для того или иного производственного процесса или какому набору требований должен отвечать тот или иной товар в целом. Однако здесь есть более глубокий смысл и действуют иные логические схемы: изменятся технологии - изменится специализация предприятий, поменяются потребители, и так далее.

Если сегодня ввести евростандарты на любые наши производственные изделия, даже в наиболее "зрелой" машиностроительной отрасли, мы не выдержим конкуренции. Работа по старым стандартам означает, что наша продукция за границей будет не нужна по причине неконкурентоспособности. А ведь намерение России присоединиться к ВТО и комплекс необходимых мер, связанных с подготовкой к столь важному делу, обсуждались даже не вчера...

Вот и получается, пока в конкурентоспособности наших производителей не будет реально заинтересовано государство, рынок сам собой не выведет нас на дорогу успеха: не следует регулировать цены - пусть будут отрегулированы правила игры. В этом и состоит роль государства.

Сегодня под государственным контролем у нас находятся в основном сырьевые отрасли - только они конкурентоспособны на мировых рынках. На западе шкала конкурентоспособности различных отраслей высчитывается на основе сравнительного анализа затрат на производство одной единицы продукции и полученной от этого прибыли. Так вот у нас данный показатель в первичном переделе сырьевой отрасли много ниже среднего мирового уровня, даже с совокупной налоговой нагрузкой: то есть на рубль, вложенный в ту же нефтянку, мы получаем гораздо большую отдачу. Стало быть, нефтяная отрасль у нас наиболее конкурентоспособная. Она и развивается. Следующий передел - энергетика, и там то же самое. Однако чем сложнее становится передел, чем более высокотехнологично и трудоемко производство, тем ниже у нас его конкурентоспособность. Сборка автомобилей, самолетостроение, электроника и так далее. Уровень издержек в этих производственных отраслях сопоставим с мировым, а насчет конкурентоспособности, что называется, умолчим. То, что они в упадке, - объективная ситуация.

Россия - богатейшая страна, запас природных ресурсов кажется неисчерпаемым. Больше половины этой добычи продаем на западные рынки по мировым ценам, а на внутреннем рынке энергоносители остаются пока дешевыми. Часть ренты за использование дешевых нефти и газа получают отрасли с большим энергопотреблением: все те же металлургия, нефтехимия, электроэнергетика, и потому они имеют преимущества перед западными компаниями. Следующие за ними переделы не имеют своей доли ренты, а потребление дешевых энергоносителей составляет весьма небольшой процент в себестоимости продукции, то есть практически ничего не решает в экономике предприятий.

Дешевые энергоносители в России не дают развиваться энергосберегающим технологиям: не выгодно. Вполне естественно, через какое-то время мы столкнемся с кризисом. Сегодняшнее наше преимущество окажется серьезным недостатком, если не будем проводить государственной политики в данном направлении - поощрять, как в Германии, выпуск электроэнергии из экологически чистых и дешевых источников, с помощью энергии ветра, солнца, воды.

Как можно заставить товаропроизводителей всерьез заняться этой проблемой? К примеру, государство может изъять у энергодобывающих компаний средства от повышения цен на энергоносители, выдать дотацию населению, помогать малому предпринимательству, дотировать развитие машиностроения и других отраслей. Тогда предприниматели всерьез возьмутся за внедрение энергосберегающих технологий: они будут кровно заинтересованы в сокращении потребления энергии и реальной возможности потратить сэкономленные средства на развитие. Произойдет "естественный отбор" разумных и рачительных хозяев, укрепившихся на рынке, которые смогут выиграть в конкурентной борьбе.

Главное во всем этом деле - правильно распределить приоритеты. Это и есть государственное регулирование.

Пока же мы имеем то, что имеем. За счет существенной разницы в цене на энергоносители для Запада и внутреннего рынка, сырьевые отрасли получают серьезные барыши, а у производства с высокой степенью передела все плюсы от дешевых энергоносителей съедаются высокой налоговой нагрузкой. Добавьте к этому высокие, на уровне мировых, внутренние цены на металл. Металлурги в шоколаде, остальные переделы пытаются выжить. Плюсы от дешевых энергоносителей съедаются покупкой металла, стоимость которого составляет порядка 50 % в себестоимости их продукции, а главное - высокой налоговой нагрузкой.

Российский НДС составляет 18 % - выше, чем в Китае. Налог на прибыль 24 %. Если подоходный налог 13 %, то единый социальный - 26%. Общий итог - общий проигрыш. Да, эти цифры ниже, чем в Германии. Но от этого никому не легче: в Германии - совсем иной уровень развития производства, там могут позволить себе 24 % налогов. Для них рост производства на 4 % - уже рекорд. Чтобы выйти на аналогичный уровень производства российским предприятиям, необходимы минимум 12 % роста, что в сегодняшних экономических условиях просто не реально.

К тому же в Германии, нет неофициальных поборов, а Россия погрязла во взяточничестве.

Мы проигрываем сегодня Китаю, уровень жизни в котором в не таком уж далеком прошлом был ниже российского. Средняя зарплата рабочих сейчас составляет там порядка 400 долларов. Идут крупнейшие вложения в инфраструктуру (особенно это видно по обустройству дорог: в Пекине 8 колец дорог, а в Москве три; китайские двухэтажные магистрали с многоуровневыми развязками потрясают своей рациональностью). Регистрируется расцвет предпринимательства на уровне регионов страны. Да, там авторитарная власть с жесточайшим контролем, но она ограничила свою "вертикаль" провинциями: регионам дана экономическая свобода .К тому же это лишь за пределами Китая существует понятие "китайской мафии": попробуйте-ка внутри страны сделать что-то во вред государству!..

Нам будет уже очень сложно догнать эту страну! В России идет в основном лишь активное строительство трубопроводов и нефтепроводов - тех объектов, которые необходимы для транзита сырья. Какое-то время продержатся высокие цены на нефть. А дальше?.. Нефтяная игла - это один из тормозов нашего промышленного развития.

Еще одним серьезным тормозом для вхождения на мировые рынки российских предприятий является низкая квалификация менеджмента предприятий и отсутствие культуры производства. Мировые лидеры машиностроения и других отраслей уже давно применяют системы бережливого производства, стандартизируют свою работу для создания эффективной системы качества продукции, гарантирующей высокий результат. К сожалению, у нас такие механизмы внедряются не особенно активно.

Да, в советское время была создана система качества продукции, внедрялись новые технологии, оборудование и спецтехника, особенно в оборонке, позволявшей нам быть "впереди планеты всей". Однако даже лучшее из советской системы за последние 15 лет нами было утеряно или отвергнуто. Произошел большой отток из промышленности профессиональных кадров, на смену которым пришли люди. Предшествовавший тридцатилетний застой, безусловно, дает о себе знать. Но более всего дает о себе знать апатия и непрофессионализм отдельных управленцев, непонимание ими сути системы управления. Чтобы достойно быть представленными на мировых рынках, которые сами давно и активно выходят к нам, необходимо учиться применять мировые системы организации труда. Раз нет собственных управленческих новшеств, надо усвоить то, что уже давно отлично зарекомендовало себя на Западе.

Другое дело, что в России существуют более глобальные проблемы, решению которых вряд ли существенно поможет японская управленческая философия Кайдзен или любая другая система организации труда. Если мы не нанесем серьезный удар коррупции, если не выстроим системы общественного контроля за деятельностью органов власти, если судебная система в России так и останется "соревнованием кошельков", нас ничто уже не спасет.

Мой прогноз вхождения де юре России в ВТО весьма пессимистичен: в ближайшее время государство не способно будет защитить отечественного товаропроизводителя, а товаропроизводитель - не сможет прыгнуть выше своего "потолка", что повлечет за собой вероятное поглощение наших предприятий крупными иностранными корпорациями.

Как депутату Государственной Думы, мне трудно и обидно говорить сегодня обо всем этом. Однако надо реально оценивать ситуацию в стране, чтобы попытаться, по мере возможности и сил, планомерно исправлять ее.




Журнал "Инфо без границ"
http://www.gartung.ru/news/p_smi/detail.php?ID=1037


Док. 459912
Перв. публик.: 10.06.08
Последн. ред.: 10.07.08
Число обращений: 53

  • Гартунг Валерий Карлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``