В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Бузгалин. Венесуэла после референдума: социалистические интенции сохраняются Назад
Александр Бузгалин. Венесуэла после референдума: социалистические интенции сохраняются
Автору этой короткой заметки довелось побывать в Венесуэле в самый горячий месяц подготовки к референдуму по Конституционной реформе и через пару месяцев после него.

Как известно, на референдум выносился ряд социальных вопросов, вопросов культурного и политического плана. Одним из наиболее острых было предложение о снятии ограничения в 2 срока для президента. Как известно, сторонники Чавеса проиграли всего 1,5 % и признали свое поражение. Признали спокойно, без попыток подтасовать цифры, без разборок, но с анализом причин поражения.

Об этом референдуме и подготовке к нему я уже писал, поэтому несколько слов о современной ситуации.

Она продолжает оставаться крайне противоречивой. В экономике продолжается рост (во многом он по-прежнему обусловлен высокими ценами на нефть, дающую до половины национального дохода Венесуэлы). Социальные проблемы (в сфере образования, медицины, жилья и т.п. в целом продолжают решаться в пользу трудящихся. Создаются и развиваются сети бесплатных школ и медицинских учреждений, растет число государственных университетов, сделаны первые шаги по строительству относительно дешевого качественного жилья и т.п. Однако в основе своей венесуэльская экономика остается рыночной. В не-сырьевых отраслях доминирует частный сектор. Уровень социальной поляризации остается выше, чем в скандинавских странах.

В политико-идеологической сфере президент Чавес по-прежнему пользуется авторитетом у большинства граждан, но это не слепой авторитет, что показали итоги референдума (причина проигрыша была в том, что часть сторонников Чавеса не пришла голосовать, критично относясь к тем или иным до конца не продуманным и тщательно не обсужденным аспектам реформы). В стране идет ускоренное создание объединенной социалистической партии, причем этот процесс содержит как действительно демократические, так и бюрократические элементы. Роль Чавеса как единоличного лидера партии по сути дела уже признана. При этом, однако, никто не пытается создать в стране однопартийную систему: и оппозиционные, и "старые" левые партии сохраняют свою роль в политической системе.

Что касается строительства социализма, то здесь пока делаются только первые шаги. Много споров, много обсуждений, практические шаги пока только планируются, хотя социалистических лозунгов уже сейчас много. Впрочем, необходимость продумать всерьез, что и как именно нужно делать в 21 веке, чтобы идти к социализму очевидна и отсутствие спешки с практическими шагами говорит скорее в пользу Чавеса.

В Венесуэле велик интерес к опыту СССР, причем как негативному, так и позитивному. Венесуэльцы не хотят повторять наших ошибок, но рады перенимать действительные достижения.

В стране по-прежнему сильны анти- и не- социалистические настроения. Первые представлены оппозицией, вторые - большинством "рядовых" граждан, чьи интересы далеки от социалистических идеалов и по-прежнему формируются стандартами американизированного "общества потребления". И это, пожалуй, самая сложная проблема, которую предстоит решать сторонникам социализма в Венесуэле.

В заключение хочу обратиться ко всем россиянам, сочувствующим начавшемуся процессу выращивания ростков социализма в Венесуэле с предложением принять участие в подготовке конструктивных рекомендаций, самокритично оценивающих наш опыт.



А.Бузгалин
2008-04-15
http://www.alternativy.ru/ru/node/604

Док. 457751
Перв. публик.: 15.04.08
Последн. ред.: 06.07.08
Число обращений: 200

  • Бузгалин Александр Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``