В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Кадохов: Появится ли американский радар над российским Кавказом? Назад
Валерий Кадохов: Появится ли американский радар над российским Кавказом?
В составе делегации Межпарламентской ассамблеи государств СНГ я был на парламентских выборах в Сербии, в том числе в Косове. Мне хотелось посмотреть, какую модель политического урегулирования Вашингтон и Брюссель здесь создали, что они предпочли соблюдению международного права. Численность избирателей к началу выборов была около 130 тысяч. И на это количество приходится 17 тысяч солдат сил ООН, не меньше подразделений НАТО и столько же албанских полицейских. Такие вот демократические выборы: бюллетени, урны для голосования, а вокруг - масса оружия и бронетехники...

На предвыборных митингах мне, представителю Российской Федерации, обидно было слышать, что в числе трех нарицательных имен, которые произносились с трибун, назывался и наш гражданин. Этими тремя именами в Сербии детей пугают: Хавьер Солана, Карла дель Понте, а третье имя - Виктор Черномырдин, который прилетел в Белград и уговорил Милошевича вывести из Косова войска.

Из этой поездки я сделал вывод, что американцев в принципе не интересуют ни сербы, ни албанцы. Им нужно было отвести внимание общественности от строительства крупнейшей в Европе военной базы площадью семьсот гектаров. Инфраструктура этой военной базы позволяет контролировать все Балканы. А признание суверенитета Косова - лишь инструмент, который позволит превратить базу в главный плацдарм США. При этом никто им этого права не давал. Сербия, суверенное государство, член ООН и Совета Европы, разрешения на своей территории развертывать базу не давала. Это сделано вопреки всем резолюциям ООН и ОБСЕ.

Но и размещение военной базы в Косове не самоцель, а средство, направленное против России. А самое для меня лично важное, что я вынес из поездки в Косово, - параллель между событиями там и на Кавказе, в Южной Осетии и Абхазии. Косовский прецедент имеет самое непосредственное, самое прямое отношение к жизни двух непризнанных республик Кавказа. А поэтому признание Косова странами Запада автоматически развязывает России руки в ее политике на Кавказе. И мне абсолютно непонятно, почему, по мнению некоторых господ, Россия в случае с Южной Осетией и Абхазией должна руководствоваться положениями итоговых документов Хельсинкских соглашений о нерушимости послевоенных границ, когда все остальные страны, подписавшие этот документ, нарушают его демонстративно.

Странности наблюдаются и с правом наций на самоопределение. Начиная с 1945 года США не поддерживали этого права. Только сейчас в одном-единственном случае сделали исключение для Косова. Однако сделали из корыстных соображений - ради размещения своей военной базы. При этом отбросили столь "несущественный", на их взгляд, факт, что Косово пятьсот лет находится в составе Сербского государства. Это в два раза дольше, чем сами США существуют. История же народов Кавказа насчитывает тысячи лет. И люди старших поколений знают, когда и как Южная Осетия была включена в состав Грузии. Это произошло только в 1922 году волюнтаристским решением Сталина и Орджоникидзе. Не было никаких референдумов, и решения тогдашних признанных лидеров осетин не принимались даже к сведению. Абхазия же вообще имела равный статус с другими подписантами Союзного договора - Россией, Украиной, Белоруссией...

Пользуясь этой возможностью - обратиться с трибуны "РФ сегодня" к членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, - призываю проявить наконец политическую волю и признать независимость этих двух республик. Большинство населения в них составляют сегодня граждане России. И я не устану повторять: мы должны сравнивать отношение государства к своим гражданам - нашего и американского. Могу себе представить, если бы несколько граждан США где-то в Африке или Океании попали в беду. Реакция Америки моментальная и мощная - все сразу же прислушиваются. Мы же занимаем абсолютно неоправданно робкую позицию в отношении так называемых "непризнанных" республик. К чему это может привести? Многим понятно: к дальнейшей сдаче позиций.

Со времени крушения Берлинской стены мы непрерывно отступаем. Когда уходили от этой стены, нам пообещали (!): дальше НАТО на Восток не продвигать... А теперь уже и в Киеве глава государства отдал распоряжение своему правительству готовить документы о выводе российского Военно-морского флота из Севастополя. Такое ощущение, что мы не учимся не только на чужих ошибках, но и на своих.

Недавно Парламент Республики Северная Осетия - Алания и глава республики Таймураз Мамсуров выступили с обращениями. Парламент обратился к палате регионов - Совету Федерации, а глава республики ко всем российским политикам. Суть обращения: поддержать инициативу Республики Северная Осетия - Алания о признании независимости Южной Осетии. Уже ни вступление Грузии в НАТО, ни ее существование без НАТО на решение Южной Осетии никакого влияния иметь не могут. Осетины с Грузией в одном государстве жить не будут. Это тот рубеж, с которого они не отступят.

Россия же последние полтора десятилетия продолжает отступать, и я ясно представляю, к чему может привести дальнейшее отступление - достаточно приложить к Кавказу опыт Югославии. Для достижения своих стратегических целей - получить иранскую и ближневосточную нефть, максимально ослабить Россию - США стремятся сначала полностью вытеснить нас из Закавказья, а затем "раскачать" южные субъекты Федерации по тому же трафарету, какой они использовали в Югославии: через инициирование и разжигание межэтнических столкновений на Северном Кавказе. В результате Кавказ, если и впредь продолжится нынешняя неопределенность в отношении его, превратится в плацдарм антироссийской деятельности. И над российским Кавказом небо будет щупать американский радар.

Сегодня мы молча соглашаемся с тем, что Кавказ - сфера национальных интересов США. А ведь это, по сути, то же самое, что объявить Панамский канал сферой национальных интересов России. Если одному государству дозволено заявлять о своих национальных интересах за 20 - 30 тысяч верст от границы, то почему же нам не позволительно иметь свои национальные интересы у себя под носом - на Кавказе, впритык к нашей государственной границе?

Иногда спрашивают: а как же юридически это все оформить - признание Южной Осетии и Абхазии? Да точно так же, как Франция, Германия, Англия оформили свое признание независимости автономной области Косово. Они подали пример, и мы должны им воспользоваться.

Однако представленное по этому поводу обращение Парламента Республики Северная Осетия - Алания к Совету Федерации до сих пор остается без внимания. Как я понимаю, "наш бронепоезд стоит на запасном пути". Только опасаюсь, как бы он там не проржавел насквозь.

А ведь речь идет, хочу повторить, о защите интересов российских граждан, которых в обеих "непризнанных" республиках абсолютное большинство. Вот мы последнее время все громче и громче говорим о соотечественниках. А они - будь то в Латвии или Эстонии, находясь на положении неграждан, - все дальше отдаляются от матушки-России. Недавно прочитал в одной газете о сетованиях главного псковского пограничника генерала ФСБ И. Бобряшова. Жители Печорского района Псковской области, молодые люди призывного возраста, получают эстонские паспорта и поступают на службу в армию Эстонии, то есть в армию НАТО. Интересы какого государства они будут отстаивать, вернувшись домой? Случись конфликт, против кого они направят оружие?

Пример этот неприятный. Но мне гораздо досаднее, что в Южной Осетии и Абхазии 90 процентов жителей - граждане России, а она никак не использует этот "козырь" для укрепления национальной безопасности.

http://www.russia-today.ru/2008/no_12/12_SF_04.htm



Док. 458998
Перв. публик.: 08.05.08
Последн. ред.: 08.07.08
Число обращений: 50

  • Кадохов Валерий Тотразович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``