В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Рявкин. Кто против предоставления малому бизнесу ПМЖ? Назад
Александр Рявкин. Кто против предоставления малому бизнесу ПМЖ?
В России давно и хорошо знают о важности малого бизнеса для развития всей экономики страны в целом. Не было ни одного правительства, которое бы с первых же дней своей работы не ставило в числе первоочередных целей задачу поддержки малого предпринимательства. Борьба за "самодостаточное сословие" российских граждан сегодня вышла на новый рубеж: и новый президент, и новый глава правительства призвали сделать ставку на малый бизнес и средний класс как на становой хребет российской экономики. В количественном отношении это значит, что 60% работающего населения страны в обозримом будущем должны быть задействованы именно в этом сегменте экономики.

Однако позитивный настрой власти по отношению к малым субъектам хозяйствования всегда удивлял лишь одним - отсутствием результата. Борьба за малый бизнес шла на всех фронтах, на всех этажах власти - а ему становилось все хуже. Клятвенно звучащие обещания облегчить налоговое бремя, сделать более адекватной нормативную базу, положить конец рейдерству, в том числе и со стороны аффилированных с властью коммерческих структур, регламентировать "взяткоемкие" проверки, - все это осталось лишь благими пожеланиями.

Малый бизнес и аккумулированный им средний класс все эти годы как-то развивались, что в сложившейся ситуации иначе как чудом назвать нельзя. Хотя дело не в чуде, а в поразительной способности наших граждан верить в себя в ситуации, так сказать, полного неблагоприятствования. Трудно себе представить, какая энергия созидания высвободилась бы у наших граждан, будь государство в прошедшие годы более последовательным в создании малому бизнесу подходящих условий для развития.
С новой властью приходит новое время - время надежд. И первые шаги нового президента внушают особенный оптимизм: малый бизнес и средний класс ясным образом названы приоритетным пунктом в программе реформирования страны. Подписан президентский указ о сведении плановых проверок малых предприятий до одной в три года. А что касается внеплановых, то теперь они должны проводиться только с согласия прокуратуры. То есть - в виду исключительных причин.

Кроме того, принято решение о переходе к уведомительному порядку регистрации предприятий малого бизнеса, о замене лицензирования обязательным страхованием ответственности.
Политическая воля в России значит многое. Но не все. Позитивный результат возможен только тогда, когда политическая воля дополняется последовательностью на всех стадиях претворения решения в жизнь. Тут наша власть, как правило, и допускает ошибки. И прежде всего, не обеспечивая общественного контроля над действиями чиновников, на которых и возложена работа по "запуску" этих законов.

К чему приводит подобный недогляд хорошо иллюстрирует история с законопроектом "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества на период до 31 декабря 2009 года". Закон, принятие которого с надеждой ждали десятки, если не сотни тысяч, малых предприятий, грозит обернуться очередным переделом собственности, - кстати, государственной, - в пользу прикормленных местными властями структур. И, помимо прочего, в который раз рассеять иллюзии малого бизнеса в бескорыстную природу "помощи", оказываемой ему государством.
Между тем, история эта вполне понятна тем, кто хорошо знает о царящих в российской бюрократии нравах. Как известно, закон N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. обязывает федеральные, региональные и муниципальные власти до 1 января 2009 года приватизировать находящуюся у них собственность. В том числе и ту, которая по договору аренды сдается предприятиям малого и среднего бизнеса. Единственной формой приватизации по закону является аукцион. Однако с самого начала было ясно, что в этом случае малый бизнес в прямом смысле остается без крыши: тягаться на аукционах с крупными и богатыми компаниями он не может. К тому же, в аукционной цене зачастую "сидит" возросшая благодаря вложениям самого арендатора капитализация объекта - что иначе как нонсенсом не назовешь. Все это означало, что в одночасье значительная часть арендаторов инвестиционно-привлекательных объектов оказывалась на улице.

Проект закона No193202-4 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества на период до 31 декабря 2009 года" должен устранить эту несуразицу. По нему, предприниматели со стажем аренды данного объекта от трех лет получают преимущественное право выкупа по оценочной стоимости объекта. Т.е. по "средневзвешенной" рыночной цене. Хочешь выкупить - направляй заявку, в положенный срок тебе должны прислать ответ, и с 1 января 2009 владей на полном основании тем, что арендовал и во что вкладывался как минимум три года.

Все выглядело настолько правильным и логичным, что малый бизнес не мог поверить в реальность происходящего. И оказалось не зря. В законопроекте, как выяснилось, присутствуют места, допускающие различное толкование. В частности, вводится понятия "добросовестного арендатора", которое исчерпывающе не истолковано. Зная предвзятость нашей бюрократии, нетрудно предположить, что к разряду недобросовестных будет отнесен каждый, кто, например, на день подачи заявки не успел погасить арендную плату за текущий месяц. Или на кого "жалуются соседи". Или у кого с санитарными нормами площади непорядок (соответствующий инспектор конечно же это обнаружит). Да мало ли что может помешать арендатору стать недобросовестным в глазах чиновника, теряющего над ним опекунство?

В законопроекте (в том виде, в каком он сегодня выложен на сайте Государственной думы) отсутствует перечень документов, необходимых для выкупа данного рода помещений. А зря - в поисках нужных и ненужных документов предпринимателя могут загонять так, что он никак не успеет к сроку: т.е. к 1 января следующего 2009 года, при том, что сам закон еще и не принят!

Но опаснее всего то положение в законопроекте, которое выводит из зоны юрисдикции данного документа площади, находящиеся в руках государственных и муниципальных унитарных предприятий. Чиновники на местах, не дожидаясь принятия закона, начали переводить имеющуюся в их распоряжении собственность на баланс этих самых унитарных предприятий. Чтобы затем гарантированно приватизировать ее по схемам, которые исключают участие малого бизнеса.

Реакции предпринимателей известна: протесты сегодня идут в Туле, Иваново, к ним присоединяются представители малого бизнеса их других городов России. К сожалению, несмотря на отчаяние, их голос звучит не в полную силу: такова цена разобщенности этого сословия.

Однако ситуация меняется - как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Общая беда - очевидная, осязаемая, - объединяет людей. 20 мая представители малого бизнеса из десятков городов страны проведут в Москве митинг, на котором они заявят о своем несогласии с существующей практикой "интерпретации" федеральных законов на местах. А попросту - об их саботаже местными чиновниками.
Их голос должен быть услышан. И исполнительной властью, в чьей компетенции проследить за адекватностью действий нанятых ею госслужащих и их соответствием взятому руководством страны курсу.
И законодательной властью, которая должна поторопиться с принятием законопроекта No193202-4 в редакции, не оставляющей двусмысленностей в трактовке его положений.

В противном случае, будет трудно соизмерить ущерб от дискредитации власти в глазах миллионов наших граждан. А значит под угрозу будет поставлено всякое новое ее полезное начинание.


19.05.2008
http://www.gr-sila.ru/print_id3564.html

Док. 458497
Перв. публик.: 19.05.08
Последн. ред.: 08.07.08
Число обращений: 180

  • Рявкин Александр Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``