В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Вилков: Замолвите слово за антиквара! Назад
Анатолий Вилков: Замолвите слово за антиквара!
В конце марта пресс-клуб РИА "Новости" провел "круглый стол" по проблемам антикварного рынка

Необходимость открытого обсуждения назревших проблем рынка старого искусства назрела давно. Шумиха вокруг экспертизы и подделок, поднятая СМИ, продолжалась весь 2006 год. Антиквары возмущались некомпетентностью публикаций и выступлений на ТВ. А обыватели злорадно пересказывали слухи о "продажности всех этих антикваров". Антикварный рынок оброс мифами и легендами. Участники "круглого стола" высказались однозначно: поднятая шумиха была явно кому-то на руку, в ней был определенно кто-то заинтересован. Эта невидимая обществу "рука" намеренно дискредитировала внутренний рынок, распугивала покупателей и уводила российские "антикварные" деньги за рубеж. Ведь именно в 2006 году зарубежный рынок русского искусства достиг невиданных дотоле миллионных цен. А после кражи в Эрмитаже антикваров обвинили еще и в скупке краденого. Необоснованность подобных обвинений и дискредитация российских антикваров очевидны для профессионалов. "Круглый стол" был призван разъяснить журналистам реально существующее положение дел на отечественном рынке старого искусства.

А.И.Вилков - заместитель руководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) сказал, что антик-рынок, несмотря на все реальные сложности и надуманные слухи, развивается невероятно динамично: появляются все новые субъекты, растет профессиональный уровень молодых антикваров. Но в целом российский антикварный рынок находится в зоне закрытых, приватных сделок. Теневой оборот составляет около 300 миллионов долларов.

- Высокая доходность этого сегмента рынка привлекает к нему все новых игроков, - считает В.Бычков - глава компании "Экспо Парк" и президент Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров (МКААД). - Доходность фондового рынка определяется 5 - 7 процентами годовых, а в антикварном сегменте она достигает 11,5 процента. Это объясняется ростом стоимости своеобразного товара на 15 процентов в год. Антикварный рынок в России сложился, сформировался его основной костяк, - подтвердил В.Бычков известную всем профессионалам ситуацию. - В ЦДХ регулярно - три раза в год - проходят антикварные ярмарки. На них представляется весь "антикварный пирог". Но активные игроки на нашем рынке - это около 200 московских и петербургских галерей, из которых лишь 15 - 20 обладают крупными финансовыми оборотами. Их становление происходило еще на заре российского рынка - в начале 1990-х годов. Отечественные антиквары во многом заменили государственную функцию по сохранению и преумножению художественных ценностей. В последние годы они активно ввозят из-за рубежа качественное искусство, реставрируют его, проводят исследования и атрибуцию на свои средства, издают каталоги, устраивают выставки. Благодаря антикварам в современное культурологическое пространство вводятся новые имена русских художников и целые, дотоле неизвестные пласты мировой культуры.

Н.Сиповская - главный редактор журнала "Пинакотека" - назвала антикварный рынок живой жизнью искусства. Постоянный приток новых предметов позволяет искусствоведам-экспертам углублять свои познания, оттачивать взгляд, обогащать опыт. Антикварный рынок является своеобразным зеркалом всех тайных и явных процессов, всех достижений и пороков общественного устройства. Негативное отношение к антикварам, бытующее в советскую эпоху, изменилось на государственном уровне, но в сознании обывателя оно еще, к сожалению, живо. Российское общество должно отрешиться от устаревшего - советского - взгляда на эту уважаемую профессию. Необходимо вернуть антикварам их доброе имя. Антиквариат должен быть выведен из тематики "жареных" фактов. К сожалению, именно СМИ сохраняют и укореняют в головах обывателей предвзятое, искаженное понимание сферы старого искусства.

В России в силу исторических причин в свободном обороте очень мало искусства. Масса произведений была уничтожена, погибла в пожарищах войн и революций, национализаций и разделов. Большая часть национального художественного наследия осела в музеях. И к тому же в мировой истории искусств пласт русских произведений весьма невелик. Имперское мышление россиян создало перекос цен - резкий, зачастую неоправданный рост стоимости на русское искусство XIX - XX века. Отечественному рынку предстоит расширять поле своего товарного предложения, пополняя его западными вещами, а также за счет расширения временных рамок - включения современного искусства.

- Проблема подтверждения подлинности предмета - ключевая на рынке. Без экспертизы не может быть цивилизованного рынка, - говорила на заседании "круглого стола" В.Э.Маркова - ведущий российский эксперт западной живописи из Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. - В советское время эта сфера музейной деятельности не была столь востребована, как нынче. Рынок подтолкнул ее развитие. Но прошло 17 лет легального рынка, а у нас не появилось новых экспертов. В России нет должного оборота западного искусства, на котором могли бы учиться молодые. И никакая технология не заменит живого взгляда на вещи. И проблема антикварного товарооборота - отсутствие качественного европейского искусства XIX века.

- Ситуация с подделками невероятно раздута, в реальности их процент весьма невелик, - считает Л.И.Гладкова - заведующая отделом научной экспертизы Третьяковской галереи. - Среди примерно 2000 произведений, прошедших экспертизу в Третьяковской галерее в течение года, насчитывается всего 0,1 - 0,3 процента ошибок. Мы работали на рынке 20 лет, из огромного потока живописи и графики, поступавшего на экспертизу, находились и очень интересные вещи. Наиболее значимые произведения были приобретены для нашего музея. Рынок позволяет искусствоведам постоянно отсматривать все новые вещи. Нынче экспертиза в Третьяковке не запрещена. Не разрешается выдавать экспертные заключения на бланке музея. Но в Третьяковке остались известные антикварам понедельники, когда наши искусствоведы дают консультации по принесенным вещам. Запрет на экспертизу работ от населения толкает владельцев на обращение к некомпетентным "знатокам". И по рынку начинает "гулять" вещь с сомнительным заключением. Мы, музейщики, - заключила свое выступление Л.И.Гладкова, - недовольны сложившейся ситуацией и готовы к дальнейшему диалогу и обсуждению проблемы экспертизы. Противостояние антикваров и журналистов должно завершиться мировой. Пресса может формировать позитивный облик отечественного антиквара. Именно у антикваров можно поучиться подлинной любви к старому искусству. Антиквары отвечают за свои слова и поступки собственным делом, которое "строится" годами кропотливого и тяжелого труда. А неправедные, скоропалительные и непроверенные публикации в прессе могут нанести непоправимый урон репутации. Музейщики и антиквары предлагают свое сотрудничество в подготовке образовательных передач на телевидении и развернутых публикаций в прессе.

http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=706&pub_id=831872&rubric_id=1003331&crubric_id=1003332

No14 (7575) 12-18 апреля 2007г.

Надежда НАЗАРЕВСКАЯ


Док. 458288
Перв. публик.: 17.04.07
Последн. ред.: 07.07.08
Число обращений: 367

  • Вилков Анатолий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``