В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Лапидус: Глобализация тарифа Назад
Борис Лапидус: Глобализация тарифа
Вчера расширенное правление ОАО "РЖД" определило приоритеты работы компании на ближайшие три года. По словам президента компании Владимира Якунина, за этот срок железные дороги должны завершить интеграцию в международную транспортную систему.

К 2008 году чистая прибыль компании должна вырасти вдвое за счет реализации новых инвестиционных проектов. Вместе с тем для реализации своего потенциала ОАО "РЖД" предстоит ежегодно снижать производственные издержки.

Открывая правление, Владимир Якунин отметил, что к настоящему моменту практически завершена работа по актуализации стратегической программы компании. В соответствии с ней "миссия ОАО "Российские железные дороги" состоит в эффективном удовлетворении рыночного спроса на транспортные услуги, повышении глобальной конкурентоспособности, достижении финансовой устойчивости и динамичного развития при соблюдении принципов социальной ответственности".

В этой связи повышение глобальной конкурентоспособности российских железных дорог, по мнению президента ОАО "РЖД" , становится очевидным приоритетом, поскольку "при стремительном развитии альтернативных транспортных коридоров российские железные дороги без глубокой модернизации практически не имеют возможности увеличивать свою долю на рынке транзитных перевозок". Необходима глубокая интеграция в международную транспортную систему, и реальные примеры этого уже есть. Среди них - проект демонстрационного контейнерного поезда по маршруту Берлин - Варшава - Минск - Москва. Получили поддержку инициативы РЖД в восстановлении Транскорейской магистрали, позволяющие привлечь контейнерные грузы на Транссиб. Будет восстановлено сквозное железнодорожное сообщение России с Закавказьем через Абхазию.

Одним из приоритетов компании остается повышение привлекательности Транссиба. По словам Владимира Якунина, РЖД намерены довести объемы перевозок контейнеров по этому транзитному мосту из Европы в Азию до 1 миллиона TEU в год. Но на этом рынке железные дороги уже сталкиваются с конкуренцией со стороны морских судоходных компаний, которые перевозят около 10 миллионов контейнеров в год. "Пора задуматься о принципиально новом сотрудничестве с портовиками, - заметил Владимир Якунин. - Не упускать возможности активизировать свое участие в развитии терминалов в портах". Например, РЖД усиливают позиции на рынке транзита путем выделения в качестве дочернего общества - филиала "Трансконтейнер".

По словам президента ОАО "РЖД" , компания готова принять на себя роль транспортного интегратора между Европой и Азией. Как за счет использования потенциала Транссиба, так и организации железнодорожного паромного сообщения на Каспийском море с Казахстаном, Туркменистаном, а в перспективе с Ираном, на Черном море - с Турцией. При этом одним из инструментов привлечения стратегических инвесторов в развитие дорог должна стать модель государственно-частного партнерства. Среди таких проектов - строительство скоростных линий, подходов к месторождениям минерального сырья, к морским портам.

Подводя итоги работы компании в 2005 году, Владимир Якунин напомнил, что ОАО "РЖД" выполняет поручения главы государства, касающиеся сокращения роста тарифов. Прирост тарифов на грузовые железнодорожные перевозки

- самый низкий среди всех видов транспорта и на треть ниже темпов роста цен в промышленности. Такое отставание, естественно, сказывается на финансовых результатах РЖД. Ценовое давление на расходы компании в 1, 7 раза выше индексации тарифов на перевозки. "Опережающий рост цен на продукцию, потребляемую железными дорогами, по сути, означает субсидирование отраслей промышленности" , - подчеркнул Владимир Якунин. В итоге расходная часть бюджета компании должна была увеличиться к концу года на 30, 6 миллиарда рублей. Пришлось секвестировать расходную часть, снижать затраты на капитальный ремонт подвижного состава, линейного оборудования, зданий и сооружений.

В связи с этим вновь появилось предложение включить в тариф инвестиционную составляющую. Его озвучила заместитель полпреда Президента в Северо-Западном федеральном округе Людмила Совершаева. С ней согласился заместитель директора департамента МЭРТ Евгений Михайлов, уточнив, что это возможно лишь после выделения пассажирской компании.

Между тем достигнуть плановой рентабельности ОАО "РЖД" все-таки удалось. Хотя системные проблемы остались. Среди них - крайне низкая рентабельность - 1, 3 процента, невысокая эффективность капитальных вложений - 0, 5 процента, что в десятки раз ниже, чем у "Газпрома" и "ЛУКойла". Для преодоления этих тенденций правление предложило совету директоров компании меры по наращиванию объемов инвестиций и повышению капитализации. Формирование дополнительных источников инвестиций возможно, по оценке Владимира Якунина, за счет создания крупных дочерних компаний и вывода их ценных бумаг на фондовый рынок.

Виртуальный пример такой компании привел старший вице-президент ОАО "РЖД" Федор Андреев. Модель финансовой деятельности грузовой компании создавалась на базе прогнозируемых показателей работы отрасли. По расчетам Федора Андреева, если бы перевозчик был создан в 2005 году, его доходы составили бы 79 миллиардов рублей, а расходы - 57 миллиардов.

Но РЖД пока не имеют достаточных источников инвестиций. По словам

Владимира Якунина, сохранение ситуации, когда компания вынуждена перераспределять значительную часть прибыли на покрытие убытков от пассажирского комплекса и в пользу других отраслей экономики, может привести к тому, что к 2010 году дефицит инвестиций превысит 250 миллиардов рублей. Уже в 2008 году начнет проявляться системный недостаток провозных способностей железных дорог.

Новая инвестиционная программа РЖД на 2006 -2008 годы сформирована с учетом прогнозируемых Минэкономразвития параметров, социально-экономического развития страны. В ней нашли отражение финансовые изменения, связанные с корпоративным строительством и выделением дочерних зависимых обществ. Ожидается, что чистая прибыль компании увеличится в 2008 году в 2 раза. Но для этого правление предлагает совету директоров предоставить компании право в рамках утвержденной величины чистой прибыли самостоятельно направлять сверхплановую выручку на дополнительные эксплуатационные расходы.

***

В 2005 году влияние железнодорожных тарифов на инфляцию снизилось до 0, 6 %.

В этом году транспортная составляющая в конечной цене продукции снизилась по сравнению с 2 003 годом на 5 %, а по отдельным родам грузов (нефтепродукты, черные металлы, у голь) -на 12-35 %.

Грузооборот ОАО "РЖД" в 2005 году превысил 2 трлн, ткм. Компания перевезла 1 млрд. 2 73 млн. тонн грузов (103, 7 % к 2004 году) и 1 млрд. 330 млн. пассажиров. В бюджеты всех уровней перечислено около 182 млрд, рублей. За счет улучшения организации работы во втором полугодии компания вышла в целом по году на опережающий темп роста доходов над темпом роста расходов.

Доходы компании, по предварительным оценкам, составят 745 млрд, рублей (114 % к 2004 году), расходы -678, 6 млрд. рублей (114, 6 % к 2004 году), чистая прибыль -около 10 млрд. рублей (в 2004 году - 8, 7 млрд. рублей).

По итогам 2005 года среднемесячная заработная плата работников компании, занятых в организации перевозок, возросла к уровню прошлого года на 11, 1 % и составила в среднем по сети 12432 рубля. Рост реальной заработной платы составил 4 %. При этом производительность труда возросла на 1, 2 %.

***

ОАО "РЖД" должно перестать субсидировать за счет своих тарифов другие отрасли российской экономики. Такое заявление сделал на прошедшем вчера итоговом правлении РЖД руководитель департамента МЭРТ Евгений Михайлов.

- Компания "РЖД" должна стать рыночной. И цены на ее услуги также должны определяться рынком, для чего надо отменить систему фиксирования на государственном уровне железнодорожных тарифов. Мы должны забыть про инфляцию, РЖД должна иметь возможность проводить такую тарифную политику, которая позволит компании быть конкурентоспособной. И тогда РЖД сможет возить не только низкодоходные грузы, но и на равных конкурировать на рынке перевозок самых привлекательных товаров - таких, как те же нефтепродукты, -сказал представитель МЭРТ.

Для того, чтобы добиться этого, по словам Евгения Михайлова, необходимо провести в РЖД ряд серьезных преобразований. Основное из них - создание базы для появления новых перевозчиков, для чего необходимо изменить систему лицензирования - ведь каждый из перевозчиков должен быть способен в полной мере отвечать за результаты своей деятельности. Это, по словам Евгения Михайлова, повысит и конкурентоспособность самой РЖД, для чего, как сказал он, компания должна также добиться статуса перевозчика в сопредельных государствах, отладить технологию движения товаров "от двери к двери" , а также унифицировать оборудование и подвижной состав. Наконец, переход на рыночные методы работы позволит РЖД развивать свои проекты за счет инвестиций, а не собственных капвложений, что, по словам представителя МЭРТ, совершенно не вписывается в сегодняшние экономические реалии.- Инвестиционный подход выгодно отличается от финансирования за счет собственных капитальных вложений тем, что он позволяет четче планировать результат, а не только удовлетворять текущие потребности. Наверняка мы бы не имели такого потока "серого" импорта, прикрытого транзитом, если бы темой развития транзитного потенциала РЖД железнодорожники занимались именно как инвестиционным проектом, - отметил он.

- Для будущего российских железных дорог имеют значение два фактора: грядущее неизбежное замедление роста сырьевого экспорта и, как следствие, необходимость в переориентации на другие виды грузов, - заявил вице-президент ОАО "РЖД" Борис Лапидус. - Для того чтобы быть готовым к этим переменам, надо уже сегодня иметь четкий план действий, а также знать, сколько для его реализации потребуется средств и откуда их взять.

- Наша инвестиционная программа на следующий год приблизилась к 200 миллиардам рублей, - заявил вице-президент ОАО "РЖД" , - однако и эта сумма не является достаточной, если знать, какие у нас планы. Мы ведем работы по ускорению движения на ходах Кузбасс - Северо-Запад, Кузбасс - Восток, Кузбасс -Юг, по созданию скоростных линий Москва - Санкт-Петербург, а также в еще 10 регионах нашей страны. В наших планах - строительство 3 тысяч километров вторых путей, 500 километров третьих путей, установка новых систем СЦБ на 1500 километрах наших железных дорог, строительство обходов вокруг Ярославского, Читинского и Красноярского узлов, развитие железнодорожного сообщения на Ямале, в Якутии, а также в районе строительства Богучанской ГЭС.

По самым скромным подсчетам, сказал Борис Лапидус, для реализации этих и других стратегических проектов ОАО "РЖД" потребуется в ближайшие годы примерно 480 миллиардов рублей. Понятно, что для того, чтобы появились эти деньги, наши железные дороги должны быть интересны для инвестора, то есть конкурентоспособны. По словам вице-президента компании, путь повышения конкурентоспособности - в создании логистической системы РЖД, в основе которой должны быть две составляющие:

Во-первых, система должна работать на повышение доходов компании, в ней должен быть элемент процессинговой логистики. А во-вторых, система должна помочь нам расширить перечень наших услуг, то есть в ней необходимо иметь элемент бизнес-логистики.

- Через неделю российские железные дороги получат в распоряжение новый локомотив "Ермак" , - сообщил вице-президент ОАО "РЖД" Валентин Гапанович, рассказывая о программе технического обновления компании.

По его словам, наряду с приемкой "Ермака" в следующем году компания планирует начать в Восточной Сибири тестовую эксплуатацию тепловоза "Пересвет". Брянский машиностроительный завод проведет сертификацию нового маневрового тепловоза с асинхронным двигателем, который должен пойти в серию в 2007 году. Кроме того, 27 декабря должна состояться презентация нового пассажирского электровоза, который должен заменить составляющие основу нашего локомотивного парка электровозы серии ЧС. В сотрудничестве с оборонными предприятиями разрабатывается газотурбовоз, который должен быть готов к ноябрю следующего года. В сотрудничестве с администрацией Свердловской области реализуется проект создания нового отечественного электровоза на постоянном токе, 2С4К, который должен прийти на смену локомотивам серии ВЛ10.

Кроме того, идет обновление парка пригородных поездов и грузовых вагонов. Так, компания "Метровагонмаш" в следующем году начнет поставки новых рельсовых автобусов, а Демиховский машиностроительный завод - новых моделей пригородных поездов. Проходят тестирование в рабочем режиме 196 новых вагонов производства Уралвагонзавода и 6 новейших вагонов, выпущенных Алтайвагонзаводом. Эти алтайские вагоны могут пробегать до 500 тысяч километров без капремонта, а их производительность выше, чем у ныне используемого подвижного состава, на 12 процентов. Каждый такой вагон в состоянии зарабатывать на 900 тысяч рублей больше, чем используемая ныне техника.

Наконец, в следующем году российские железнодорожники получат 12 новых скоростных пассажирских поездов П10, которые будут использоваться на линии Москва - Минск - Брест. Их пассажиры смогут добираться до Минска на 3, а до Бреста на 4 часа раньше, чем сейчас.

Понятно, что масштабное обновление подвижного состава ОАО "РЖД" сопряжено с определенными трудностями. Главная из них, по словам председателя совета директоров компании "Трансмашхолдинг" Дмитрия Комиссарова, - в создании соответствующей эксплуатационной базы:

- Для того чтобы новейшие локомотивы и подвижной состав в массовом порядке внедрялись на наших магистралях, надо коренным образом модернизировать деповское хозяйство, систему вагоно- и локомотиворемонтных предприятий. Нужны новые кадры машинистов и специалистов по обслуживанию этой техники. Наконец, на новые модели и цена будет другая. Сейчас нам удается держать рост цены в пределах инфляционных показателей, и мы рассчитываем за 2 - 3 года решить вопрос по цене и на наши новые разработки - только по локомотивам у нас создана 21 новая модель. Я считаю, что здесь резервом в борьбе с ростом цены на нашу продукцию могли бы стать долгосрочные контракты, предусматривающие полный цикл ее обслуживания. При переходе на такую схему работы мы получили бы возможность перспективного планирования нашей деятельности, а железнодорожники смогут экономить свои средства.

Вячеслав ЗАКАТАЕВ
Гудок N 238 стр. 1, 3 от 22.12.2005

http://www.logistics.ru/9/7/i20_28642p1.htm



Док. 459497
Перв. публик.: 22.12.05
Последн. ред.: 09.07.08
Число обращений: 193

  • Лапидус Борис Моисеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``