В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Торговать в условиях ажиотажного спроса - особого ума не надо`. Интервью Олега Наумова Назад
`Торговать в условиях ажиотажного спроса - особого ума не надо`. Интервью Олега Наумова
Олег Наумов больше известен как политик, чем как менеджер. В 90-е гг. он возглавлял региональную ячейку партии "Демократический выбор России", был депутатом Госдумы от СПС, занял 2-е место на выборах в губернаторы Оренбургской области.
Расставшись с депутатским мандатом, Наумов вернулся в крупный автоторговый холдинг "Рольф", откуда уходил в Думу третьего созыва. Он возглавил компанию "Рольф Эстейт", которая управляет недвижимостью холдинга. Но бросать общественную работу Наумов не собирается. В мае он был избран президентом Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД), объединяющей более 60 крупнейших продавцов автомобилей. Наумов не обещает коллегам по цеху каких-то сверхъестественных лоббистских побед: он нацелен на мелкие улучшения, которые облегчат жизнь автоторговцам, - например, он считает реальным возродить практику постановки автомобиля на учет по месту покупки.


- Какие практические вопросы в состоянии решить РОАД?
- Ассоциация была создана, когда автомобильный рынок только зарождался. И вы понимаете, откуда приходили многие дилеры тех лет. Долгое время основной проблемой было вытеснение серых дилеров. Как депутат Госдумы, я способствовал этому путем законотворческих инициатив. Например, с подачи РОАД мы внесли поправки в законодательство о техническом регулировании, согласно которым автомобильный импортер должен иметь нотариально заверенную копию сертификата (точнее, одобрения) типа транспортного средства, который выдает своим официальным партнерам производитель. А до этого существовала практика работы просто по нелегально распространяемым ксерокопиям [сертификатов], что создавало возможности для бесконтрольного ввоза автомобильной техники и благоприятствовало развитию серого рынка. В сотрудничестве с ГТК и комитетом автопроизводителей Европейского делового клуба ассоциация ввела так называемый зеленый коридор для уполномоченных импортеров. Это упростило таможенное оформление официально поставляемых в РФ новых иномарок и вынудило серых импортеров проходить ценовой контроль, исключающий ввоз машин по заниженным ценам. Это устранило одну из проблем для членов РОАД - нечестную ценовую конкуренцию со стороны серых поставщиков.
Актуальная проблема для дилеров - выделение земли. Чтобы строить современные дилерские центры, отвечающие требованиям производителей, [дилерам] нужны участки на ключевых трассах. Возможно, на каких-то льготных условиях. Ведь одно дело, когда участок предназначен под строительство многоэтажного дома, а другое - под дилерский центр, в большинстве случаев одноэтажный. За землю под жилье девелоперы могут заплатить огромные суммы, они понимают, что они завтра все свое вернут, мы такие расценки не потянем.

- Но ведь строителей жилья и дилеров интересуют разные участки.
- Нашими конкурентами являются и те девелоперы, которые получают участки под универсальные торговые или офисные центры.

- С помощью каких аргументов вы будете убеждать чиновников давать дилерам участки на льготных условиях?
- Любая нормальная власть заинтересована в том, чтобы город развивался прогнозируемо и торговые предприятия в нем появлялись не стихийно, а по некоторой схеме. В Москве городские власти пытались реализовать программу по выделению участков для автотехцентров. Но никто из крупных дилеров в ней участвовать не мог. Проблема была в том, что город предлагал очень маленькие участки, площадью до 0,6 га, больше подходившие для заправок или автомоек. А автоконцерны требуют, чтобы дилерский центр занимал участок не меньше 1 га.
Во многих региональных городах развитие авторынка только начинается. Например, в Уфе нет центров, отвечающих требованиям производителя. Понятно, что дилеры, желающие продавать иномарки, будут такие центры строить. Для властей же лучше, если такие комплексы будут собраны на одной территории, в некой "дилерской деревне". Это и в интересах потребителя. Для человека, собирающегося покупать автомобиль, удобнее приехать по одному адресу, где он сможет сразу посмотреть много марок, сравнить и выбрать самое интересное для себя. В Санкт-Петербурге эту идею приняли. Власти определили несколько площадок, где будут предлагать дилерам землю. Например, по Пулковскому шоссе, в сторону аэропорта, где уже есть 3-4 дилерских центра, на Выборгском и Приморском шоссе.

- На решении каких проблем вы сосредоточитесь в первую очередь?
- В течение года мы попытаемся решить две наиболее острые для дилеров проблемы. Первая - постановка автомобилей на учет в автосалонах. В Москве такой порядок существовал, но потом решением руководителя ГУВД Владимира Пронина его отменили. Мы проводим встречи в министерствах, чтобы убедить чиновников в необходимости возобновления этой практики в масштабах страны. И встречаем довольно много сторонников.
Вторая проблема - разрешение на проведение техосмотров в сервисных центрах дилеров. Мы стремимся к тому, чтобы человек, купивший автомобиль у дилера, мог в этом центре решать все вопросы, связанные с эксплуатацией. Правда, добиться решения проводить техосмотр будет сложнее, чем получить право регистрировать автомобили. Здесь потребуется внести поправки в законодательство. Это более долгий путь, но мы уже сейчас встречаем понимание со стороны чиновников. Многие соглашаются с тем, что в торгово-технических центрах дилеров есть все необходимое для проведения техосмотра.
Мы видим и другие проблемы, которые нужно решать. Например, получение дилерских номеров. В европейских странах давно существует практика, когда на машину, находящуюся в автосалоне, вешают специальные временные номера, чтобы можно было проводить тест-драйвы, перегонять автомобиль из салона в салон. Российским дилерам это очень облегчило бы жизнь. Но для решения этой проблемы необходимо провести серьезную юридическую работу, что займет немало времени.
Важным для дилеров является вопрос об усилении ответственности производителя за качество товара. Это очень тонкий момент. С одной стороны, логично, что при возникновении проблемы покупатель приходит к тому, кто продал ему автомобиль. Дилер связывается с производителем, и тот определяет, каким образом реагировать. Но в России были случаи, когда покупатель, если его что-то не устраивает в качестве, идет с иском к дилеру. Но за качество оригинального изделия отвечает производитель, и судебные претензии должны предъявляться к нему.
Мы также хотели бы добиться того, чтобы в законодательство о защите прав потребителей была внесена поправка, предусматривающая, что расторжение договора купли-продажи технически сложных товаров должно проводиться только при существенных недостатках. То есть чтобы покупатель мог требовать возврата денег при дефектах, делающих невозможной эксплуатацию автомобиля. При других недостатках автомобиль должен быть отремонтирован.

- Но ведь в прошлом году такую поправку подготовило антимонопольное ведомство, и она была одобрена правительством...
- Эти поправки еще окончательно не приняли форму закона, и мы держим этот вопрос на контроле.

- РОАД намерена бороться за "ослабление диктата производителя". То есть требования, которые автоконцерны предъявляют к продавцам автомобилей, кажутся вам чрезмерными?
- У каждого производителя свой набор требований к дилерам. Есть такие, которые замучают дилера при строительстве центра требованиями по качеству материалов, расцветкам и т. п. При этом не все автоконцерны хорошо понимают специфику российского рынка, хотя бы наши погодные условия. Жесткость в стандартах и нежелание вступать в диалог были объяснимы на этапе формирования автомобильного рынка, когда даже в Москве не было нормальных дилерских центров. Сейчас в России работают торгово-технические комплексы, не уступающие по уровню европейским. Но нужны усилия не каждой отдельной компании, а российского дилерского сообщества, чтобы производитель больше прислушивался к доводам своих партнеров.

- Вы говорили, что долгие годы основной задачей для РОАД была борьба с серыми дилерами. Победа близка?
- Автомобильный рынок в Москве и Санкт-Петербурге приближается к европейскому уровню. Серые дилеры здесь еще, конечно, есть, но они существуют во всем мире, особенно в части ремонта и продажи запчастей. Острота этой проблемы во многом снята.

- Обсуждаются ли внутри ассоциации вопросы ценообразования, например соблюдение единой цены?
- Нет, этот вопрос целиком на контроле производителя и его дилеров по каждой отдельной марке.

- Но, например, дилеры "АвтоВАЗа" пытаются сами контролировать ценовую ситуацию: отслеживают тех, кто продает машины дешевле положенного, и пытаются лишить их квот на получение автомобилей.
- "АвтоВАЗ" не имеет должного контроля над своей дилерской сетью, он выпустил этот вопрос из своих рук. Такая ситуация говорит о том, что рынок вазовских автомобилей еще в полустихийном состоянии. Уже есть ряд дилерских компаний, цивилизованно работающих с вазовской продукцией, но в целом заводу еще потребуется много усилий и времени, чтобы навести порядок.

- Договариваются ли дилеры о разделе "сфер влияния"? Например, чтобы рядом не строились автосалоны конкурирующих марок?
- Не думаю, что этот вопрос вообще так ставится. За соблюдением интересов дилеров одной марки следит сам производитель. В существовании рядом дилерских центров разных "брэндов", пусть и конкурирующих в отдельных нишах, больше плюсов, чем минусов. Такое место более привлекательно для клиента. Иначе никто не захотел бы строиться на раскрученной территории.

- У большинства крупных дилеров есть планы по открытию новых центров в Москве. Через какое время на столичном рынке не останется места для роста?
- Ну я думаю, еще года два-три будет куда расти. Потом, на мой взгляд, дилеры активно пойдут в регионы. Сначала в Подмосковье, потом в города-миллионники и дальше.

- То есть рост будет за счет регионов, а не за счет поглощений?
- Пока поглощения - это единичные случаи. Но если на рынке возникнет кризисная ситуация, этот процесс будет очень бурным. Слабые могут не справиться.

- Вы имеете в виду общий экономический кризис или кризис спроса на автомобильном рынке?
- Какую-то масштабную проблему. Скажем, финансовый кризис или нефтяной кризис. В подобной ситуации выдержат только наиболее продвинутые, которые думают не только о том, чтобы сегодня продать побольше машин. Торговать в условиях ажиотажного спроса, какой есть сейчас, - особого ума не надо. К сожалению, еще не все задумываются о том, как профессионально работать с клиентами, как сокращать очереди, в том числе на техобслуживание, быстро доставлять запчасти и т. д. В будущем на рынке останутся те, кто сегодня вкладывает деньги в качество сервиса, в обучение персонала.
Рано или поздно Россия вряд ли избежит кризисного состояния, в силу того что в нашей стране слабо занимаются реструктуризацией экономики. Ничто не готово к тому, что в недалекой перспективе цены на нефть могут упасть.

- Но, как я понимаю, вы не ждете этого кризиса в ближайшее время?
- Года два у нас скорее всего еще остается.

- Обсуждают ли участники РОАД методики повышения продаж, обучения персонала?
- Нет. Есть общие интересы всех дилеров, а есть вопросы конкурентоспособности каждой отдельной компании. Это как раз технологии стимулирования продаж, подготовки персонала и т. п. Здесь, как говорится, каждый сам за себя.
Ассоциация решает только общие вопросы. Например, сейчас планируем провести исследование рынка труда, чтобы понять, как оценивается работа разных специалистов.

- То есть чтобы не платить персоналу больше, чем предприятия других отраслей?
- Чтобы серьезно не переплачивать. Дилеры - не благотворительная организация, должны жить по законам рынка. В том числе и рынка трудового.

- Планируете ли вы возвращаться к активной политической деятельности - баллотироваться в Госдуму или вновь претендовать на пост губернатора Оренбургской области?
- Я планирую баллотироваться в губернаторы Оренбургской области на следующих выборах (через 4,5 года. - "Ведомости"), но уже как независимый кандидат. Я принял решение выйти из СПС. Мы создавали эту партию из девяти организаций как первый шаг к объединению демократических сил. Предполагалось, что вокруг СПС пойдет дальнейшее объединение демократов. Вместо этого мы видим постепенный переход к замкнутости, внутренним разборкам. Никто не будет объединяться с партией, в которой хозяйничает один Чубайс. Мы создавали СПС как партию развития рыночных отношений, обеспечивающих социальную защищенность. На деле в глазах избирателей стали партией, существующей на деньги олигархов и отстаивающей интересы олигархов, которые не дают развиваться нормальному бизнесу.
Я смог в этом убедиться год назад, когда мы начали кампанию против монополии, ухода от налогов, диктата цен со стороны ТНК в Оренбургской области. Лидеры партии поправили: нельзя это делать от имени СПС. И членство в СПС не помогло, а помешало мне в предвыборной борьбе.

БИОГРАФИЯ
Олег Наумов родился 17 декабря 1953 г. в Оренбурге. Закончил исторический факультет Оренбургского пединститута. Преподавал историю в вузах Ставрополя. Кандидат социологических наук. В 1994 г. возглавил региональную организацию партии "Демократический выбор России". В 1997 г. пришел на работу в компанию "Рольф", дистрибьютора Mitsubishi Motors В декабре 1999 г., оставив пост вице-президента "Рольфа", избран депутатом Госдумы третьего созыва по общефедеральному списку Союза правых сил. В 2003 г. баллотировался на пост губернатора Оренбургской области, но проиграл действующему главе региона Алексею Чернышеву. Сейчас Наумов - генеральный директор компании "Рольф Эстейт", занимающейся строительством дилерских центров холдинга "Рольф" и управлением недвижимостью холдинга. В мае 2004 г. избран президентом Российской ассоциации автомобильных дилеров.



Елена Виноградова
"Ведомости"
27 июля 2004 г.
http://olegnaumov.ru/index/sitemenu/otziv/99

Док. 457961
Перв. публик.: 27.07.04
Последн. ред.: 07.07.08
Число обращений: 242

  • Наумов Олег Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``