В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Вилков: Государственный контроль за ввозом и вывозом культурных ценностей Назад
Анатолий Вилков: Государственный контроль за ввозом и вывозом культурных ценностей
Гость "Культурного вопроса" - Анатолий Иванович Вилков, заместитель руководителя Росохранкультуры. Говорим мы о сохранении культурных ценностей.

- Начнем с последней истории, касающейся взаимоотношений России и Турции. Я так и не понял, вернет ли Россия византийские раритеты Турции или нет?

ВИЛКОВ: Это эхо того, что было в 2001 году, когда Турция попросила нас проверить, не похищен ли из Эрмитажа один портрет, который пытались продать на черном рынке за 8 млн долларов. Мы тогда проверили, и оказалось, что это фальшивка. Мы ответили Турции, что ничего из Эрмитажа не пропадало. Сейчас все ведущие музеи обязаны проверять предметы, которые поступают на закупку, по нашей базе данных, чтобы не приобрести краденные. Вы, наверное, знаете, что Эрмитаж умудрился чуть не купить украденные часы. Это известная история. Это часы, которые были похищены у Завадской.

В данном случае речь идет о двух музеях - это Государственный музей Кремля и Эрмитаж. В середине прошлого года в Государственный музей Кремля были предложены несколько византийских предметов. Дирекция музея попросила нас проверить их происхождение. Мы проверили, оперативно связались с Турцией. Нам был дан предварительный ответ, что эти вещи были похищены из музея Анкары в 1963 году. Поэтому мы предотвратили сделку и направили запрос, чтобы подтвердить права собственности документально. Также мы уведомили нынешних владельцев этих предметов - это две частные коллекции, одна в Великобритании, другая в Австрии.


Я встречался с советником по культуре Турции буквально на днях и передал ей просьбу, адресованную министерству культуры и туризма Турции, документально подтвердить свое право собственности для дальнейшего принятия нами мер и восстановления законного права собственности.

- То есть Росохранкультура в данном деле выступает как посредник чистоты отношений между музеями и частными коллекционерами. В чем ваша выгода?

ВИЛКОВ: Существует конвенция ЮНЕСКО 1970-го года. Мы присоединились к этой конвенции, да и наша служба была создана в результате обязательств по этой конвенции. Мы должны оказывать содействие при незаконном вывозе культурных ценностей из других стран. Это очень существенная конвенция, она развивается, и мы просто выполняем ее требования. Мы предотвратили сделку. Теперь, если турецкая сторона подтвердит свои права документально, мы предложим им в судебном порядке подать иск и решать вопрос между нынешними владельцами и Турецкой Республикой.

- А каково положение дел с коллекцией орденов, продажу которых на "Сотбис" вам удалось предотвратить? Где она находится, вернется ли она в Россию?

ВИЛКОВ: Целая серия орденов была выставлена на нескольких аукционах. Во-первых, мы сняли советские ордена, выставленные в Лондоне. Затем мы сняли наши ордена с аукциона в Базеле. Буквально сегодня мне принесли сообщение о том, что в Финляндии на продажу выставлена коллекция советских орденов в марте. Я отдал указание подготовить письмо на снятие с торгов этих орденов, потому что все они имеют номера, все они только криминально могли оказать за рубежом. Мы установим имена владельцев и награжденных и будем решать вопрос. Ордена в Швейцарии арестованы и находятся на хранении в самих аукционах.

- Все-таки есть такие традиционные темы, которые всплывают во всех интервью с вами. Что сейчас происходит с так называемой Балдинской коллекцией. Полностью ее должны уже были, как казалось, передать Германии, потом все-таки она осталась здесь в РОСИЗО, хранилась, и, я надеюсь, хранится, что сейчас с ней?

ВИЛКОВ: Да, речь идет о части Бременского собрания, которую вывез незаконно из Германии Балдин. Как и говорил министр культуры Александр Соколов, предмет этот является темой переговоров между Россией и Германией. Очередное заседание рабочей группы состоится 12-13 февраля. Привлечены крупные эксперты по этому вопросу, думаю, мы выйдем на какие-то решения.

- Но ведь то решение, которое тогда почти уже было достигнуто, неужели оно кого-то не устраивало? По этому решению немецкая сторона оставляет нам двадцать наиболее ценных экспонатов, остальные возвращаются в Германию?

ВИЛКОВ: Я вам напомню. Это не устраивало Николая Николаевича Губенко, который обвинил тогдашнего министра культуры Михаила Ефимовича Швыдкого в том, что тот пытался вопреки закону о перемещенных ценностях безвозмездно отдать эту коллекцию. Поэтому было предупреждение заместителя генерального прокурора Бирюкова о том, что недопустимо отдать безвозмездно эту коллекцию. Когда разобрались, то ничего безвозмездно никто и не собирался отдавать, велись полноценные международные переговоры на этот счет. Да, действительно, были достигнуты некие кондиции о том, что эта коллекция ввезена незаконно и не подпадает под закон, это подтвердила Генеральная прокуратура. Сейчас идет речь о том, на каких условиях коллекция должна быть возвращена. Видимо, за основу будут взяты те договоренности, которые и были, они же подписаны официально.

- Некоторое время тому назад стало известно о том, что государственным музеям запрещается проводить так называемую коммерческую экспертизу. Но у некоторых музеев , в частности у мастерских Грабаря, такая возможность сохранилась. Мне интересно, с того момента уже начал работать институт частных экспертов, существует ли он в России, повысились ли цены на рынке? Ушел ли рынок больше еще в черную сторону? Думаю, что вам много известно из того, о чем мы не станем говорить в прямом эфире?

ВИЛКОВ: Ничего с рынком не стало. Как покупали, так и покупают. Повысилась или нет - ничего мне не известно. Ведь теневой рынок составляет 20 миллиардов рублей в год только в России. Поэтому мы ставим вопрос перед МЭРТом - немедленно разработанные нами правила торговли предметами антиквара утвердить, для того чтобы создать условия и защитить как покупателя, так и продавца от возможной покупки краденых вещей, в том числе и подделок.

- Фактически, это возвращение экспертизы? Вернее, лицензирование или нет?

ВИЛКОВ: Нет, как раз мы так не ставим вопрос. Лицензирование было отменено в 2000, по-моему, году, но простые четкие правила должны быть. Вот, например, сейчас поставлены в одинаковые условия арт-дилеры и люди, которые имеют свои антикварные магазины, которые добивались их, они платят налоги, должны платить, а они в равных условиях. Что такое дилер - в одном углу купил, в другом продал.

- И за аренду помещения не платит?

ВИЛКОВ: Ну, конечно. Гигантские деньги идут. Поэтому, что он купил, никто ж не проверяет. Он не проверяет, фальшивку он купил, краденную ли вещь. Поэтому требуем правил. Это первое. Второе, то, что Роскультура отменила коммерческую экспертизу, в этом ничего плохого нет, это правильно, это соответствует международной практике. Да, собственно, и отменила-то у трех или четырех музеев, а крупные музеи как не проводили коммерческую экспертизу, так и не проводят. Музей Кремля и Эрмитаж никогда не проводили такой экспертизы. Поэтому здесь все нормально. Мы ставим так вопрос - ответственность за экспертизу должен нести конкретный эксперт, а не государственное учреждение. Вот почему Министерство культуры уже утвердило правило, порядок аттестации экспертов по культурным ценностям, который проводить будем мы. Сейчас готовится комиссия. Возможно, ее возглавлять буду я. Она будет проводить аттестацию экспертов и выдавать право проводить нормальную полноценную экспертизу, плюс обращаться к технической экспертизе - уже за деньги, а также отвечать за свою экспертизу. Это дает возможность зарабатывать деньги нормально даже людям, работающим в музее.


http://www.radiomayak.ru/tvp.html?id=48768

05.02.2007


Док. 458225
Перв. публик.: 05.02.07
Последн. ред.: 07.07.08
Число обращений: 386

  • Вилков Анатолий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``