В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Чечня - наша незаживающая рана`. Интервью депутата Государственной Думы Олега Наумова Назад
Чечня - наша незаживающая рана`. Интервью депутата Государственной Думы Олега Наумова
На прошлой неделе во французском городе Страсбурге завершилась очередная сессия Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). В составе российской делегации на ней присутствовал заместитель председателя комитета по международным делам Олег Наумов, депутат Государственной Думы от Оренбурга. Сегодня Олег Георгиевич отвечает на наши вопросы.



- Накануне сессии ПАСЕ атмосфера вокруг ситуации в Ираке, да и по поводу проведения референдума в Чечне была достаточно непростой. Отразилось ли это на ходе самой сессии?

- Обстановка на сессии ПАСЕ была, как и обычно, деловой и конструктивной. Всегда бывает, что некоторые вопросы волнуют депутатов особенно сильно и вокруг них ведутся наиболее активные дискуссии и даже споры, но это для нас привычная, рабочая ситуация. Так было и в этот раз. На сессию было вынесено ряд вопросов, очень острых, которые обсуждались эмоционально, я бы даже сказал, бурно. К таким, конечно же, можно отнести ситуацию вокруг Ирака. Этот вопрос был вынесен на заседание ассамблеи как срочный и не терпящий отлагательств. И, как всегда, в центре внимания оставался вопрос о положении в Чечне и о готовящемся там референдуме о принятии новой Конституции.
Большой интерес вызвала тема о свободе выражения мнений в европейских средствах массовой информации. Были и другие проблемы, может быть, не столь популярные у широкой публики, но очень важные для жизни многих государств. Назову некоторые из них. Очень важна была дискуссия об окружающей среде в Европе. Загрязнение морей, глобализация и устойчивое развитие европейских стран, выполнение решения всемирного саммита по устойчивому развитию - все это принципиальные и очень серьезные проблемы, от грамотного решения которых зависит будущее всего европейского континента.
Как правило, на сессию ПАСЕ приглашают некоторых государственных руководителей для того, чтобы выслушать их мнение по поводу процесса сотрудничества между европейскими странами. На этот раз в качестве докладчиков выступили премьер-министр Турции, Президент Австрии, премьер-министр Мальты.

- Олег Георгиевич, расскажите, пожалуйста, о том, как проходила дискуссия по Ираку, ведь мнения на этот счет полярно противоположны?

- Действительно, в Европе существует две точки зрения на ситуацию вокруг Ирака. Ряд восточноевропейских стран, в их числе Венгрия, Польша, Чехия, а также традиционный партнер Америки Англия, целиком и полностью поддерживают и разделяют позицию США.
Другая точка зрения, которой придерживаются большинство стран Европы, совпадает с позицией России. Суть ее такова: Да, действительно, причиной неослабевающей напряженности в ближневосточном регионе является политика Саддама Хуссейна. Он - диктатор, агрессор. Он нетерпимо относится к национальным меньшинствам и оппозиции. Он продолжает накапливать оружие массового уничтожения и оказывать помощь международному терроризму, тем самым неся прямую угрозу всему миру. Подобный режим должен, безусловно, подвергаться жесткой критике и политическому давлению со стороны цивилизованных государств. Но, при всем неприятии режима Хуссейна, применять против этой страны вооруженную силу может только Совет Безопасности ООН, а отнюдь не одно государство, пусть даже такое могущественное, как США. Любой другой подход в решении этого вопроса будет означать подрыв авторитета международных организаций, ослабление всей системы безопасности в мире.

- Для россиян интересен и важен результат дискуссии по проблеме Чечни. Каковы ее итоги?

- Основные дебаты развернулись по вопросу проведения Референдума о принятии конституции Чечни. Абсолютное большинство депутатов ПАСЕ считают, что провести Референдум в указанные сроки, то есть в марте, нереально, так как для этого нет необходимых условий. Ассамблея ПАСЕ эти условия сформулировала, и они мне кажутся разумными и правильными как с точки зрения здравого смысла, так и учитывая задачи, которые мы хотим решить Референдумом.
Ассамблея призывает власти Российской Федерации и Чеченской республики сократить численность объединенной вооруженной группировки и использовать ее исключительно в военных операциях, предоставив возможность правоохранительным органам самой Чеченской Республики осуществлять свою деятельность. Необходимо обеспечить формирование большего числа отрядов милиции смешанного этнического состава для защиты правопорядка, а также их обучение борьбе с терроризмом и защите прав человека. В Чечне необходимо усилить независимость и эффективность судебных органов, активно и целенаправленно проводить расследования, исключить проволочки в проведении судебных разбирательств в отношении подозреваемых и стремиться к принятию более мотивированных решений. Важно перекрыть каналы поступления оружия чеченским боевикам и способствовать добровольной сдаче ими оружия. Что же касается непосредственно Референдума, то и здесь следует принять необходимые меры для его проведения. Главное - обеспечить адекватный уровень общественной безопасности для всех лиц на территории Чеченской Республики до и во время проведения Референдума. Составить открытый и точный список избирателей, включающий всех жителей Чечни, имеющих право участвовать в Референдуме, вне зависимости от того, где они проживают в настоящее время. Под определенным нажимом российской делегации некоторые положения Резолюции ПАСЕ по Чечне удалось сгладить.
Скажу прямо: моя позиция, в отличие от официальной позиции нашей делегации, заключается в том, что я выступаю за перенос сроков проведения референдума в Чечне, поскольку в нынешнем виде Референдум не приближает, а, наоборот, отдаляет решение конфликта в Чечне. И мои аргументы сходны с теми, которые выдвигались ПАСЕ - в Чечне нет пока условий для точного и честного выявления волеизъявления граждан. Дело в том, что нынешний руководитель республики Кадыров представляет лишь часть народа Чечни. Имея власть и соответствующие рычаги, он сумеет провести Референдум так, как ему это будет удобно. Но с точки зрения стабилизации ситуации в Чечне, этот шаг не кажется мне правильным. Нынешняя власть не вызывает доверие, хотя бы потому, что огромные деньги, направляемые в Чечню из бюджета, пропадают там, как в бездонной бочке. Замечу, что истраченные средства уже в полтора раза превышают весь бюджет Оренбургской области. Счетная палата РФ выявила в республике массу злоупотреблений, примеров нецелевого использования средств, да и прямого воровства! Нет сомнений, что подобная система восторжествует как на самом Референдуме, так и в системе власти после него. Для нас гораздо важнее окончательно завершить весь конфликт. Народ должен самостоятельно придти к единственно верному решению о возвращении к мирной жизни и деньги, которые сегодня выделяет каждый гражданин России, в том числе и житель Оренбургской области, должны идти на реальное восстановление мирной жизни в этом регионе.

- К какому мнению пришли депутаты ПАСЕ относительно свободы выражений мнений в СМИ? Насколько эта проблематика сегодня актуальна для нас?

- Эти проблемы существуют во многих странах Европы. Вопрос концентрации средств массовой информации в одних руках сегодня волнует многих. Здесь корни и другой не менее важной темы - свободы выражения мнений журналистами. Здесь есть несколько уровней. Скажем, в районных газетах действительно существует определенное ограничение со свободой мнений. Не секрет, что все районные газеты материально зависят от своих администраций и поэтому не могут выражать иного мнения, чем мнение своих прямых благодетелей. Говорить о приходе частного капитала в этот сектор не приходится, поскольку пока это экономически не выгодно. Так что плюрализма мнений здесь пока нет.
Другое состояние дел на областном уровне. Здесь монополия местной власти уже разрушена. Существуют независимые газеты, телеканалы, радио, часто конкурирующие между собой за потребителя, излагающие различные точки зрения на ситуацию в регионе. Но остается актуальным вопрос расходования бюджетных средств для поддержки того или иного телеканала или печатного издания. Например, для ретрансляции канала "Культура" на Оренбургскую область у местной власти не нашлось денег, но одновременно выделена значительная сумма на развитие телевещания, полностью подконтрольного администрации.
Это говорит о том, что эффективность контроля за расходованием бюджетных средств недостаточна и требует пристального внимания законодателей. Но в целом, можно сказать, что ситуация в области СМИ в нашей стране не самая худшая, и при постоянном контроле со стороны общественности она вполне способна развиваться в демократическом русле.



"Оренбургский курьер"
6 февраля 2003 г.
http://olegnaumov.ru/index/sitemenu/otziv/95

Док. 457969
Перв. публик.: 06.02.03
Последн. ред.: 07.07.08
Число обращений: 267

  • Наумов Олег Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``