В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Заявление руководства России о возможном присоединении Южной Осетии к РФ Назад
Заявление руководства России о возможном присоединении Южной Осетии к РФ
В эфире радиостанции "Эхо Москвы" - Валерий Кадохов, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, представитель республики Северная Осетия - Алания в Совете Федерации.

Эфир ведет - Ольга Бычкова.



О. БЫЧКОВА - У микрофона Ольга Бычкова, добрый день, наш информированный собеседник - это представитель Северной Осетии - Алании в СФ Валерий Кадохов, первый зам. пред. комитета верхней палаты по делам федерации региональной политике. Добрый день, Валерий Тотразович.

В. КАДОХОВ - Добрый день.

О. БЫЧКОВА - Итак, говорим мы о том, что происходит вокруг Южной Осетии, которая, как известно, входит в состав республики Грузия. Северная Осетия в России, Южная Осетия в Грузии. Но вчера президент Южной Осетии Эдуард Кокойты заявил, что Цхинвали готовит документы в КС, чтобы прояснить ситуацию с вхождением республики в состав России, потому что есть документ, по его словам, от 1774 года о входе в Российскую империю, а документа о выходе оттуда нет. Надо сказать, что это не первое уже заявление из Южной Осетии, так или иначе, связанное с присоединением к России, но есть еще сегодня одна новость на эту тему, о которой написала газета "Ведомости", но об этом позже. Итак, скажите, пожалуйста, Валерий Тотразович, что вам известно об этом документе 1774 г. и почему вдруг эта история именно вчера всплыла на поверхность?

В. КАДОХОВ - Ничего особенного не проходит в Южной, Северной Осетии, если не считать волнообразного напряжения в Южной Осетии. Вчера было обычное заседание, совместное, двух правительств, это не первый раз, ежегодно собираются, имеются совместные планы, мероприятия, Минсельхозов, Минкультов и т.д., кто же будет помогать Южной Осетии, если не Северная. Что касается заявления президента Южной Осетии, я тоже подтверждаю, непризнанной, обычно не принято говорить, но я хочу присоединиться тоже к его мысли, самоопределившейся республики давно. Во-первых, 15 лет Южная Осетия де-юре оставаясь в Грузии, де-факто живет РФ, это с точки зрения правового поля, формирования денежного, единицы функционирования всех, социальных, бюджетных стандартов, дипломов, аттестатов, вплоть до гражданства. Поэтому в этом смысле полноправный регион или часть РФ. Какие есть для этого основания. Я хотел бы вам более развернуто представить это. Кокойты прав, в 1774 г. Осетия добровольно вошла в состав Российской империи.

О. БЫЧКОВА - Т.е. речь идет об образовании, которое сейчас включает в себя и Северную, и Южную?

В. КАДОХОВ - Да, я поясню, никогда не было, север, юг, это при советской власти. Осетины, делегации со всех ущелий, юг, север, за хребтом и северной части, собрались и обратились к государыне, пришли, и есть документ, подтверждающий, он лежит в историческом архиве, копии имеются, кто ими интересуется, историческими документами. Поэтому с точки зрения правовой, как видите, есть подтверждение. Теперь с точки зрения, насколько это сегодня возможно, целесообразно. Как видите, и целесообразность историческая необходимость и возможность возникла из-за того, что, во-первых, Осетия вошла в состав Российской империи, но она, действительно, оттуда никогда не выходила. Был случай, кроме советского периода, 5 мая 21 года южную часть Осетии на правах автономной области постановлением ВЦИК ввели в состав Грузии. Но в 89 г. Грузия первой из союзных республик денонсировала все акты советского правительства на своей территории. Если все акты от 20-го года, в 20 году было буржуазное правительство, потом с приходом 11-й армии советизация началась в Закавказье, советская власть установилась, и Южную часть передали в состав Грузии. Но если на территории Грузии все акты советского государства приостановлены, аннулированы, следовательно и стало быть, постановления ВЦИК о вхождении, о введении Южной Осетии в состав Грузии тоже автоматически отменено.

О. БЫЧКОВА - Это то, что касается таких формальных актов, именно формальных, но существует ведь...

В. КАДОХОВ - Я бы не сказал это формально, это правовые основания, да.

О. БЫЧКОВА - Понимаю, да, но я хочу немножко о другом спросить. Существует вещь уже такая практика, мнение, не знаю, убеждение сложившееся во второй половине 20 века, действующее сегодня, что не надо пересматривать существующие границы.

В. КАДОХОВ - Правильно.

О. БЫЧКОВА - Не надо передавать от одной страны другой какие-то территории, никому лучше от этого не будет.

В. КАДОХОВ - Я еще раз хочу подтвердить, что это обращение осетинского народа, оно на 26 лет раньше, чем появился георгиевский трактат, Осетия раньше на 26 лет в состав России вошла, единым, впрочем, как и Абхазия на 13 лет, как и Абхазия, отдельно. А уж потом в 1801 г. написан был георгиевский трактат, и сама Грузия вошла в состав. Но что касается вашего второго вопроса о незыблемости послевоенных границ, я хочу на это ответить так, да, подпись Советского Союза стоит под этих документом, хельсинским, но Советского Союза, а сегодня Советского Союза нет. Такого субъекта международного права нет.

О. БЫЧКОВА - Россия приняла на себя.

В. КАДОХОВ - Нет, а Россия приняла те обязательства, которые не все, Россия приняла на себя и долги, и еще много кое-что.

О. БЫЧКОВА - Конечно.

В. КАДОХОВ - И все, в России вместе с тем есть закон о вхождении в нее новых субъектов.

О. БЫЧКОВА - Есть, это правда.

В. КАДОХОВ - Это тоже новое.

О. БЫЧКОВА - Хорошо, давайте мы сейчас остановимся на одну минуту, извините, что я вас перебиваю, и после краткого выпуска новостей мы продолжим наш разговор с представителем Северной Осетии - Алании в российском СФ, Валерием Кадоховым.

НОВОСТИ

О. БЫЧКОВА - Итак, мы продолжаем наш разговор с Валерием Кадоховым, представителем республики Северная Осетия - Алания в СФ. Валерий Кадохов также первый зам. пред. комитета СФ по делам федерации и региональной политике. Мы обсуждаем очередное предложение из Южной Осетии, из Цхинвали о вхождении этой республики в состав РФ. В Осетии считают, что речь идет не о вхождении, а о восстановлении фактически пребывания Южной Осетии в составе России. Сегодня вышла газета "Ведомости", которая написала, что будто бы помощник премьер-министра Михаила Фрадкова Геннадия Бугаев заявил, что существует принципиальное решение российское, о присоединении Южной Осетии к России. По мнению экспертов, пишут "Ведомости", чтобы оформить воссоединение Южной и Северной Осетии, которые вместе, как предполагается, как пишет газета, повторяю, будет называться Алания, Россия будет опираться на прецедент Косово, выведение которого из-под суверенитета Сербии активно обсуждается. Что вам известно об этом заявлении помощника российского премьер-министра?

В. КАДОХОВ - Во-первых, я хочу вас поправить немного. Во-первых, пока речь идет о возможности вхождения и присоединения.

О. БЫЧКОВА - Конечно.

В. КАДОХОВ - Во-вторых, о возможности обращения, если не руководства республики, то хотя бы граждан Южной Осетии на основании того, что они имеют российскую юрисдикцию и гражданство. Что касается заявления второго, помощника Фрадкова, мне об этом ничего не известно, я только что вышел из Белого дома, там проходит сейчас заседание правительства, там идут дискуссии о путях экономического развития, отчет министра по делам регионов, ничего подобного я не слышал. Но я не исключаю, что такое заявление может в порядке ответной реакции возникнуть.

О. БЫЧКОВА - Что такое решение в российском правительстве принято или не принято.

В. КАДОХОВ - Нет, это ваши коллеги по цеху опережают события, наверное, такое решение не принято, не принимается, хотя правовые основы есть, закон РФ о вхождении в нее субъектов.

О. БЫЧКОВА - Но возможность существует, вы говорите?

В. КАДОХОВ - Но возможность существует, хотя бы по тому, как вы правильно сказали, что косовский прецедент может повторить, сказали, открыть ворота к изменению послевоенных границ, такую возможность, я еще раз хочу повториться, что послевоенные границы изменились, и на балканском полуострове значительно, и Советский Союз - пример. Поэтому, продолжая разговор на эту тему, комментируя моего земляка Эдуарда Джабеевича, хочу сказать, что кроме этой нормы международного права невозможности есть еще другое право, право самоопределения народов, наций, малых и больших. Поэтому в этом случае мы видим некое противоречие с правами, нормами международного права.

О. БЫЧКОВА - Плюс еще существует позиция Грузии.

В. КАДОХОВ - Да.

О. БЫЧКОВА - И, наверное, существуют опасения России, как я понимаю.

В. КАДОХОВ - Верно вы говорите, существует жесткая позиция Грузии. Но я хочу вам сказать, что Грузии никогда, кроме советского периода ее истории, не была единой территорией, целостным государством. Всегда была раздробленной территорией, и только эти 80 лет, советский период ее истории, как раз можно назвать территориальным единством.

О. БЫЧКОВА - Понятно, Валерий Тотразович.

В. КАДОХОВ - Поэтому такое право существует, этим правом каждые народы могут, кто-то раньше, кто-то позже, воспользоваться.

О. БЫЧКОВА - Из того, что вы говорите, можно понять, что в Северной Осетии хотели бы присоединения Южной Осетии?

В. КАДОХОВ - Северная и Южная Осетия де-факто давно, 15 лет вместе живут, и Кокойты правильно сказал, никогда никто из них не выходил из состава РФ. Вы мне говорите, Россия - правопреемница Советского Союза, верно вы говорите, но Южная Осетия провела однажды на своей территории референдум и была раньше в составе Грузии с политическим статусом область, и вопрос в референдуме, они повысили свой статус из области в республику в составе Грузии. Провели референдум. Это Гамсахурдиа не понравилось, а все остальное вы знаете, пришли, разгромили, война началась. И тогда они еще раз решили, провели референдум, и с тех пор высказались в составе России, следовательно, они, действительно, никогда не выходили, они и сейчас не хотят Грузии, ни с Грузии, ни без Грузии в НАТО. Вы видите, Грузия давно изменила систему координат, приверженность демонстрирует, если даже выход, даже выход из блока.

О. БЫЧКОВА - Т.е. это все-таки вопрос политики получается?

В. КАДОХОВ - Они заявили, что мы не можем в двух блоках противостоящих быть, поэтому симпатии Грузии в НАТО, она дрейфует давно, евроатлантическое сообщество и НАТО.

О. БЫЧКОВА - Можно я приведу вам один?

В. КАДОХОВ - Осетия ни прежде, ни сейчас ни с Грузией, ни без Грузии.

О. БЫЧКОВА - Не хочет?

В. КАДОХОВ - Южная Осетия не хочет ни в НАТО, никуда, кроме России и Москвы.

О. БЫЧКОВА - Это понятно. Можно привести такой грузинский аргумент, он просто хорошо известен, когда говорят, что если 90 или 95% жителей Южной Осетии имеют российские паспорта, это является, как вы тоже подтверждаете, одним из оснований того, что де-факто должно превратиться в де-юре, тогда говорят - пускай просто эти люди со своими паспортами уезжают в Россию и все.

В. КАДОХОВ - Это мне известен довод, аргумент, сейчас историческая наука Грузии по заданию руководства ищет, кто насколько варяг, осетины вроде бы пришлые. Если так рассуждать, то мы далеко даже до Месопотамии дойдем. Никто не знает, кто из них раньше поселился на этой территории. Поэтому я не принимаю, никто всерьез этот аргумент не принимает, если они граждане, то пусть уходят в свою Россию. Они остаются там, где родились, веками живут. И я очень уважительно относясь к трудолюбивому грузинскому народу, все же думаю и полагаю и считаю, что никто и в Грузии этого не хочет. Это позиция политического руководства, она совершенно неприемлема. А если Грузия хочет доказать свою верность, приверженность Осетии, я часто слышу, мы им предоставим автономный статус, я хорошо это знаю, за эти последние 15 лет в бюджете республики ни одной строчки, ни одного рубля не было направлено в Южную Осетию. Даже во времена Гамсахурдиа, во времена Шеварднадзе были представлены лица осетинской национальности, один из них даже был в парламенте председатель комитета. Сейчас ни того, ни другого нет. Поэтому это постановление о ликвидации, об упразднении автономии Южной Осетии, если бы кто-то в Тбилиси всерьез хотел бы, можно было 20 раз отменить и без Москвы, и без оглядки на Вашингтон и т.д. Но никто же ничего не делает. Поэтому я думаю, что там хорошо понимают в Тбилиси, что этот вопрос - вопрос, скорее, политический, вопрос времени. Я не сторонник торопить события, но ничего вечного нет, как нет Советского Союза, как нет единой Югославии, но почему-то шаги одних бомбить мирные города и демократию утверждать в Багдаде и Кабуле считаются правильными.

О. БЫЧКОВА - Как вы думаете, как дальше будут события развиваться? Что предпримет сейчас руководство в Цхинвали?

В. КАДОХОВ - Руководство в Цхинвали, раз объявил президент Кокойты, видимо, готовит, я еще с ним не встречался, у него есть все основания подготовить (НЕРАЗБОРЧИВО) исторических прав, материалов, обращений в КС, неважно, как это будет.

О. БЫЧКОВА - В КС российский?

В. КАДОХОВ - РФ, могут же в КС РФ обратиться граждане Крыма, проживающие там, российские, могут же граждане РФ, проживающие на обетованной земле, могут. Такое право есть. Поэтому как это организационно, технически оформится, я еще не знаю, но КС вправе и обязан принять к рассмотрению.

О. БЫЧКОВА - Допустим, КС даст отрицательный ответ.

В. КАДОХОВ - Тогда будут другие шаги, встречные, предприниматься, я полагаю, что можно договариваться по всем вопросам, за исключением силовых. Силовые варианты мы уже прошли.

О. БЫЧКОВА - Каких действий от Тбилиси вы ожидаете в этой связи?

В. КАДОХОВ - От Тбилиси ожидаю, прежде всего, опять будут обвинения в адрес Москвы, что де Москва за этим стоит. Могут еще какие-то действия, всерьез не воспринимать Кокойты, его даже, по-моему, госминистр Грузии Георгий Хаиндрава совершенно, с одной стороны, хотят с ним в переговорный процесс вступить, с другой стороны, его считают частным лицом. Поэтому все будет зависеть от позиции международных организаций, главных держав, РФ, США, возможно, и ОБСЕ. Я не думаю, если прецедент на Балканах по Косово возникнет, а я вижу по тем прикидкам, которые мы с вами видим, там может отдельно с политическим статусом такое же албанское государство возникнуть, тогда здесь все, здесь границы, Абхазия и Южная Осетия имеют прямую границу с РФ.

О. БЫЧКОВА - Абхазия присоединится к этому процессу?

В. КАДОХОВ - Это не где-то, это не Приднестровье.

О. БЫЧКОВА - Абхазия присоединится, как вы думаете, к этому процессу дальше?

В. КАДОХОВ - У Абхазии еще больше оснований, потому что этническое, в том числе, сообщество адыго-абхазских народов и единая граница, Абхазия тоже раньше Грузии единым субъектом вошла в состав РФ, Российской империи, на 13 лет.

О. БЫЧКОВА - Насколько опасна эта ситуация с точки зрения возникновения нового военного конфликта, в том числе, между Россией и Грузией?

В. КАДОХОВ - Я не думаю, что между Россией и Грузией есть какая-то опасность, это больше бои такие птичьи, но в Южной Осетии возможно военное противостояние с трагическими последствиями. Но вместе с тем, зная позицию одну, что ни один оттуда не уйдет, они до последнего будут стоять за эту землю, за свой политический статус.

О. БЫЧКОВА - Самое последнее, что я вас хотела спросить, просто уже буквально секунды остается на это, правильно ли я поняла, что нынешнее заявление руководства Южной Осетии - это не очередное политическое заявление, а выражение стремления и плана войти, в конце концов, в состав РФ? Или не так?

В. КАДОХОВ - Да, вы совершенно правы, это очередной шаг к процессу сближения к России, (НЕРАЗБОРЧИВО), если хотите, могу так сказать, когда это случится, не могу, но готовность интеграции, это еще один этап интегрирования Южной Осетии через Северную в РФ.

О. БЫЧКОВА - Спасибо вам. Валерий Кадохов, представитель Северной Осетии - Алании в СФ.

В. КАДОХОВ - Спасибо.

23.03.2006


Ведущие :     Владимир Варфоломеев
Гости :     Валерий Кадохов

http://www.echo.msk.ru/guests/11412/

Док. 458679
Перв. публик.: 23.03.06
Последн. ред.: 08.07.08
Число обращений: 258

  • Кадохов Валерий Тотразович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``