В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Звагельский: Минэкономразвития РФ затягивает отмену региональных квот на крепкий алкоголь Назад
Виктор Звагельский: Минэкономразвития РФ затягивает отмену региональных квот на крепкий алкоголь
Масштабы государственного регулирования на водочном рынке специалисты называют гипертрофированными. Акцизы, региональные марки, система штрих-кодирования не столько гарантируют качество водки, сколько препятствуют ее продвижению внутри страны. Основатели водочной артели "Ять" сетуют на чинимые местными властями препоны в распространении продукции нового бренда в регионах.

"Водка - не символ, а деньги"

"Многие стали забывать, что водка - это наша гордость, национальный напиток, - считает председатель водочной артели "Ятъ" Леонид Вигдорович. - Если спросить любого иностранца о России, первое, что он скажет: водка, медведь, Красная площадь, матрешка... Но водка сегодня не просто символ - это инструмент получения денег в региональные бюджеты".

Положение, когда качественную водку продавать в регионе считается незаконным, Вигдорович назвал нонсенсом, ведь любой производитель, желающий получить разрешение на маркировку у властей субъекта РФ, уже имеет лицензию, полученную в Министерстве по налогам и сборам. "Почему в регионах проводится повышенная проверка качества именно водки? Почему так тщательно не проверяется колбаса? Механизм государственного регулирования создал реальную проблему продвижения товаров. Мне кажется, времена Госплана и социалистической экономики прошли. Как-то иначе надо..."

Производитель, желающий освоить регион, должен заручиться согласием местных властей, чтобы разместить продукцию на акцизном складе. В противном случае производителю предлагается учредить собственный акцизный склад в данном регионе опять же с одобрения субъекта РФ. Получение штрих-кода - процесс не менее утомительный: заявление в налоговую инспекцию принимается только при условии наличия региональной марки. Процедура, со слов представителей артели "Ять, занимает, как минимум, две недели. Такая ситуация не устраивает производителей. "Наверное, заниматься разделением акцизов по регионам очень почетно, но почему мы должны это делать? - изумляется Леонид Вигдорович. - Создание акцизных складов, региональная маркировка и система штрих-кодирования - все это битва за деньги. А отсюда коррупция, взятки и усиление криминализации рынка". И предлагает отменить маркировку, мотивируя тем, что "нам все равно, куда платить налоги". Тогда, мол, вместо 10 тысяч человек, работающих в системе государственного регулирования, можно оставить двух - инспектора и кладовщика. Остальные займутся "другими полезными для себя и страны делами".

"Там не знают слова "марка"...

"Давление на производителя проходит под знаменем борьбы с нелегальной водкой, - подливает масла в огонь сопредседатель водочной артели "Ятъ" Виктор Звагельский, - но, отъехав от Москвы на пару километров, вы сможете купить за двенадцать рублей в палатке бутылку водки, о качестве которой и говорить не стоит. Там не знают слов "марка", "этикетка"... А потом подсчитывают, сколько людей отравились, составляют статистику и снова затевают борьбу.... Между тем от легальной водки мало кто отравился. Если пить в меру. А региональная марка никакого качества не гарантирует - все это лобби распределителей квот".

Еще раз добрым словом вспоминает колбасу председатель Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин: "До 30 процентов водочного рынка составляет теневой сектор. А если взять рынок колбасы или мыла - ужасающие цифры могут получиться". Он называет положение отечественных производителей удручающим. "Спирт как простейшее вещество в домашних условиях может произвести любой школьник. Производство алкогольных напитков не связано с огромными затратами, потому в этой отрасли необходимо грамотное государственное регулирование. Раньше регионы были заинтересованы в продаже водки, сегодня же наблюдается такое явление, как сепаратизм регионов. В Краснодарском, Хабаровском краях, Татарстане, Ярославской области и ряде других субъектов России местные власти строго ограничили ввоз водки из других регионов. В стране 450 ликероводочных заводов. Борьба за потребителя принимает форму кампании, выходящей за рамки законодательства. Лоббирование интересов местных производителей привело к тому, что свободной конкуренции уже не существует".

По мнению Национальной алкогольной ассоциации, пора отменить региональную маркировку как рудимент. Тем более что она достаточно легко подделывается. Проблема в том, что наряду с новыми механизмами защиты алкогольной продукции действуют и старые. Минэкономразвития выступает за отмену квот, но тем не менее затягивает процесс так, что многие предприятия вынуждены простаивать. А это оборачивается серьезными убытками. Но специалисты не теряют надежды, что в ходе административной реформы проблема будет решена. "Государственное регулирование непременно должно быть, иначе этот рынок будет напоминать рынок пива, которое можно купить в любом ларьке у детских садов и школ", пишут "Куранты".


19.02.2004

http://www.torgrus.com/news/5030.html






Док. 457892
Перв. публик.: 19.02.04
Последн. ред.: 07.07.08
Число обращений: 297

  • Звагельский Виктор Фридрихович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``