В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Акулинин: 3G прижился в России. В рамках опытных зон Назад
Игорь Акулинин: 3G прижился в России. В рамках опытных зон
Несмотря на ожидания телекоммуникационного рынка, лицензии на развертывание сетей сотовой связи третьего поколения (3G) в России, скорее всего, не будут выданы и в этом году. Между тем при самых оптимистичных прогнозах развертывания сетей 3G на российской территории, с момента подачи заявок на лицензии до начала коммерческой эксплуатации сетей третьего поколения пройдет два года.

Переход к сетям третьего поколения (3G) для сотовых операторов неизбежен. Причиной этого является объективный процесс постепенного морального устаревания стандарта GSM. Сети второго поколения уже начинают отставать от потребностей рынка в емкости и функциональных возможностях. Для выявления проблем, которые могут возникнуть в процессе развертывания сетей 3G, GSM-операторы "большой тройки" еще в конце 2001 г. начали разворачивать опытные зоны сетей третьего поколения (основанных на технологии W-CDMA).

Временной график развертывания сетей 3G в России (оптимистичный вариант прогноза). Источник: российская Ассоциация 3G

Тройной UMTS "МегаФона"

"МегаФон" является лидером по развертыванию опытных зон третьего поколения. Всего их у оператора было три. Первая была развернута в Москве оператором "Соник Дуо", две другие - в Петербурге Северо-Западным филиалом "МегаФона".
По словам и. о. технического директора "Соник Дуо" Игоря Акулинина, необходимость развертывания опытной зоны 3G обусловлена тем, что движение в сторону третьего поколения является объективным процессом. Вполне естественным представляется, что двигаться российские операторы GSM будут в том же направлении, что и Запад. Связано это с тем, что все производители оборудования ориентируются в первую очередь именно на рынок 3G. "Сети второго поколения морально устареют в течение 10 - 15 лет и уже сегодня необходимо понять, что придет им на смену", - сказал Игорь Акулинин.

Опытная зона "Соник Дуо" заработала в феврале 2002 г., а демонтирована была в 2003 г. В рамках опытной зоны были установлены две базовые станции производства Ericsson, которые были включены в GSM-коммутатор оператора. В качестве абонентского оборудования использовались прототипы телефонов 3G производства Qualcomm и Ericsson, под конец эксплуатации опытной зоны в сети тестировались и телефоны LG. По словам Игоря Акулинина, опытная зона показала, что 3G - "работоспособная система, и все возможности, которые заявляют производители, действительно могут быть реализованы на этих сетях".

Помимо тестирования оборудования осуществлялись тесты приложений. Причем одной из особенностей эксплуатации опытной зоны 3G стало то, что некоторые услуги, реализуемые в рамках этой зоны, стали адаптироваться и применяться в сети второго поколения, например, такой сервис как позиционирование подвижных абонентов.

На территории Петербурга Северо-Западным филиалом ОАО "МегаФон" были построены две полнофункциональные опытные зоны 3G: первая - с использованием оборудования Siemens / NEC, вторая - Nokia.

В ноябре 2001 г. "МегаФон" (тогда еще "Северо-Западный GSM") заключил соглашение о поставке оборудования 3G с фирмами Siemens и NEC. Опытная зона была развернута и протестирована в июне 2002 г. В состав опытной зоны входило сетевое оборудование производства Siemens, подсистема канальной коммутации узла, подсистема пакетной коммутации узла, контроллер радиоподсистемы NEC. Три базовых станции производства NEC были размещены в центральной части Петербурга, тестировался сервер приложений (Siemens). В качестве абонентских терминалов использовались телефоны производства NEC. Помимо этих традиционных сервисов в опытной зоне Siemens/NEC проводились испытания таких услуг как интерактивный мобильный путеводитель по городу, мобильные игры в режиме реального времени - шахматы, футбол и др., мобильные покупки, мобильный анимационный чат. В настоящее время программа испытаний на оборудовании Siemens/NEC завершена, опытная зона свернута.

Опытная зона на оборудовании Nokia была развернута в конце 2002 г. и в настоящей момент эксплуатируется в тестовом режиме. В состав опытной зоны входит оборудование инфраструктуры сети с поддержкой функций коммутации каналов и пакетной коммутации, подсистема канальной коммутации, подсистема пакетной коммутации, контроллер радиоподсистемы, медиа-шлюз MGW, домашний регистр местоположения/центр аутентификации, пять базовых станций Nokia UltraSite W-CDMA (размещены в центральной части Петербурга). В опытной зоне тестируются терминалы Nokia 6650 и Siemens U10.

В рамках обеих опытных зон тестировались голосовые вызовы, передача данных, проводились испытания на электромагнитную совместимость с радиоэлектронными системами гражданского и военного назначения.

Кстати, первый междугородный звонок по сети 3G между Петербургом и Москвой в рамках выставки "Норвеком" в феврале 2002 г. был осуществлен на основе оборудования опытной зоны 3G "Соник Дуо". Одна из базовых станций этой опытной зоны была привезена в Петербург. Таким образом, можно сказать, что первый междугородний UMTS-вызов был осуществлен в рамках опытной сети "Соник Дуо".

"ВымпелКом" развивает сервисы
Опытная зона 3G "ВымпелКома" была развернута еще в 2001 г. Как сказал корреспонденту "Стандарта" руководитель службы перспективных технологий компании Денис Васильев, оборудование сети 3G постоянно обновлялось. Сейчас сеть построена на основе коммерческого оборудования производства Alcatel. По словам Дениса Васильева, опытная зона представляет собой полнофункциональную сеть, включающую в себя две базовые станции, контроллер базовых станций, коммутатор и оборудование пакетной передачи данных, а также платформу сервисных приложений. В качестве абонентских терминалов в сети используются телефоны производства Motorola, Samsung и Nokia.

По словам Дениса Васильева, проверка работоспособности технологии 3G закончена, и основной целью существования опытной зоны на сегодняшний день является отработка сервисов, которые могут предоставляться для пользователей в сетях третьего поколения. К таким услугам относятся видеоконференцсвязь, передача потокового аудио- и видео, в том числе просмотр телевизионных программ непосредственно на телефоне, прием и передача данных, JAVA-приложений, а также высокоскоростной доступ в Интернет и голосовая телефония, в том числе с абонентами GSM.

В настоящее время разрабатывается модель предоставления услуг, аналогичная уже существующей у "ВымпелКома" программе beepartner. Планируется, что контент-провайдерам будет предоставлена возможность участия в тестировании своих приложений в среде 3G.

По словам Дениса Васильева, переход в 3G является объективным процессом: "Лицензии на 3G все равно будут выданы. Рано или поздно мы начнем строить сети 3G , и мы должны быть к этому моменту готовы оказывать услуги сетей третьего поколения, иметь контент для этих сетей".

При этом руководство "ВымпелКома" в конце 2003 г. заявляло о своем намерении развернуть опытную зону и в Петербурге. Однако этот вопрос до сих пор остается на уровне пожеланий "ВымпелКома" - заявка оператора на получение частот под этот проект до сих пор не удовлетворена.

МТС сомневается
Единственным игроком "большой тройки", полностью прекратившим испытания 3G, является МТС.

В Москве этот оператор развернул две опытные зоны 3G. Первая опытная зона 3G, запущенная в ноябре 2001 г., работала на оборудовании производства Siemens (коммутационный центр и радиоконтроллер) и NEC (базовые станции).

Вторую опытную зону 3G в 2002 г. МТС полностью построила на оборудовании китайской компании Huawei Technologies. Выбор китайского производителя объяснялся тем, что оператору хотелось провести сравнение европейских и азиатских производителей, а также тем, что весной 2002 г. Huawei Technologies оказалась единственной компанией в мире, выпускающей полную линейку оборудования для 3G, включая полнофункциональные абонентские терминалы.
По словам первого вице-президента компании МТС Михаила Сусова, пока не решен вопрос с лицензированием сетей UMTS в России, заниматься более детальной проработкой проблем развертывания сетей 3G нецелесообразно.

В ожидании лицензий
Разговоры о том, что в России будут выданы лицензии на предоставление услуг сотовой связи в сетях третьего поколения (3G) идут уже не первый год. В марте 2002 г. бывший замминистра связи Юрий Павленко с трибуны форума "Мобильные системы" пообещал, что в течение девяти следующих месяцев конкурс на лицензии 3G будет проведен. В 2003 г. министр по связи и информатизации Леонид Рейман и другие представители Минсвязи неоднократно говорили о том, что до конца того же года в России будет принято решение о выдаче таких лицензий и порядке их распределения. Однако этого не произошло, и телекоммуникационное сообщество ожидало объявления правил игры и выдачи лицензий на предоставление услуг 3G на российской территории в 2004 г. Но апрельская смена правительства вновь отложила эти планы на неопределенное время.

По первым итогам работы опытных зон операторов "большой тройки" Национальная ассоциация операторов сетей связи третьего поколения (Ассоциация 3G) разработала принципы распределения лицензий 3G. В начале 2002 г. президент этой ассоциации Александр Крупнов передал предложения Леониду Рейману. Идея Ассоциации 3G заключалась в том, чтобы выдать четыре лицензии, каждая из которых должна действовать по всей территории России. Схема распределения была названа "3+1": три лицензии предлагалось выдать "самым популярным операторам" (читай "ВымпелКому", "МегаФону" и МТС), а четвертую - "новому игроку", на роль которого могли претендовать и менее крупные российские сотовые компании, и любые консорциумы, созданные под проект. При этом предполагалось, что все четыре лицензиата будут работать в стандарте W-CDMA, который является логическим продолжением GSM - стандарта второго поколения.

С тех пор ситуация если и изменилась, то не очень сильно. В начале марта 2004 г. на расширенной коллегии Минсвязи Александр Крупнов выступил с дополнительными предложениями по выдаче лицензий 3G. В добавление к прежнему варианту "3+1" он выдвинул еще две опции. Обе они также предполагают выдачу трех лицензий W-CDMA на всю страну и разнятся лишь в способе распределения четвертой лицензии. В одном из новых вариантов предлагается четвертую лицензию (также на стандарт W-CDMA) разбить на семь частей - по количеству федеральных округов. "Это позволит получить лицензии 3G не только национальным операторам, но и игрокам, которые сильны лишь в одном макрорегионе, таким как СМАРТС в Поволжье или "Уралсвязьинформ" на Урале", - поясняет Александр Крупнов. Второй новый вариант учитывает появление в России сетей стандарта CDMA-450, относящихся к альтернативному семейству третьего поколения cdma2000: четвертую лицензию предлагается отдать холдингу "Скай Линк", который намерен создать федеральную сеть cdma2000.

Новшества касаются и формулировки лицензии. "До сих пор операторские лицензии в России выдавались не на сети, а на определенные виды услуг. Однако в сетях 3G будут доступны сотни услуг, и чтобы их не перечислять, мы убедили Минсвязи в логичности лицензировать сети 3G", - сообщил Александр Крупнов корреспонденту "Стандарта". В заголовке лицензий должно значиться: "Услуги сетей связи третьего поколения в диапазоне 1,9-2,1 ГГц". Однако в список лицензируемых услуг, который Минсвязи подготовило в соответствии с новым законом "О связи", этот пункт не попал. Правда, из-за реформирования правительства список услуг так и не был утвержден, и Ассоциация 3G надеется добавить в него услуги сетей связи третьего поколения в диапазоне 1,9-2,1 ГГц. В противном случае придется ждать еще как минимум год - до составления нового списка лицензируемых услуг связи и утверждения его правительством.
Интерес к сетям 3G проявляют уже не только сотовые операторы, но также научные и проектные институты. За последнее время членами Ассоциации 3G стали Центральное НИИ связи (ЦНИИС), Ленинградский отраслевой НИИ связи (ЛОНИИС), НИИ радио (НИИР), московская "Гипросвязь" и "Гипросвязь СПб". Однако контент-провайдеров, которые должны обеспечить "начинку" услуг в сетях третьего поколения, в Ассоциации 3G пока нет. Да и ясности в том, какой именно контент найдет спрос в российских сетях 3G, пока нет. Участники рынка спорят, каким путем пойдет Россия - азиатским или европейским. В Азии (и прежде всего - в Японии) в первых сетях 3G основные услуги связаны с играми, картинками, мелодиями и другими развлечениями, тогда как европейские абоненты сотовых сетей третьего поколения тяготеют к серьезным услугам, таким как мобильный банкинг, удаленный доступ в корпоративную сеть, беспроводной доступ в Интернет. Источники контента тоже разнятся: если в Японии действуют тысячи небольших независимых контент-провайдеров, то европейские сотовые компании предпочитают создавать для производства контента и дополнительных услуг собственные дочерние предприятия.

Частотный вопрос
Впрочем, если говорить о выдаче лицензий на 3G, нельзя обойти стороной такую традиционную для России проблему, как частотная. Исторически сложилось, что частоты принадлежат российским силовым ведомствам, и лишь небольшая часть спектра является частотами так называемого двойного назначения, которые могут использоваться операторами сотовой связи на вторичной основе. Как будут выделяться частоты под развертывание сетей 3G, пока также неясно.

По мнению участников рынка, идея "сквозной" частоты, которая принадлежала бы тому или иному оператору на всей территории страны, на первый взгляд, хороша и представляется наиболее естественной, однако она практически не осуществима: ситуация с распределением радиочастотного спектра в различных регионах временами кардинально разнится. Поэтому фактически процесс получения частот под 3G будет мало чем отличаться от поиска частот под сети GSM, когда для каждого региона оператор фактически получает отдельную лицензию. Хотя формально весь этот процесс может укладываться в рамки получения одной лицензии на страну.
Ситуацию осложняет полная непрозрачность частотной сферы. Представитель одного из сотовых операторов сказал "Стандарту": "Когда мы обратились к силовикам с вопросами о конверсии частот, нам было сказано, что за $600 тыс. они смогут произвести работу и назвать цену самого процесса. Однако есть все основания полагать, что цена конверсии частот может быть ничуть не более обоснована, чем та, которую они просят за исследование".

Ключевые факторы,сдерживающие внедрение сетей 3G в России

1. Промедление с выдачей лицензий, неопределенность процедуры и сроков лицензирования.
2. Неопределенность с выделением необходимого частотного ресурса в условиях загруженности диапазона 2 ГГц радиоэлектронными средствами различного назначения и отсутствия программы его конверсии.
3. Недостаточный уровень развития широкополосной цифровой сети связи общего пользования.
4. Отставание в разработке нормативных правовых актов общего и специального характера.

Источник:российская Ассоциация 3G

Ключевые факторы,способствующие внедрению сетей 3G в России

1. Наличие спроса абонентов на высокоскоростные услуги 3G.
2. Возможность создания и дальнейшего развития нового рынка услуг, наличие творческого потенциала для развития индустрии мобильного контента.
3. Дальнейшее вовлечение населения страны в мировое информационное пространство; возможность ускоренного построения мультисервисной сети связи общего пользования с пакетной коммутацией, обеспечивающей высокоскоростной обмен информацией по всей территории страны.
4. Ограниченность ресурсов существующих сетей сотовой связи; тенденция к снижению доходов операторских компаний в расчете на одного абонента.
5. Готовность поставщиков оборудования к выходу на российский рынок; возможность производства конкурентоспособного отечественного оборудования.
6. Возможность постепенного (фрагментарного) развертывания сетей 3G и дальнейшего развития конкурентной борьбы между операторами, использующими различные технологии третьего поколения.


российская Ассоциация 3G

Стандарт No2 (20), апрель-май 2004

http://www.comnews.ru/index.cfm?id=10714

Леонид Коник
Елена Саяпина


Док. 458373
Перв. публик.: 07.05.04
Последн. ред.: 07.07.08
Число обращений: 461

  • Акулинин Игорь Олегович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``