В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Кадохов: Бюджетный сепаратизм порождают в центре Назад
Валерий Кадохов: Бюджетный сепаратизм порождают в центре
Реформа межбюджетных отношений должна привести к компромиссу между властями всех уровней.

отя представленная правительством программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации включает в себя ряд важных моментов по улучшению межбюджетных отношений, она тем не менее далека от того состояния, когда ее можно поддерживать. А поскольку ни одна из ветвей власти не вправе в одностороннем порядке формировать принципы бюджетного федерализма, то совершенно очевидно, что эту работу надо проводить одновременно на федеральном и региональном уровнях.

Основная тенденция развития межбюджетных отношений в представленном документе заключается в том, что правительство концентрирует налоговые доходы на федеральном уровне и за счет этого финансируются прежде всего расходы на обслуживание государственного долга. Однако при этом объемы социальных расходов в субъектах Российской Федерации постоянно увеличиваются, а их налоговый потенциал снижается.

Таким образом, главная проблема межбюджетных отношений, которая так и не нашла до сих пор своего решения, это нерациональное расщепление федеральных налогов, при котором абсолютное большинство субъектов Российской Федерации являются или делаются нуждающимися в финансовой поддержке.

Именно эта проблема изменения пропорций налоговых поступлений в бюджеты разных уровней с целью снижения дотационности региональных и местных бюджетов осталась за рамками правительственной программы и расценивается нами как атака на бюджетные права регионов, а это вызывает недовольство всех субъектов, так как не убирает сложные отношения между центром и регионами, между донорами и реципиентами. Если сказать коротко, программа провозглашает не бюджетный федерализм, а бюджетный централизм. То есть забирают налоги, чтобы часть потом вернуть руками "доброго дяди". Разумеется, не за красивые глаза.

В проекте программы избран наиболее простой путь решения фискальных интересов центрального правительства: за счет сокращения налогового потенциала субъектов Российской Федерации. Однако если исходить из принципов бюджетного федерализма, то совершенно очевидно: целью реформирования межбюджетных отношений должно стать достижение компромисса интересов всех уровней власти.

Сейчас на этом требовании акцентируют свое внимание практически все регионы. И диктуется это не местными амбициями, а здравым смыслом и состоянием региональных финансов. Я приведу один пример из ряда возможных.

В связи с вступлением в действие второй части Налогового кодекса вводится новый порядок начисления и уплаты акцизов на алкогольную продукцию в режиме акцизного склада. Что это такое, поясню на конкретных фактах. Сегодня в Северной Осетии производится 11 процентов спирта от всероссийского объема. Согласно действующему порядку половина налогов на эту продукцию остается в субъекте Федерации. Однако новые правила - введение акцизных складов - существенно уменьшают налогооблагаемую базу значительного количества субъектов.

Сама идея акцизного склада должна усилить контроль налоговых органов за реализацией алкогольной продукции и в целом, безусловно, является правильной. Но ее реализация осуществляется таким образом, что основные налоги будут уплачиваться там, где алкогольная продукция не производится, а продается. Ну сколько может быть продано винно-водочных изделий на территории небольшой по населению Северной Осетии? Очень немного, около процента по сравнению с тем объемом спирта, который производит республика. Остальной спирт, а это чуть ли не 10 процентов от российского объема, уходит в другие регионы, там превращается в алкогольную продукцию и там же через акцизные склады оставляет все налоговые средства в бюджете региона, отнимая их у тех, кто сегодня имеет на них законное право. А средства эти немалые. В отдельных регионах потери сопоставимы с годовыми выплатами детских пособий. В том числе в Республике Северная Осетия - Алания, в структуре доходов которой доля акцизных сборов составляет 58 процентов. И еще несколько цифр. Среднероссийский коэффициент собираемости по этой статье равен 86 процентам. У нас он 88,5 процента. Акцизные сборы в федеральный бюджет в целом исполнены на 94
    

процента, по Южному федеральному округу - на 81, а по нашей республике - на 113 процентов.

Поскольку установление общих принципов налогообложения и сборов является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, то при налоговых изменениях необходимо проводить соответствующие процедуры согласования, а также предусматривать компенсацию выпадающих доходов. Так, потери бюджета нашей республики при новой схеме только по акцизам составят 300 млн рублей, а всего - почти полная сумма трансфертов.

Я привел только один пример того, как программа правительства наступает на бюджетные права регионов. А есть немало и других. Скажем, проблемы приграничных территорий. У всех есть какие-то свои беды. Но у приграничных субъектов они более ощутимы. Поэтому в целях объективного распределения доходов по уровням бюджетов, а также для повышения экономической заинтересованности регионов считаем целесообразным предусмотреть частичную передачу в бюджеты приграничных территорий 30 процентов отчислений от таможенных платежей. Это позволит данным регионам проводить целевое финансирование тех затрат, которые связаны с особенностями их географического положения. Для нашей республики, например, это - две кавказские перевальные дороги, издержки от военного присутствия в Моздоке в объеме 150 млн рублей и т. д.

Поэтому я считаю, что правительственную Программу развития бюджетного федерализма в России целесообразно поддержать только после того, когда в этот документ будут внесены необходимые поправки, высказанные представителями регионов. Если этого не произойдет, то группа членов Совета Федерации намерена обратиться к Президенту страны с официальной запиской, так как концепция правительства не согласуется ни с его Посланием Федеральному Собранию, ни с его конституционными обязательствами, ни с интересами регионов.

http://www.russia-today.ru/2001/no_13/13_federal_power_3.htm



Док. 459028
Перв. публик.: 18.02.01
Последн. ред.: 08.07.08
Число обращений: 307

  • Кадохов Валерий Тотразович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``