В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Защита Рэдклифа - Вилкова Назад
Защита Рэдклифа - Вилкова
Как правильно купить произведение искусства? Специалисты рекомендуют оформлять сделку нотариально и обязательно проверить, не числится ли ваш шедевр среди украденных. На Западе коллекционеры обращаются в Art Loss Register, в России - к службе Росохранкультуры. Как это происходит на практике?

Покупая антикварную вещь в России, проверить ее "чистоту" можно в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Тут создана электронно-регистрационная поисково-автоматическая система (ЭРПАС). В ее базе содержится информация о пропавших культурных ценностях. Почти за десять лет работы накоплен уникальный опыт по поиску пропавших вещей. Первой возвращенной благодаря новой системе работой стал "Портрет художника Васина" кисти Кипренского, который был выставлен на аукционе Christie"s в 1996 году. Вообще, аукционные дома охотно сотрудничают со службой при Росохранкультуре, так как сами заинтересованы в том, чтобы оградить своих клиентов от неприятных разочарований. И, если вещи числятся в электронной базе как пропавшие, их снимают с аукциона. Очевидно, что ценности никуда не исчезают и рано или поздно обязательно всплывают на рынке. Иногда удается обнаружить работы, украденные двадцать и более лет назад. Так, недавно возвращена икона "Преображение Господне", пропавшая в 1957 году. Ее обнаружили в нью-йоркском антикварном магазине. Выяснилось, что из России ее когда-то вывез посол Мексики. На момент, когда пропажу нашли, законным владельцем оказалась вдова посла. После переговоров икона вернулась в Россию. Иная ситуация сложилась с портретом Александры Павловны, дочери Павла 1, пропавшим из Русского музея в годы войны и выставленным на продажу Sotheby"s. Покупатель обещал вернуть портрет, если ему выплатят начальную стоимость (нижний показатель эстимейта). Сотрудники службы отказались от роскошной дорогой рамы, нашли спонсора и выкупили картину. Еще одна история связана с "Портретом генерала П.И. Рокасовского" кисти Константина Маковского. Он пропал из Грозненского музея и был обнаружен при попытке продажи через Интернет. Что касается вывезенных из России ценностей, то здесь есть один важный нюанс. Как подчеркивает заместитель руководителя Федеральной службы Росохранкультуры А.И. Вилков, "произведения, проданные советским правительством в 1920-1930-х годах, считаются проданными официально, и об их поиске и возврате речь не идет".

Безусловно, в первую очередь работа службы направлена на возвращение пропавших шедевров государству. Тем не менее ее база может оказаться полезной и частному коллекционеру. Во-первых, с ее помощью можно проверить вещь перед покупкой. (Для этого достаточно написать заявление в Росохранкулътуру.) Во-вторых, сам коллекционер может поместить туда сведения о пропавшей вещи. Тогда его "потерю", наряду с другими произведениями, будут постоянно отслеживать эксперты. Для того чтобы занести в базу информацию, желательно иметь изображение вещи (а ее стоимость должна составлять не менее 1,5 тыс. долл.). Без фотографии поиски, как правило, не имеют смысла. При наличии хорошего изображения можно отследить и недорогую вещь. Однако иногда достаточно и просто полного описания. А что делать, когда украдена коллекция из 1000 монет." Если у них нет какого-то отличительного признака, то розыски ни к чему не приведут...

Аналогичные организации действуют и за рубежом. Например, компания Art Loss Register, созданная на средства и по инициативе крупнейших аукционных домов. Кроме того, Интерпол регулярно вывешивает на своем сайте списки разыскиваемых произведений. Но, во-первых, это закрытая для частных лиц информация. А во-вторых, Интерпол действует только на основе международного следственного поручения. Если такого поручения нет, то и информация на сайте не появится.

Джулиан Рэдклиф

Владелец компании The Art Loss Register

Мы начали работать в 1990 году. Суть нашей деятельности заключается в том, что мы собираем информацию о пропавших произведениях искусства и оказываем посильное участие в их возвращении законному владельцу. На сегодня в нашем списке 1 70 000 предметов, находящихся в розыске. Первый этап работы - получение информации от пострадавшей стороны и внесение ее в нашу базу. Для того чтобы найти пропавшую вещь, мы прежде всего изучаем каталоги всех главных аукционов мира. Если что-то находим, сообщаем об этом аукционному дому и просим снять предмет с продажи. А далее делаем все возможное, чтобы вернуть ценность владельцу. Вторая составляющая нашей ежедневной деятельности - оказание информационной помощи при совершении сделки (покупке или продаже). Это значит, что при желании одной из сторон мы можем проверить по нашей базе любой предмет. Обычно с подобным запросом обращается покупатель. Для частных лиц наши услуги платные (85 евро за один предмет), с полиции и страховых компаний мы денег не берем. Кроме того, всем желающим предлагается годовой доступ к нашей базе - это стоит гораздо дешевле (500 евро). То, как мы возвращаем вещь, зависит от конкретной ситуации, от страны и от людей, на данный момент владеющих вещью. Если, допустим, нынешние владельцы купили картину за рубль на рынке в Риге, они должны будут просто отдать ее. Если же они заплатили серьезные деньги и имеют на руках документы, подтверждающие сделку, деньги хозяевам обязан вернуть продавец. В случае его отказа дело передается в суд. Но чаще все решается мирным путем. В принципе мы выполняем посредническую роль. Обнаруживаем пропажу и указываем на нее. Для всего остального существуют полиция, суд и т.д. Вообще, взаимодействие с правительством и полицией - очень важный момент, во многом обеспечивающий успех нашей работы. Помимо Лондона у нас есть офисы в Нью-Йорке и Кельне. И за все время нашей деятельности мы нашли произведений искусства на сумму 90 млн. фунтов стерл. В России мы работаем всего около года, но и за этот небольшой срок успели кое-что сделать. Например, с нашей помощью были найдены морской пейзаж кисти Айвазовского и картина Василия Поленова. Здесь, в России, наша главная сегодняшняя задача - убедить российских коллекционеров и арт-дилеров проверять вещи при покупке/продаже и не работать с произведениями, имеющими сомнительный провенанс. Это всегда чревато неприятностями и финансовыми и моральными потерями. Можно ли считать, что работа, связанная с розыском произведений искусства, занятие романтическое? Я не согласен с такой точкой зрения, потому что для меня преступление, связанное с искусством, ничуть не романтичнее любого другого преступления. Ведь в его основе всегда лежит зло.

Анатолий Вилков

Зам. руководителя Федеральной службы Росохранкультуры

Одна из наших целей - помогать законным владельцам, восстанавливать их права на культурные ценности в случаях кражи или незаконного вывоза. Электронно-поисковая служба (ЭРПАС) создана в 1997 году. В ее базу внесены культурные ценности, похищенные за последние сорок лет, включая и те, что пропали в годы войны. В отличие от правоохранительных органов, нас не интересуют подробности кражи. Только само произведение, его изображение или очень хорошее описание, позволяющие вещь идентифицировать. К нам обращаются в обязательном порядке государственные учреждения, но мы охотно принимаем заявки и от частных лиц. Коллекционеры могут проверить вещь, которую собираются приобрести, а также внести в нашу базу сведения о своих пропажах. В этом случае наши эксперты смогут отслеживать появление вещей на рынке. Каждый день они просматривают каталоги крупнейших аукционов и интернет-сайты, торгующие антиквариатом. Процедура проверки бесплатная. Только за прошлый год мы возвратили более 1 50 художественных произведений и предметов культа, в том числе знаменитую икону "Богоматерь Одигитрия", украденную в 1 994 году. А за последние пять лет мы вернули более 5500 произведений на сумму 35 млн. долл.


Журнал "Антиквариат" No1, 2006 г.


Док. 458052
Перв. публик.: 27.01.06
Последн. ред.: 07.07.08
Число обращений: 415

  • Вилков Анатолий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``