В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Кадохов: На мигрантов надейся, но сам не плошай Назад
Валерий Кадохов: На мигрантов надейся, но сам не плошай
Движение - это жизнь. Миграция людей - неотъемлемая часть мирового цивилизационного развития. Но в России с распадом СССР она стала фактором, усугубляющим диспропорции экономического и социального развития как в отдельных регионах, так и в стране в целом. И даже создающим потенциальные угрозы национальной безопасности. Взять миграцию под контроль - прямая государственная задача. Сказать, что сегодня она решена в полном объеме, - значит погрешить против истины.

Что мы имеем?

Первое - снижение внешней и внутренней миграционной активности, особенно после бурных процессов 90-х годов. Большинство миграционно мобильного населения в расцвете трудовой активности уже эмигрировало из стран Балтии и СНГ в Россию. Политически-правовые изменения в этих странах СНГ сделали более толерантными отношения титульных наций к этнически российской части населения. Осложняют миграционную мотивацию и фактор Чечни, особенно для семей с юношами призывного возраста, запутанность бюрократических процедур по получению гражданства РФ, отсутствие эффективных механизмов обустройства и адаптации переселенцев.

Второе - неоправдавшиеся надежды на иммиграцию из стран СНГ и Балтии как компенсатор депопуляции в стране. Переехавшие на жительство в Россию более 8 млн человек лишь на 40 процентов покрыли естественную убыль населения РФ за 1992-2002 годы. Уже с конца 90-годов началось резкое сокращение миграционного прироста, и этот резервуар уже можно считать практически исчерпанным.

Третье - стабильность стихийного оттока населения из Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера в центральные и южные регионы страны.

Четвертое - достаточно высокий уровень вынужденной миграции из районов этнических и вооруженных конфликтов.

Территориальная мобильность населения в Советском Союзе обусловливалась размещением производительных сил, наличием великих проектов да и общественным менталитетом. Молодежь ехала в неосвоенные районы не только за рублями, но и нередко "за запахом тайги". Ныне причины переселения совершенно иные. Кто, как в той же песне, "убегает от обид", а чаще - по причине невозможности жить в новой реальности. "Красная империя" распалась слишком быстро. Протуберанцы распада - взрыв национализма, вооруженные этнические конфликты, политическая нестабильность и системный социально-экономический кризис изменили природу внешней и внутренней миграции, придав ей вынужденный характер, спровоцировав массовые потоки беженцев, репатриантов, национальное и конфессиональное размежевание и напряженность. Британская империя тоже перестала существовать фактически на наших глазах. Ее составные части образовали Британское Содружество. Мы вроде бы пошли по тому же пути, учредив СНГ. Но наше Содружество порой напоминает Совражество, что и подтвердил Президент Путин, охарактеризовав его как форму цивилизованного развода. Во всяком случае, "оранжисты" демонстративно показывают, что им с Москвой не по пути. Что делается на Украине? "Мать городов русских" вытесняет русский язык, хотя даже в Киргизии он имеет статус второго государственного. Что делает Саакашвили в Грузии? Помимо всего прочего, там идет огрузинивание осетин - Хасивых записывают как Хасишвили...

Скрытый и завуалированный характер вынужденной охоты к перемене мест оказался выгоден определенной части политической элиты общества. На протяжении 90-х годов категория лиц, защиту прав которых брало на себя Российское государство, неуклонно уменьшалась. Всего за десять самых горячих лет статус вынужденного переселенца и беженца получили немногим более 1,6 млн человек, то есть менее 10 процентов новоселов. Хотя в то же время почти вся миграция из стран СНГ и Балтии носила ярко выраженный недобровольный характер. Почему люди уезжали? Помимо экономических факторов (распад союзного общехозяйственного комплекса, упадок высокотехнологичной промышленности, где была занята большая часть русскоязычного населения) сработали этнокультурные факторы - сокращение сферы применения и использования русского языка, принижение русского культурного наследия, закрытие русских культурных центров, школ, театров, масштабное сокращение сферы высшего и среднеспециального образования на русском языке. Социальная среда обитания стала неприемлемой. Сказать, что историческая Родина встречала таких переселенцев с распростертыми объятиями, нельзя.

В. Путин о миграции

Нам необходимо в сжатые сроки скорректировать стратегию действий в миграционной сфере. И превратить период вынужденных издержек в наше видимое преимущество. Мы можем с вами это сделать. Для этого, во-первых, необходимо совершенствовать государственную миграционную политику и, во-вторых, теснее увязать ее с насущными задачами социально-экономического развития страны

Первая волна мигрантов из бывших советских республик имела качественно привлекательную структуру - наиболее работоспособный возраст и относительно высокий образовательный и квалификационный уровень. К сожалению, использовать это как фактор модернизации и развития российской экономики не удалось. Не ставилось такой задачи. Социально-экономические реалии обусловили и сокращение миграционной активности населения внутри страны.

Куда более заметна значительная группа мигрантов - так называемые гастарбайтеры, то есть лица, приезжающие из ближнего зарубежья - Украины, Узбекистана, Таджикистана, Молдовы, Казахстана - в Россию на заработки. Отправляемые ими на этническую родину денежные переводы составляют весомую часть доходов стран СНГ. Например, в Армении и Азербайджане трансферты из РФ получает каждое третье-четвертое домохозяйство, а в Грузии и того больше. Ноябрьский сезонный выезд гостей-рабочих на родину оценивается почти в 6 млрд долларов. С одной стороны, вывоз этих средств невыгоден России. С другой - такое подспорье спасает население сопредельных государств от голода, тем самым стабилизируя социально-политическую обстановку на наших границах.

Иностранная рабсила привлекалась в экономику России еще в советский период. Освоение северных и дальневосточных территорий, потребности нефтегазового комплекса, лесного хозяйства, текстильной отрасли частично обеспечивались за счет других союзных республик, а также стран СЭВ. Сегодня гастарбайтеры заняты в строительстве, торговле, общественном питании, сельском и лесном хозяйстве, горно-добывающей промышленности. Стабильно используют иностранную рабочую силу Москва и столичная область, Приморский и Хабаровский края, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Амурская область. Число официально зарегистрированных иностранных рабочих, половина которых из СНГ, колеблется от 200 до 300 тысяч. Однако реально в стране находится более 4 млн нелегалов, в основном из СНГ, Китая, Вьетнама, Афганистана. Мощный импульс к развитию незаконной иммиграции дал не до конца продуманный Федеральный закон "О порядке въезда в РФ и выезда из РФ". Многие беженцы из Афганистана и стран Африки рассматривают Россию как транзит на пути в Европу. Немало и тех, кто, поменяв первоначальные планы, адаптировался в сфере малого бизнеса и коммерции и занимается противоправной деятельностью. Причина такого массивного проникновения пришельцев извне - "прозрачность" наших рубежей с соседями по СНГ, их техническая необустроенность, правовые пробелы.

В 90-е годы, по оценкам Госкомстата, из России ежегодно уезжало до четверти миллиона человек, из которых около половины были высококвалифицированными специалистами. Конечно, это негативно отразилось на трудовом и профессиональном потенциале страны, развитии высокотехнологичных, наукоемких производств. Сейчас отток в дальнее зарубежье снизился до 50 тыс. человек в год. Исчерпан потенциал этнической миграции (евреи, немцы). Нелегальная эмиграция тесно переплетена с деятельностью организованных международных преступных групп, находя крайнее выражение в виде торговли людьми.

Продолжается исход населения из северных и восточных регионов в центр и на юго-запад страны. Стратегически ситуация осложняется тем, что опустевают самые богатые природными запасами регионы. Усугубление и без того напряженного положения с трудовыми ресурсами делает проблематичной перспективу их полноценного экономического развития. Крайне неблагополучны в этом плане Чукотский и Корякский округа, Магаданская, Камчатская и Сахалинская области. Дальний Восток уже потерял более 12,5 процента своих жителей. Лидируют тут северные районы: управляемый губернатором-олигархом край лишился половины своих жителей по сравнению с 1989 годом, то же с магаданской землей. Молодежь уезжает. Миграционные диспропорции усиливают региональную асимметрию, обрекая восточные территории на прозябание. А рядом китайские провинции с 20-кратно большей плотностью населения! Что же мы делаем? Мастим Мадлен Олбрайт в игре под названием "И зачем России такая большая Сибирь?!".

Есть ли у нас миграционная политика? Да, она как бы есть, и парламент работает над ее формированием совместно с исполнительной властью. В 90-е годы акцент делался на проблемы беженцев и вынужденных переселенцев. Они далеко не решены, но на повестке дня уже новые проблемы. Речь идет о компенсации естественной убыли населения путем привлечения и закрепления на ПМЖ в первую очередь титульных народов России из стран СНГ, о территориальной мобильности трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики и развития регионов, о защите в условиях глобализации национального рынка от избыточных трудовых ресурсов извне и структурной безработицы, наконец, об обеспечении национальной безопасности и геополитических интересов, противодействии криминализации российской и международной миграции. Это частные аспекты миграционной политики, которая должна приобрести четко выраженный государственнический вектор и внятность и от чисто диспетчерских функций перейти к реализации национальных интересов.

Есть масса вопросов, на которые нужно дать ясные, четкие ответы. Что нас ждет, если к середине века вследствие китайской экономической экспансии большинство населения Дальнего Востока составят посланцы Поднебесной империи? Не будет ли России уготован "косовский сценарий"? Чем в перспективе обернется ослабление русского элемента в республиках Северного Кавказа? Уже пришло время подумать об этом. В моей республике, Северной Осетии, в советское время насчитывалось 17 номерных заводов, приказавших долго жить в эпоху перестройки. Кадры, занятость, квалифицированный труд. Закрылись рабочие места, люди поуезжали... В Чечне, в том же Грозном, к началу известных событий из 500 тысяч жителей до 300 тысяч составляли русские. И где они сейчас? Кстати, этническим чеченцам, пострадавшим в ходе войны, выплачиваются компенсации. Но кто говорит о русских, которые также стали жертвами этого конфликта, вынужденными мигрантами, также не устроены? Никто!

В прошлом есть немало такого, что не грех позаимствовать и нам. Российские монархи проводили на Северном Кавказе обдуманную политику, позволившую многим народам перешагнуть в своем развитии феодальную стадию и влиться в современную цивилизацию. Ее важным элементом было закрепление казаков на рубежах соприкосновения с горскими племенами. Много сделали наместники царя генерал А. П. Ермолов, а затем М. С. Воронцов и А. И. Барятинский. Последний как-то заметил, говоря о горцах: "Безопасность и обеспеченный труд переделывают их". По большому счету, это то, чего сейчас не хватает всем россиянам. Ну а жителям нашего горячего региона - особенно. Тяжелая социально-экономическая ситуация, коррумпированность власти толкают людей в объятия бандитов и ваххабитов, что часто одно и то же. Кремль устами полпреда Президента Д. Козака предлагает вводить в проблемных регионах внешнее управление. Вряд ли это выход, скорее, это акт отчаяния федерального центра. У советской власти была оправдавшая себя кадровая политика "слоеного пирога". Была четкая, понятная всем миграционная политика. Сейчас этого нет.

Итак, что можно и нужно предпринять для упорядочивания процессов миграции уже сейчас? Первое. Прежде всего наладить единую федеральную систему учета приезжающих. Сегодня ни одно ведомство не знает, сколько иностранных граждан находится в стране! Это выбьет почву из-под ног коррумпированных чиновников и недобросовестных работодателей, которым будет гораздо сложнее уклоняться от уплаты налогов. Тогда понизится и криминогенность этой сферы. Далее, второе. У нас мигранты едут не туда, где они нужны, а туда, куда они хотят - в Москву, Петербург, Краснодарский и Ставропольский края, еще несколько городов-миллионеров, создавая там очаги социально-этнической напряженности. На недавнем съезде Ассамблеи народов России говорилось, что 90 процентов проблем с этнофобией, проще, националистическими настроениями вызревает именно в миграционной среде. Группа моих коллег по Совету Федерации год назад уже выезжала на Кубань гасить взрывоопасное противостояние коренного казачества и мигрантов из турок-месхетинцев. Регулировать процессы размещения должно государство, сообразуясь в том числе и с потребностями экономики и геополитики.

Третье. Тяжелая демографическая ситуация вынуждает нас прибегать к заимствованным трудовым ресурсам. Россия вымирает. Некоторые эксперты утверждают, что ей уже в ближайшие десятилетия для закрытия бреши на рынке труда могут понадобиться миллионы мигрантов. Мне это кажется рассуждениями от лукавого, негосударственным подходом к делу. США стали страной мигрантов по воле обстоятельств. Но нам от себя отказываться рано. Надо иметь в виду, что, по прогнозу Минтруда, многочисленное поколение молодежи 80-х годов рождения в ближайшее время обеспечит прирост населения трудоспособного возраста до 674 тысяч человек - максимальную за последний период величину. Ожидается также высвобождение рабочей силы в результате реструктуризации угольной промышленности, металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта, либерализации трудовых отношений вследствие принятия нового Трудового кодекса... Да уже и сейчас имеют место такие факты, когда, как в Приморском и Хабаровском краях, при наличии 2 тысяч собственных безработных специалистов торговли и общепита привлекается такое же количество китайцев. Это ведет к огромным выплатам пособий по безработице и деградации своих производительных сил, к этномонополизации отдельных видов бизнеса. Законодательство Англии, например, строго ранжирует участие иностранной рабочей силы по видам деятельности. Нет сомнения, что миграция в ее нынешнем туманном и непросчитываемом обличье выгодна крупному капиталу, получающему сверхприбыль от дешевого труда. Поэтому он заинтересован в "непрозрачности", нелегальности гастарбайтера. А общество заинтересовано, напротив, совсем в ином, потому что тогда в казну пойдут налоги и снизится криминогенность мигрантской среды.

Конечно, сейчас мы стоим перед необходимостью формирования надежной системы регулирования миграционных процессов как на федеральном уровне, так и в субъектах. И все же более разумным и более перспективным было бы делать ставку на повышение уровня жизни - зарплат, пособий, в том числе детских, создание рабочих мест и условий для нормального, безопасного существования всех россиян. Тогда и Россия в целом прирастать Сибирью снова начнет, как предрекал Ломоносов, а российский народ будет сохраняться и размножаться. В чем, собственно, и состоит предназначение государства.

http://www.russia-today.ru/2005/no_18/18_topic_1.htm



Док. 458981
Перв. публик.: 18.06.05
Последн. ред.: 08.07.08
Число обращений: 180

  • Кадохов Валерий Тотразович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``