В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Вилков: `Мы имеем дело с грубым, но бессмысленным шантажом` Назад
Анатолий Вилков: `Мы имеем дело с грубым, но бессмысленным шантажом`
Французская ассоциация держателей облигаций царских займов (АФПЕР) подала в Парижский суд высшей инстанции иск с требованием наложить арест на российские произведения искусства, которые сейчас экспонируются в Доме инвалидов. В распоряжении АФПЕР имеются долговые обязательства, выданные в свое время Санкт-Петербургом на общую сумму, эквивалентную 6 миллионам евро. Получить часть этой суммы ассоциация решила с помощью выставки "Когда Россия говорила по-французски", подготовленной Государственным Эрмитажем. Основной темой ее стали Париж и Петербург первой четверти XIX века, в экспозиции представлены произведения из коллекции Эрмитажа и ГМЗ "Павловск", Музеев Кремля и Государственного Исторического музея, Государственного архива РФ, а также французского Музея армии. Выставка должна проработать до 31 августа этого года, однако "дело об аресте" ставит под сомнение эту дату. С просьбой прокомментировать ситуацию мы обратились к Анатолию ВИЛКОВУ, руководителю Департамента по сохранению культурных ценностей Министерства культуры РФ.

- Юристы АФПЕР действительно пытаются описать и арестовать российские экспонаты. Но, честно говоря, мы относимся к этому спокойно. В соответствии с Законом "О вывозе и ввозе культурных ценностей" наше министерство дает разрешение на временный вывоз государственных ценностей только при соблюдении целого ряда условий. Конечно, имеются в виду грамотно составленный договор с принимающим учреждением культуры, страхование экспонатов, но главное - это государственные гарантии. Еще в самом начале подготовки выставки "Когда Россия говорила по-французски" министерство иностранных дел Франции, министерство культуры и министерство коммуникаций подписали документ, гарантирующий своевременное возвращение коллекции и ее неприкосновенность, в том числе и от ареста в случае судебных исков. Этот документ имеет статус закона. Вообще за пределами России сейчас экспонируется около 150 собраний, и каждое из них защищено подобным образом.

Думаю, эта абсурдная ситуация с АФПЕР может быть объяснена, во-первых, жаждой саморекламы, а во-вторых, невозможностью другими методами добиться выполнения данных когда-то обязательств. Мы имеем дело с самым настоящим шантажом, когда наши культурные ценности хотят сделать как бы заложниками. Но этого не произойдет, я уверен. И прежде всего потому, что проблема двусторонних финансовых и имущественных претензий, возникших до 9 мая 1945 года, была урегулирована соглашением между правительствами России и Франции от 27 мая 1997 года. Совершенно исключено, что Франция решит нарушить собственные законы, в частности, тот, что гарантирует сохранность российской выставки. Однако очевидно, что многочисленные объекты недвижимости, памятники архитектуры могут подвергнуться аналогичным претензиям, и кто будет защищать их, пока не очень ясно.

http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=434&pub_id=404556&rubric_id=200&crubric_id=1002056

Еженедельная газета интеллигенции
    
No28 (7387) 17 - 23.07.2003г.

Записала Анна МАРТОВИЦКАЯ


Док. 458258
Перв. публик.: 23.07.03
Последн. ред.: 07.07.08
Число обращений: 413

  • Вилков Анатолий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``