В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Вилков: Законный акт доброй воли Назад
Анатолий Вилков: Законный акт доброй воли
Наша страна намерена вернуть Германии "Балдинскую коллекцию", но не золото Шлимана

В 2005 году российские чиновники надеются поставить точку в вопросе о судьбе многострадальной "Балдинской коллекции", картин Рубенса, золота Шлимана и десятков других культурных ценностей Германии, оказавшихся после войны на территории России. Такое сенсационное заявление сделал заместитель руководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране наследия Анатолий Вилков на специально собранной пресс-конференции.

Как известно, борьба вокруг перемещенных ценностей не затихает последние 60 лет. Не помогли в разрешении этих конфликтов многочисленные международные договоры и соглашения, - наоборот, зачастую они лишь запутывали дело, так как заинтересованные стороны истолковывали их двояко. Не секрет, что самые горячие реституционные споры разгорелись между Россией и Германией. В частности, настоящим международным скандалом обернулось решение вопроса о том, кому должна принадлежать коллекция картин из Бременского музея, найденная капитаном Виктором Балдиным в одном из замков Германии и хранившаяся после войны сначала в Музее архитектуры, а затем в Эрмитаже. Должны ли более трехсот уникальных произведений графики и живописи остаться в России в качестве военных трофеев, или их необходимо вернуть прежнему владельцу? Или еще вопрос: как поступить с картиной Рубенса "Тарквиний и Лукреция", хранившейся до войны во дворце Сан-Суси в Потсдаме и теперь приобретенной русским коллекционером Владимиром Логвиненко?..

Долгое время на десятки (если не сотни) подобных вопросов не было однозначных ответов. Главным камнем преткновения в международных дискуссиях оставался вопрос о том, законно ли СССР вывез культурные ценности Германии и ее союзниц? Как известно, перемещение культурных ценностей в СССР после Второй мировой войны с территории Германии производилось в порядке компенсаторной реституции, то есть в целях возмещения ущерба, нанесенного СССР. Это положение было закреплено в ряде международных актов и отмечено в Уставе ООН. Однако германская сторона, ссылаясь на договоры, заключенные между двумя странами (в частности на Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между СССР и ФРГ от 1990 года и Соглашение между правительствами России и ФРГ о культурном сотрудничестве от 1992 года), настаивала на том, что некоторые ценности не попадают под определение компенсаторной реституции. Так, в 16-й статье Договора указано, что стороны "согласны с тем, что пропавшие или незаконно вывезенные культурные ценности... должны возвращаться владельцам или их наследникам".

Чтобы решить эту коллизию, потребовалось почти десять лет. В 2000 году вступил в силу Федеральный закон "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации", который впервые провел четкую грань между понятиями "компенсаторная реституция" и "военные трофеи". Вывоз последних с территории Германии осуществлялся без соответствующего разрешения военного командования, а следовательно, незаконно. Собственно, это правовое уточнение и послужило первым шагом к решению накопившихся конфликтов. Однако закон вызвал массу разногласий и споров (впрочем, разногласия начались еще раньше: подготовлен закон был в 1996 году, но дважды отклонялся Президентом РФ), а потому на практике стал применяться лишь в 2002-м. С тех пор уже удовлетворено шесть претензий от разных государств по возвращению им культурных ценностей. В Нидерланды, Бельгию и Люксембург вернулись десятки архивных фондов, Германии переданы уникальные витражи из алтаря церкви Святой Марии во Франкфурте-на-Одере (в обмен на это Германия восстанавливает церковь Успения на Волотовом Поле, разрушенную во время войны). Одиннадцать фрагментов фресок из Михайловского Златоверхого монастыря, разрушенного фашистами во время войны, возвращены Украине.

Впрочем, Анатолий Вилков справедливо отметил в своем выступлении, что возврат культурных ценностей происходит далеко не впервые. "Произведения искусства передавались в Венгрию, Польшу, Германию и тридцать, и сорок лет назад. Но тогда они находились на спецхране и раздавались секретно, - сказал г-н Вилков, - причем создавалось впечатление, что это действительно какие-то трофеи, которые по желанию можно вернуть, а можно и оставить". По данным официальной статистики, в середине 1950-х Россия вернула 1 миллион 850 тысяч художественных ценностей, 70 единиц книжных фондов и около трех миллионов архивных дел. Многие эксперты в области права до сих пор вспоминают нашумевшую историю "Сикстинской Мадонны", возвращенной Дрездену в 1956 году...

Согласно последним подсчетам, сегодня в России в качестве объектов компенсаторной реституции хранится 250 тысяч предметов из числа художественных ценностей, более 270 тысяч архивных дел и более миллиона книг и печатных изданий. И, как неоднократно подчеркнул в своем выступлении Анатолий Вилков, уникальность нынешней ситуации в том, что перемещение культурных ценностей впервые за долгие годы будет осуществляться открыто, в полном соответствии с российским законодательством и нормами международного права.

В частности, наша страна признает, что "Балдинская коллекция" попала к нам незаконно: капитан Балдин вывез ее в качестве личного трофея без соответствующего разрешения военного командования, а потому собрание не может рассматриваться в качестве компенсаторной реституции и, соответственно, не может быть переведено в федеральную собственность. Правда, здесь есть немаловажный этический момент: проявив "инициативу" вопреки воле командования, Балдин спас уникальное собрание рисунков Дюрера, Рембрандта, Гойи. Щепетильно честный человек, он никогда не пытался извлечь выгоду из коллекции, которую с риском для жизни вывез из Бремена: антиквары за Рубенса сулили Балдину золотые горы, но он предпочел передать шедевры Кунстхалле в дар Музею архитектуры, а потом до конца своих дней бороться за право показать их широкой общественности. Теперь же советского офицера, известного реставратора и почетного гражданина города Бремена Виктора Балдина фактически официально признали мародером: ослушался командира.

Как сообщил Анатолий Вилков, в результате долгих переговоров удалось достичь договоренности с Германией о том, что двадцать произведений останутся в России в качестве компенсации за подвиг Балдина. Это должно составить треть от стоимости коллекции, которая, по оценке аукционного дома "Гелос", превышает 23 миллиона долларов. Окончательное решение по этому вопросу должно быть принято уже во второй половине 2005 года на Межведомственном совете по вопросам перемещенных ценностей.

Иначе обстоит дело с картиной Рубенса, незаконный вывоз которой, напротив, не доказан. На руках у нынешнего владельца полотна имеются все документы, подтверждающие то, что майор Дорофеев вывозил "Тарквиния и Лукрецию" среди прочих вещей, перемещение которых в Россию было официально оформлено. "Если немецкая сторона не сможет доказать обратное, - уточнил г-н Вилков, - картина будет считаться вывезенной законно". Правда, и в обратном случае, отметил Анатолий Вилков, Россия может пойти на уступку (тем более что теперешний хозяин картины Владимир Логвиненко не возражает против возвращения "Тарквиния"), продать картину Германии или "найти другие пути сотрудничества". Но все эти варианты не будут рассматриваться до тех пор, пока Германия не прекратит уголовное преследование российского коллекционера.

Согласно закону о перемещенных ценностях, Россия может вернуть Германии произведения искусства в порядке взаимовыгодного обмена либо как проявление дружественного акта. Вероятно, таким актом доброй воли станет возврат фамильного серебра принца фон Ангальтского, ставшего жертвой НКВД, его потомкам. Остальные же культурные ценности, вывезенные из Германии во время и после Второй мировой, скорее всего, навечно останутся в России. К числу таких объектов примкнет, по всей видимости, и золото Шлимана, которому, по мнению г-на Вилкова, Германии "все равно не удастся найти равноценной замены".


No7 (7466) 17 - 23 февраля 2005г.

http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=549&pub_id=602830&rubric_id=218&crubric_id=1000654

Елена НОВИКОВА


Док. 458285
Перв. публик.: 23.02.05
Последн. ред.: 07.07.08
Число обращений: 455

  • Вилков Анатолий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``