В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Лапидус: Кадрам понадобился закрепитель Назад
Борис Лапидус: Кадрам понадобился закрепитель
ОАО "РЖД" приняло стратегию развития кадрового потенциала и намерено изменить требования к студентам, получающим образование за счет компании.

Как заявила на расширенном заседании правления компании, посвященном кадровой стратегии, руководитель департамента управления персоналом ОАО "РЖД" Любовь Васина, более 10% выпускников, получивших образование по целевым направлениям, не приходят работать в РЖД. Часть из них не устраивают предложенные должность и зарплата, часть отказываются работать в компании вообще без объяснения причин.

По словам президента компании Владимира Якунина, необходимо пересмотреть механизм заключения специальных договоров на образование, обозначив в них ответственность выпускника в случае неисполнения условий договора. Если получивший образование за счет компании молодой специалист откажется в ней работать, он обязан возместить средства, затраченные на его обучение. А в случае предоставления ему образовательного кредита - и проценты по кредиту. Владимир Якунин поручил кадровикам РЖД контролировать успеваемость целевиков в процессе учебы (вплоть до разрыва договора в одностороннем порядке) и напомнил, что оценка "удовлетворительно" по профильным предметам компанию не устраивает.

Учитывая, что РЖД необходимы кадры не только железнодорожных специальностей, Любовь Васина предложила использовать опыт компании "Базовый элемент". Она ежегодно готовит себе кадры в ведущих учебных учреждениях страны, используя образовательные кредиты.

Как отметил вице-президент РЖД Георгий Корнилов, сейчас численность компании - почти 1,3 миллиона человек, что составляет 2,2% от общего числа занятого в экономике трудоспособного населения России. Устойчивую работу филиалов и структурных подразделений РЖД обеспечивают свыше 300 тысяч руководителей и специалистов, из которых более половины - специалисты с высшим образованием.

При этом годовая потребность в выпускниках вузов оценивается в 4,2 тысячи молодых специалистов. Институты, в свою очередь, выпускают в год более 20 тысяч человек. По словам заместителя министра транспорта Александра Мишарина, налицо дисбаланс спроса и предложения, и отраслевым высшим учебным заведениям следовало бы скорректировать политику по приему студентов.

В подготовке рабочих кадров ситуация обратная. По данным, которые привел вице-президент - главный инженер ОАО "РЖД" Валентин Гапанович, система профессионально-технического образования в 1992 году подготовила для железнодорожной отрасли 30 тысяч выпускников, а в прошлом году - всего 6 тысяч. Между тем только помощников машинистов ежегодно выходит на пенсию около 10 тысяч человек.

Развитие рынка транспортных услуг автоматически влечет за собой рост конкуренции на рынке труда. Вступление России в ВТО ее обострит, поскольку откроет доступ на наш рынок зарубежным транспортным компаниям. В связи с этим РЖД для сохранения конкурентоспособности необходимо не только привлекать, но и закреплять работников. Для этого следует формировать имидж РЖД как привлекательного работодателя. По словам руководителя департамента экономического прогнозирования и стратегического развития ОАО "РЖД" Юрия Елизарьева, в России уже существуют рейтинги работодателей. ОАО "РЖД" пока в них не представлено, хотя может претендовать на лидирующие позиции.

В компании разработана стратегия развития кадрового потенциала, а также корпоративной социальной поддержки. Как сообщил старший вице-президент РЖД Борис Лапидус, стратегия призвана минимизировать риски компании, связанные с внешними и внутренними социально-экономическими факторами. Например, с ухудшением демографической ситуации. Для сохранения привлекательности компании для молодых специалистов необходимо принять меры по повышению производительности труда - единственного источника роста заработной платы. В качестве примера Борис Лапидус привел железные дороги США и Канады, где уровень заработной платы выше среднего в целом по экономике в 1,7 и 2 раза соответственно. Однако Александр Мишарин уточнил, что в этих странах численность занятых на железнодорожном транспорте не превышает 60 тысяч человек - остальной персонал работает на условиях аутсорсинга.

Борис Лапидус подчеркнул, что необходимо повышать уровень компетентности работников компании. Работа в рыночных условиях требует от менеджеров глубоких знаний в области корпоративного управления, экономики, бухгалтерского учета и налогового администрирования, права, иностранных языков, IТ, материально-технического снабжения. Именно этим дисциплинам, по словам Георгия Корнилова, будет уделено основное внимание при повышении квалификации управленцев РЖД. Будет продолжена традиция по подготовке резерва руководящих кадров. Предлагается изменить систему найма персонала, внедрив конкурсы на замещение вакансий и тестирование претендентов. Контролировать реализацию стратегии будет совет по кадрам ОАО "РЖД", который сформируют в ближайшее время.

Вячеслав ЗАКАТАЕВ
Гудок N 066 стр. 1 от 17.04.2006

http://www.logistics.ru/9/4/3/i20_32416p0.htm


Док. 459470
Перв. публик.: 17.04.06
Последн. ред.: 09.07.08
Число обращений: 156

  • Лапидус Борис Моисеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``