В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Жилкомхоз - новая песня о главном`. Интервью депутата Государственной Думы Олега Наумова Назад
`Жилкомхоз - новая песня о главном`. Интервью депутата Государственной Думы Олега Наумова
Не так давно Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект о реформе жилищно-комунального хозяйства. О сути нового Закона рассказывает депутат Госдумы Олег Наумов.



- Олег Георгиевич, почему у нас так давно и так много говорят о необходимости реформы ЖКХ и так мало меняется на деле? Что или кто мешает?

- Реформа этой сферы идет, действительно, очень тяжело и этому есть объективные причины. Во-первых, любые радикальные изменения здесь сразу же вызывают страх у народа, поскольку люди очень боятся резкого и необоснованного роста цен на все виды коммунальных услуг. Если учесть, что в стране сегодня 40% населения живут за чертой бедности, то эти опасения понятны и объяснимы. Но, самое главное, наше коммунальное хозяйство, как отрасль экономики находится в чрезвычайно запущенном состоянии. Износ коммунальных сетей составляет 70%. Чтобы привести все это в нормальное состояние требуется около 80 млрд. рублей инвестиций. Где их взять? Ясно, что население из своего кармана не сможет профинансировать эти реформы. Деньги нужно искать у частного инвестора, нужно суметь заинтересовать его вкладывать средства в эту отрасль с выгодой для себя и для дела.

- Знаете, странно слышать, что кто-то из бизнесменов захочет вкладывать свои кровные в дырявые трубы, и текущие крыши. Какой смысл? Где тут выгода?

- Во всем мире коммунальное хозяйство -- весьма прибыльный бизнес, ведь население, как правило, аккуратный и честный партнер. Да и рынок этих услуг у нас, в России необъятен, он может вместить в себя огромное количество фирм, как конкурирующих между собой, так и работающих в одном направлении. Нужны Законы, которые бы позволили развиваться такому направлению в бизнесе и они будут приняты.

- Но откуда возьмется конкуренция в этой сфере, если ее никогда в жизни не было, да и кто реально может составить конкуренцию "Теплосетям", если трубы к дому идут только от них одних?

- Обязательно будет создана соответствующая нормативная база. А конкуренция даже сейчас есть там, где она родилась в последние годы естественным образом: в новостройках. Там жители знают, за что и кому платят и могут спросить за качество услуг. Постепенно, все коммунальные службы будут строить свою работу на тех же принципах. Что касается мощных естественных монополистов -- поставщиков электроэнергии, воды, тепла, то с их безмерными аппетитами можно бороться путем повсеместной установки счетчиков. Если народ научится сам учитывать потребленные блага - тепло и воду так же как привыкли вести учет электроэнергии, и будет сам заинтересован в строгом контроле, то постепенно фирмы монополисты будут вынуждены ликвидировать те огромные потери (до 30%) в сетях, за которые сегодня платит рядовой житель. Кроме этого, жители должны научится сами принимать решения, кого нанимать подрядчиком для вывоза мусора, починки крыши, ремонта внутридомовых сетей. Некоторые думают, что этого не произойдет никогда, ведь наши люди привы государственной казны за льготников в размере 13,8 млрд. рублей. Сохранена 50% льгота для ветеранов труда, правда, что касается членов их семей, то тут будут решать власти региона--распространять ли льготы и на них. Хотя, я считаю, что правильнее было бы узаконить заявительный принцип предоставления льгот, отменив все существующие виды льгот. Нет у человека денег на оплату жилья и коммунальных услуг, он приходит в соответствующие органы и заявляет о своей неспособности платить в полном объеме. Соответствующая комиссия, изучает условия жизни и финансовую состоятельность гражданина и решает этот вопрос. Ведь мы сегодня фактически умножаем несправедливость, ведь у нас есть весьма состоятельные ветераны труда. А при новом подходе они вряд ли пойдут просить 100 рублевую дотацию на квартиру. И эти деньги можно было бы направить на помощь действительно нуждающимся людям. Но, вообще, в проекте бюджета на 2003 год общая сумма бюджетных дотаций определена в размере 20,5 млрд. рублей. Она предназначена для дотирования ЖКХ и финансирования прав малоимущих граждан на получение адресных субсидий. Эти деньги будут носить целевой характер, а закон определять предельный объем средств, которые средняя семья может тратить на оплату жиль и коммунальных услуг. Депутаты считают, что эта сумма должна составлять не более 20% совокупного дохода семьи. При отсутствии денег гражданин может обратиться в местные органы власти, с просьбой о предоставлении жилья меньшей площади.

- От 100 процентной оплаты жилья законодатели, слава Богу, отказались. Испугались гнева народного?

- Да, отказались по причине, о которой я говорил выше - у нас бедное население и мы пока не можем пойти на этот шаг. Направление взято другое: от выплаты дотаций коммунальному хозяйству мы будем переходить к выплате адресных жилищных субсидий гражданам. Переход на адресные субсидии должен произойти в 2005 году и для этого надо будет создать систему персональных счетов для выплаты компенсаций.

- Будут ли выселять из квартиры за неуплату?

- Этот пункт из законопроекта удален. Хотя, насколько мне известно, в некоторых городах коммунальщики успешно боролись с неплательщиками, через суд добиваясь выселения в менее комфортабельное жилье. Это положение сохранялось в Законодательстве с советских времен и служило мерой устрашения, хотя лишь в крайних случаях применялась на практике. Теперь ее не существует как таковой. Возможно, это лишь увеличит число людей, принципиально не платящих за жилье. Как с ними будем бороться, покажет жизнь.

- В чем основные принципы реформы ЖКХ, которыми власть не поступится ни при каких обстоятельствах?

- Государство утверждает лишь тарифы на электроэнергию и на газ. А цены на коммунальные услуги определяют местные власти. По новому закону центральная власть будет формировать основы ценообразования для тарифов коммунального хозяйства. И местные власти будут действовать в рамках этих правил. При таком подходе резкого роста цен удастся избежать. Задача сегодня стоит такая: решать проблемы коммунального хозяйства не повышая издержки, а, наоборот, снижая их. Внедрять новые технологии, внимательно следить за тарифами монополий и регулировать их законодательным путем. Власть отлично понимает, что невозможно реформировать систему коммунального хозяйства, перекладывая тяжесть этих перемен на народ. Постепенно будет внедрен принцип: богатые платят 100%, бедные получают дотации от государства.




"Комсомольская правда" в Оренбуржье"
12 декабря 2002 г.
http://olegnaumov.ru/index/sitemenu/otziv/91

Док. 457981
Перв. публик.: 12.12.02
Последн. ред.: 07.07.08
Число обращений: 275

  • Наумов Олег Георгиевич
  • Наумов Олег Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``