В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Коробков: Размышления на тему успеха Назад
Дмитрий Коробков: Размышления на тему успеха
У деловых людей есть большая "картинка" страны - ее видение. Причем, их аналитические способности доказаны успешно функционирующим бизнесом. Можно назвать и успешных губернаторов, например, Дмитрия Зеленина, Александра Хлопонина, которые пришли к управлению регионами, имея за спиной реализованные проекты в крупном бизнесе. Они сами дошли до понимания практической ценности суверенной личности, действующей в рамках справедливых законов, и теперь пытаются привить его другим. Но сделать такой тектонический сдвиг в умах миллионов людей один или несколько человек, конечно, не способны. Для этого нужна политическая сила - партия представителей рыночной экономики, не ожидающих милостей от государства, но готовых стать творцами собственного счастья.

До последнего времени такой партии не было. Есть "Яблоко" и СПС, но это - партии вчерашнего дня. Они создавались в 90-х годах бывшими научными сотрудниками, знающими о рыночной экономике по советским учебникам политэкономии. И эти партии вполне продемонстрировали свои возможности, результат налицо: либеральные лозунги дискредитированы; увязшие в борьбе за западные гранты лидеры не способны консолидироваться и, как следствие, ни одной "правой" партии в Госдуме нет.

Что может стать идеологической основой новой либеральной партии? Считаю, что успех. И, кстати, не только для партии. Успех, если угодно, может стать национальной идеей новой России, побудительным мотивом и целью каждого ее гражданина.

Новому поколению нужна идеология, которая бы с одной стороны органично соответствовала их менталитету, пониманию национальных интересов, с другой - стимулировала карьерный рост, стремление к личному развитию. По сути, идеология успеха основана на осознании того, что личность сама в состоянии определять обстоятельства и среду вокруг себя, а не наоборот. При этом и политическая элита должна поддержать тенденцию к самореализации личностей, признать в качестве maxima regula - высшего принципа государства - идею сопряженности ценностей общества и его индивидов, то есть формулу: успех страны равен сумме личностных успехов ее граждан.

Социальная база идеологии успеха - это люди XXI века, не имевшие значительного опыта сознательной жизни в советское время. Молодое поколение, а также самая активная, думающая, продуктивная часть общества среднего возраста, преимущественно от 18 до 35 лет, склонная опираться исключительно на собственные силы. И, надо признать, на сегодняшний день - наиболее проблемная с точки зрения идентичности, нишевая часть населения, поскольку 77% граждан (согласно недавнему опросу ВЦИОМ) склонны рассматривать государство, а не себя субъектом решения проблемы бедности и социального неравенства в стране.

Между тем, исследования показывают, что это поколение, обычно называемое средним классом, у нас неуклонно растет. Если в 2000 году таких было 7 процентов, то сейчас - около 25. А важность роста среднего класса переоценить сложно - это элемент социальной безопасности государства. Средний класс во всех странах является своего рода стабилизатором. Его можно представить в виде прочного стержня, на котором держится все общество. Для тех, кто индифферентно относится к среднему классу, точнее к его отсутствию, можно привести всего один исторический пример: в 1917 году в царской России среднего класса не было (стратификация общества была иной), а вот маргинальные группы присутствовали в избытке. Как следствие, общество, а с ним и все государство, "перевернулось" в результате Октябрьской революции.

Средний класс в Европе, по разным оценкам, составляет 50-70 процентов населения. В итоге европейское образование считается самым престижным, европейское здравоохранение - самым эффективным, а европейские стандарты жизни - чуть ли не эталоном. В США доля среднего класса в обществе еще выше - 70-80 процентов.

На сегодняшний день средний класс в мире - это мощный двигатель экономики. Именно представители данной социальной страты являются основными инвесторами экономик своих стран (через схемы кредиты/депозиты), именно на покупательную способность этой группы людей опираются маркетологи, выводя на рынок новый продукт, или же, наоборот, закрепляя на рынке место для уже известного. Можно сказать, что средний класс - это основной потребитель. Но быть представителем среднего класса означает не только иметь высокий доход и участвовать в мировой схеме потребления. Это также значит иметь определенный образ мыслей, ценностей, стандартов, то есть образ жизни. В европейских странах средний класс, в виду своего стремления к стабильности, а, следовательно, консервативности, является еще и хранителем национальных традиций. Кроме всего прочего, он выполняет функцию воспроизводства общества. Именно эта социальная группа, защищая свои личные интересы и ценности, защищает сам институт частной собственности, на котором во многом держится благополучие развитых стран.

Представителям среднего класса необходимо, чтобы пространство вокруг них было организовано определенным образом, а происходящие процессы - прогнозируемыми. Они хотят видеть ту самую "картинку страны", ее перспективы. Они хотят, чтобы их дети имели возможность получить не только материальные ресурсы, накопленные родителями, но и полный набор гуманитарных ценностей, важных для общества в целом. Причем, данные процессы передачи (или воспроизводства) разного рода ценностей являются обязательными в суверенном демократическом государстве. Нужно также помнить, что средний класс - это не просто какой-то экономический термин, это социальная категория, имеющая определенный набор потребностей, определенное целеполагание, мотивацию и определенный тип поведения. В том числе и для защиты своих ценностей.

Маргинальные социальные группы изначально пассивны, если не сказать ленивы. Они изначально рассчитывают, в основном, на государственную помощь и заинтересованы в увеличении социальных затрат, в дотациях, одним словом, в "проедании" бюджетных средств. Конечно, в развитых странах средний класс им такого шанса не дает. Исходя из этого, становится понятно, почему большинство избирателей нашей страны достаточно индифферентно относится к политическим партиям, говорящим о неприкосновенности частной собственности, о необходимости уплаты налогов, о наведении порядка в системе налогообложения вообще. Для большинства это не только не актуально, но скорее непонятно - понятно только каждому десятому!

Вполне очевидно, что только развитие среднего класса в России способно компенсировать социальное расслоение. А партия, отражающая его интересы, в состоянии обеспечить процесс рекрутмента этого класса. Те, кто стоят на пороге среднего класса и считают его референтным для себя, станут им, как только достигнут соответствующего размера дохода. Именно эти люди - потенциальный средний класс России, люди XXI века. И если сегодня мы дадим им доступ к качественному образованию, возможность для карьеры и строительства семьи, поддержим их интересы на государственном уровне, то завтра эти люди станут тем, кем хотят - с одной стороны, и создадут устойчивую социальную базу для власти - с другой.

В моей организации работает около двух тысяч человек. Каждый день, работая с молодыми, талантливыми людьми, я вижу, что в стране сформировалась прослойка амбициозных и думающих граждан, ориентированных на развитие своей личности и успех. Они "трудоголики", вопреки расхожим мифам о лености русских людей. Они не имеют связей "наверху", не ждут и подачек от государства. Но им не менее и даже более других нужны возможности для образования, качественные законы, простой и свободной от коррупции механизм решения бюрократических проблем, город удобный для частной и деловой жизни. Это люди, которых объединяет ощущение свободы, успешности, желание что-то создавать.

Вот ради них и таких же, как они, для достижения их жизненных целей, по-моему, и создавалась партия "Гражданская сила". Ради этого мы предлагаем своим единомышленникам начать работу по партийному строительству и решению насущных проблем.



Дмитрий Коробков
член Высшего совета,
Заместитель Председателя
Федерального политического совета,
Председатель политического совета
Московского регионального отделения
Всероссийской политической партии "Гражданская сила"

18.03.2008
http://www.gr-sila.ru/print_id3529.html

Док. 458502
Перв. публик.: 18.03.08
Последн. ред.: 08.07.08
Число обращений: 134

  • Коробков Дмитрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``