В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Вилков: `Новые игроки на антикварном рынке` Назад
Анатолий Вилков: `Новые игроки на антикварном рынке`
Россвязьохранкультура провела первую аттестацию экспертов по культурным ценностям. Теперь 418 специалистов в восьми категориях из разных регионов России, получивших официальное удостоверение и государственный статус, смогут проводить коммерческую экспертизу произведений искусства, в которой с осени 2006 года отказано музеям. Именно они будут нести персональную ответственность за принятие тех или иных решений в ходе оценки, регистрации, выставления на аукцион или ввоза-вывоза за рубеж культурных ценностей. Появление экспертов, по предварительным оценкам руководства Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, стабилизирует внутренний и международный антикварный рынок. Фамилии экспертов в скором времени появятся на сайте Россвязьохранкультуры. Возглавляет Аттестационную комиссию заместитель руководителя ведомства Анатолий ВИЛКОВ.

- Аттестация - не экзамен и не опрос, а присвоение квалификации на основании образования, опыта и оценок-рекомендаций соответствующих органов. Мы изучали образование и опыт кандидатов по предоставленным ими документам. Рекомендации давались территориальными управлениями нашего ведомства. Людям, с которыми предстоит работать на равных, стоит оказывать доверие. Сертификат, выданный Россвязьохранкультурой, - документ бессрочный. Как вы понимаете, доказать теперь непригодность аттестованного специалиста сможет только какая-нибудь грубейшая ошибка в его работе, досадный огрех, провал.

- До 2006 года оценкой произведений искусства занимались специалисты ведущих музеев страны, они ставили окончательную визу. Зачем понадобились новые правила?

- Мы столкнулись с реальными проблемами при определении подлинности тех или иных произведений искусства. Неоднократно было замечено, что на подделках известных картин из музейных фондов стояли сертификаты уважаемых организаций. Пример тому - громкая история с полотном Ивана Шишкина. Скандал разразился в 2004 году. Произведение это едва успели снять с торгов крупного аукционного дома в Лондоне. Картина оказалась "перелицованной" из работы западноевропейского художника Куккука, однако имела "знак качества" от самой Государственной Третьяковской галереи. Подобных неприятных ситуаций становилось все больше, все чаще возникали вопросы, снижающие доверие к нашим специалистам. В 2006 году Роскультура приняла решение исключить из устава музеев пункт о проведении коммерческой экспертизы. В ноябре 2007 года наша организация выпустила "Каталог подделок произведений живописи" - в настоящий момент опубликованы два тома, в них собраны сведения о поддельных произведениях русской живописи, причем прошедших экспертизу московских и петербургских музеев. Кстати, подделок много и в декоративно-прикладном искусстве и фалеристике. От коллективной ответственности пора уходить. За намеренные или случайные ошибки тот или иной специалист, наделенный властью и доверием, должен отвечать перед законом. И ко всему прочему, нам нужны активные, профессиональные кадры.

Антикварный рынок развивается быстрыми темпами, и эксперты ему необходимы, как воздух. К тому же аттестованные нами специалисты смогут использовать в своей работе музейное оборудование и фонды, а также нашу уникальную базу данных. Одним словом, у них будут все возможности для эффективной и грамотной экспертизы, для постановки точного, единственно верного диагноза. К концу текущего года мы должны аттестовать около 1000 специалистов в разных областях культурного знания. Они будут заниматься вместе с нами регистрацией, мониторингом исчезнувших или украденных произведений искусства, спорными вопросами, возникающими при определении стоимости тех или иных вновь обретенных ценностей. Ежедневно наша организация проводит комплексное исследование 200 аукционов по всему миру, особенно так называемых "Русских торгов". Только наши эксперты смогут осуществить качественный поиск и идентификацию утраченных раритетов.

- А музеи? Как они воспримут появление ваших специалистов?

- Мы ждем помощи и понимания от музейных работников. В настоящее время любое экспертное заключение от лица музея квалифицируется как незаконная предпринимательская практика.

- На рынке антиквариата теперь будут работать только люди, получившие право на свой бланк и печать в ходе аттестации?

- Мы создаем равные условия для работы всех существующих на сегодняшний день специалистов подобного профиля. Не прошедшие у нас аттестацию ни в чем не будут ущемлены. Кто будет востребован - покажет рынок. Но мы рекомендуем всем заинтересованным лицам, в том числе и правоохранительным органам, обращаться прежде всего к аттестованным нами экспертам, ссылаясь не на место их работы или должность, а на принадлежность к Россвязьохранкультуре. Теперь они уполномочены государством и защищены им.

Квалифицированный эксперт, прошедший нашу аттестацию, может зарабатывать на жизнь в режиме индивидуальной трудовой деятельности. Но при оказании услуг нашему ведомству или правоохранительным органам при вывозе-ввозе культурных ценностей услуги эксперта, безусловно, носят бескорыстный характер.

- Работа Аттестационной комиссии - своего рода мониторинг, по которому можно судить о том, экспертов в каких областях искусства у нас недостаточно...

- Практика работы показывает, что мы испытываем острую нехватку в специалистах по живописи и декоративно-прикладному искусству. Количество аттестованных экспертов будет расти за счет именно этих культурных сегментов.

- Вы говорите, что аттестационные удостоверения бессрочны. А что делать в случае ошибки или неквалифицированного экспертного заключения? Каковы санкции в отношении "провалившегося" специалиста?

- Надеемся, что таковых не будет. Но отлаженной практики в этом вопросе пока нет, мы только начинаем работать в рамках новых стандартов. Жизнь, как говорится, покажет.

ДОСЬЕ

Проблема подлинности художественных и исторических ценностей или, иначе говоря, экспертиза культурных ценностей, - самая болезненная и острая на антикварном рынке во все времена и на всех рынках мира. Во всем мире, кроме России, антикварный рынок пользуется понятием провенанса, то есть происхождения предмета. Детально прослеженный провенанс вещи в течение длительного времени - нахождение в известных коллекциях, выставки и т.д. - и подтверждают подлинность.

С развитием антикварного рынка в России в конце 1980 - 1990-х годов отечественные антиквары придумали подтверждать подлинность картин и предметов ДПИ музейными экспертизами. Произведение направлялось в тот или иной государственный музей, и специалист по данному направлению искусства проводил экспертное изучение вещи, по завершении которой выдавалось экспертное заключение на официальном бланке данного музея за тремя подписями и с официальной печатью.

С динамичным развитием отечественного рынка потребность в услугах экспертизы выросла неимоверно, так же, как и с ростом коллекционирования возросла покупательская способность российских любителей искусства. Спрос на качественный антиквариат породил появление значительного числа подделок. Об этой трагической ситуации на российском рынке рассказал в своем выступлении в ноябре 2005 года на Одиннадцатой научно-практической конференции по экспертизе и атрибуции Владимир Александрович Петров - научный сотрудник Третьяковской галереи. Он - крупнейший специалист по русской живописи XIX века. В процессе подготовки доклада он проделал огромную работу в подборе визуального ряда для своего сообщения. Эти "картинки" и потрясли всех присутствующих. "Мне бы хотелось, - сказал тогда Петров, - обозначить перед научным сообществом искусствоведов проблему, которая ныне масштабно встала перед нами. В последние годы распространилось злостное переписывание живописных произведений зарубежных художников".

Дилеры покупали на небольших европейских аукционах по весьма умеренным ценам работы западных художников. Затем эти картины "превращались" в произведения русских художников академической школы, за которые состоятельные россияне платят более 50 000, а то и 100 000 долларов. Отбор западных произведений проводил, по выражению Петрова, "глаз цивилизованный", то есть это люди с прекрасной профессиональной подготовкой. Подобные "переписанные" работы продавали не только в России, но и на русских торгах "Sotheby"s". Методы перевоплощения западной живописи в русскую и технологии были тщательно продуманы и выверены. Была достигнута невероятная аналогия в подборе красок, мазков кисти и других приемов. А новая "русская" подпись воссоздавалась виртуозно.

Технологическая экспертиза "не ловила" эти подделки, поскольку западные художники жили и работали в то же время, а значит, и использовали подобные же материалы. В нынешней ситуации эксперты стали "крайними", их чаще всего упрекают в сложившейся ситуации, хотя проблема подделок стара как мир.

После этого скандала Россвязьохранкультура, курирующая в России антикварный рынок, приняла решение о необходимости создания корпуса квалифицированных, а главное, независимых экспертов. Долго дебатировались принципы аттестации экспертов. И наконец-то в 2007 году была создана Аттестационная комиссия по аттестации экспертов по культурным ценностям Россвязьохранкультуры. В нее вошли крупнейшие музейные специалисты ведущих национальных музеев России. Специалисты, получившие первые аттестаты, - это сотрудники региональных Управлений Россвязьохранкультуры. В Аттестационную комиссию поступило множество заявлений от практикующих на рынке экспертов.

http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=757&pub_id=917205&rubric_id=200&crubric_id=1002077

No06 (7619) 14 - 20 февраля 2008г.

Беседу вела Маргарита СОГРИНА


Док. 458261
Перв. публик.: 20.02.08
Последн. ред.: 07.07.08
Число обращений: 365

  • Вилков Анатолий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``