В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Бузгалин. Лекция в Центре Миранды Назад
Александр Бузгалин. Лекция в Центре Миранды
Я очень благодарен за приглашение, возможность разделить с вами наши проблемы и наши достижения. Сторонники социализма, сторонники жизни, организации общества в интересах людей сегодня с большим вниманием смотрят на Венесуэлу. Венесуэла стала очень важна для нас. Ваши успехи и ваши проблемы - дело не только венесуэльцев. Это то, что важно для прогрессивных людей во всем мире. И это не преувеличение, это не красивые слова. Ваша страна, конечно, по-своему идет в будущее, но есть общие закономерности и общие проблемы, которые можно и нужно решать всем вместе. Есть опасные тенденции, которые погубили Советский Союз и которые отчасти уже наблюдаются в Венесуэле. Есть и достижения СССР, которые у вас реализуются лучше, чем у нас. Тем важнее не повторять наших ошибок и использовать наши достижения. Но использовать, конечно же, творчески. Прошло много десятилетий, у вас другая страна, и повторить ничего нельзя. Но научиться на уроках СССР можно. Полвека назад граждане любой страны мира, говорившие о социализме, хорошо знали историю Советского Союза. Сейчас ситуация изменилась не потому, что вы не хотите знать про СССР, а потому что объективно время другое. Поэтому я очень коротко напомню - что же было в СССР в XX веке. История социализма в нашей стране началась в 1917 г., когда произошла по-настоящему сложная талантливая, кровавая революция. Попытки движения к социализму вызвали гражданскую войну, которая продолжалась до 1924 г., почти 7 лет. Что из себя представляла наша страна после революции и гражданской войны? 80% населения - крестьяне, подавляющее большинство из них безграмотны. Промышленных рабочих в лучшем случае 5%. Значительная часть так называемой элитной интеллигенции испугалась и эмигрировала из нашей страны. К чему пришел Советский Союз спустя 50-60 лет, к 70-м годам, когда наша страна находилась в развитом состоянии. Это была вторая сверхдержава мира, которая опережала по объемам производства, по потенциалу военному, научному, образовательному все станы мира кроме США. Эта страна была связана с третью человечества, которая тоже собиралась строить социализм. Мы гордились, что первым человеком в космосе был советский человек Юрий Гагарин. Мы гордились, что страна, которая 50 лет назад была абсолютно безграмотной, стала занимать одно из первых мест по уровню образования. Мы много чем гордились, но у нас было и много трагедий в нашей истории, за которые нам до сих пор стыдно перед человечеством. Это чудовищный террор по отношению к своим же собственным гражданам в сталинские времена, миллионы репрессированных людей, многих расстреляли в тюрьмах НКВД. Это засилье тупой пропаганды, лозунгов, восхваляющих вождей на каждом углу в каждом городе. Это в противоположность высокому уровню образования и культуры недостаток элементарных продуктов питания и модной одежды. Закончилось все это в 1991 г. с распадом страны, которая рассыпалась как карточный домик, не оставив на первый взгляд никаких следов социализма. Почему это произошло? Почему были такие блестящие достижения и такие чудовищные противоречия? У нас мало времени, поэтому я буду говорить схематично и прошу прощения за это. Но надеюсь, что в дальнейшем мы проведем специальную исследовательскую программу и, может быть, серию лекций, посвященных нашему опыту, нашим ошибкам и нашим достижениям.

Начну с маленького вступления. Советский Союз начался с революции 1917 г. в Российской империи, стране с огромными противоречиями в условиях первой мировой войны. Потом в нашей стране более 4 лет продолжалась гражданская война. На протяжении более 70 лет существования наша страна прошла через ряд войн, из которых одна - Вторая мировая - была просто чудовищной. Слава богу, что вы не очень представляете себе, что такое, когда большая часть страны абсолютно разрушена и более 20 миллионов человек убиты. Чем же характеризовалась эта история? Мы начали с того, что в 1922 г. наша страна была разрушена, 80% населения были неграмотны, в промышленности были заняты всего несколько миллионов человек из примерно 150 миллионов жителей Российской империи, едва ли не половина так называемой элитной интеллигенции покинула страну. Если мы посмотрим на нашу страну накануне 1968 г., прошло всего несколько десятилетий за вычетом войны. СССР был второй сверхдержавой мира, у нас были одни из самых лучших в мире фундаментальная наука, образование и культура, лучшие достижения в области космоса и т. д. Это огромный скачок. Это как если бы Венесуэла через несколько десятков лет выглядела бы как сказочная страна, где 70% населения имеют Пейдж-ди, и люди летают на Марс просто так. Но была и другая сторона этой медали. Это политическая диктатура, миллионы репрессированных и убитых, это дефицит простых потребительских товаров и многое другое. Это закончилось коллапсом советской системы. Опыт СССР как сфинкс на пути в лабиринт, требует ответа на вопрос: "Что это такое, что это было?". Я берусь высказать жесткое утверждение. До тех пор, пока ученые и практики не найдут ответ на этот вопрос, наше продвижение вперед будет сталкиваться с огромными трудностями. Споры на эту тему идут более полувека. Я могу прокомментировать - кто и что говорит на эту тему в современной России. Но сейчас я хочу предложить вам относительно академическую лекцию, выделив десять сфер структуры общества. Показав, какие достижения и недостатки были у СССР в каждой из этих сфер и сформулировав первый, второй, третий и т. д. урок на основе анализа этих достижений и недостатков. Безусловно, это очень большое упрощение реальной диалектики нашей жизни, но иначе за час ответить на поставленный вопрос в сегодняшней лекции невозможно. Давайте посмотрим на первый пласт - на материально-техническую базу СССР. Огромным достижением нашей страны стал совершенно неожиданный для всего мира прорыв в области постиндустриальных технологий и сфер. Советский Союз сумел решить задачу социализма, развивая те сферы, которые не нужны для социализма. Это образование, наука, культура, высокие технологии. Но был недостаток - мы не смогли решить задач, которые успешно решает буржуазное общество. Мы не смогли создать эффективное сельское хозяйство, в котором бы работало 5-7% населения, как в нормальной капиталистической стране. Мы смогли послать космический аппарат на Луну с исследовательской целью, но мы не могли построить нормальный легковой автомобиль. Наши ученые получали Нобелевские премии в области химии и физики, но мы не могли сделать нормальные джинсы. В результате появилось огромное противоречие между прорывом в постиндустриальной, собственно социалистической сфере, и огромным отставанием в традиционной индустриальной, собственно буржуазной сфере. В результате урок No1, касающийся материально-технической базы социализма. Социализм должен делать скачок в постиндустриальную базу, не породив отставания в обычной индустриальной. Я бы сформулировал это в виде афоризма - "опережать, не отставая". Для этого надо так построить экономические, политические и другие отношения, чтобы эта задача была реализована. Давайте посмотрим на другие сферы. В рамках экономики я выделю несколько таких вопросов.

Второй вопрос - это вопрос соотношения плана и рынка. Нет другой сферы, в которой было бы больше споров среди социалистов, чем о том, как использовать рынок. Что удалось здесь сделать СССР? Во0первых, СССР показал, что и народно-хозяйственное планирование, а не только рынок, может обеспечивать развитие экономики. Именно благодаря планированию мы осуществили крупнейшие структурные сдвиги. Рассчитанный более чем на 15 лет план электрификации позволил совершить огромный скачок в нищей России 20-х годов. Плановая концентрация ресурсов в ключевых сферах позволили развивать и фундаментальную науку, и мощный военно-промышленный комплекс и многое другое. Во-вторых, в СССР, едва ли не впервые, в условиях новой экономической политики был использован опыт косвенного регулирования. Государственным предприятиям шли ресурсы, инвестиции, выдавались финансы, но давались и обязательства, например, за 15 лет создать новую энергетическую базу или исследовательский центр. Далее шел сектор, в котором предприятия не получали задания, но подвергались достаточно сильному регулированию. Работай в том направлении, в каком требует программа, налоги будут маленькими, кредиты дешевыми. ... налоги высокие, кредиты дорогие, поддержки никакой. И наконец, была сфера, где каждый делал что хотел. Но она подтягивала..., потому что...был прорыв.. Так было с электрификацией. Это было в период новой экономической политики.

Однако в дальнейшем мы получили много недостатков. Постепенно эта политика была преобразована Сталиным в жесткое, чисто директивное планирование, а рынок свернут вообще. В результате мы получили бюрократические методы управления. Мы получили внеэкономическое подчинение работников, фактически рабский труд во многих сферах, у нас возник огромный дефицит элементарных потребительских товаров и огромные противоречия между прорывами в одних сферах и провалами в других сферах. В этой связи не могу не сказать о том, что происходит в Китае. Мне кажется, что нынешняя политика Китая - это противоположность тому, что делал Сталин. Сталин испугался рынка и убрал его вообще, а Китай возлюбил рынок и готов продать ему душу как дьяволу. У автора китайских реформ Дэн Сяопина было такое выражение: "Не важно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей". Не важно - "красный", "белый" или "черный" экономический механизм, социалистический или капиталистический, главное, чтобы эффективно развивал экономику. Я предложил другую аналогию. По-моему, рынок - это не кошка, а тигр. А тигр может не только ловить мышей, но и съесть дрессировщика, который хочет его использовать. В Китае рынок-тигр съедает "дрессировщика", съедает социалистические тенденции. Рынок - это не нейтральный экономический механизм. Это система экономических и общественных отношений. Она основана на обособлении конкуренции людей, она неизбежно порождает мощную дифференциацию, она выдавливает социалистические ориентиры свободного развития личности и насаждает потребительство. И попытка сделать из него чисто гуманистическое средство развития - это то же самое, что попытка заставить тигра есть траву. Как быть? Без рынка - сталинский террор, с рынком - китайское вырождение. Выход на абстрактном уровне видится для меня следующим образом. И это второй урок СССР. Социализм может и должен постепенно выращивать сознательное регулирование и планирование, двигаясь от простейших форм учета, контроля, косвенного регулирования к долгосрочным плановым программам. Это во-первых. Во-вторых, это регулирование и планирование обязательно должно быть демократическим. Если не можете развивать демократическое не-бюрократическое регулирование, то не развивайте его вообще. В-третьих, рынок нужно вытеснять только по мере развития более эффективных форм регулирования, чем формы рынка. Развивать в той мере, в какой плановые механизмы более эффективны, чем рыночные. Не умеете обеспечить сознательное регулирование лучше, чем рынок - значит, еще не дозрели и нельзя еще вводить планирование. Но, в-четвертых, если вы не будете постепенно вытеснять рынок сознательным регулированием, то никогда не будете двигаться в сторону социализма. Это был второй урок в четырех частях.

Третья группа проблем - проблемы собственности. СССР показал, что можно развивать экономику и жить без частной собственности. Ранее такой путь развития казался абсолютно утопическим. Во-вторых, господство государственной собственности в нашей стране дало некоторые положительные результаты. Я их коротко перечислю, потом к ним еще вернусь. Страна обеспечила себе безопасность и сумела победить в чудовищной войне против фашизма, где многие другие страны проиграли. Каждый гражданин СССР, правда, за исключением диссидентов, был гарантирован едой, жильем, образованием и здравоохранением. Люди не понимали, что может не быть зарплаты за проделанную работу, что не может быть возможности получить образование или медобслуживание. Для нас отсутствие всего этого было бы как для вас снежная буря. Это была положительная сторона. Но была и отрицательная сторона. Реальным хозяином страны был не народ, а номенклатура - узкий слой бюрократии, который сконцентрировал в своих руках все полномочия, всю реальную экономическую власть. Граждане оказались отчуждены от собственности, от управления, от экономической власти. Возникла парадоксальная ситуация, когда людям что-то давали, но как подачку от "доброго отца". Следствием стала, с одной стороны, пассивная модель поведения, а с другой стороны - привычка к патернализму, убежденность, что царь, президент, генсек должен тебе все дать. Это противоречие стало глубочайшим для советской системы, и оно позволяет сформулировать третий урок - социализм развивается в той мере, в какой развивается общественная, но не государственно-бюрократическая собственность. Что значит "общественная собственность"? Государственно-бюрократическая собственность - это не социализм. Это другая сторона медали частной собственности. Маркс ее назвал "всеобщей частной собственностью". Что такое общественная собственность в отличие от государственно-бюрократической?. Если эта собственность имеет государственную форму то за ней должно скрываться самоуправление работников как содержание. Плюс демократическое планирование государственных предприятий. Это первая часть третьего урока. Вторая часть. Важнейший блок собственности социализма - это коллективные предприятия и кооперативы. В самых разных сферах - промышленности, сельском хозяйстве, научных исследованиях - кооперативы могут играть очень большую роль. Третья часть. Частная собственность в начальный период социализма возможна и необходима, но только при условии ее социального ограничения и регулирования. Это так называемый "социально-ответственный бизнес". Здесь есть очень интересный опыт. И, наконец, четвертая часть третьего урока. Мелкий бизнес тоже может быть полезен начальному этапу социализма, но при условии, что мы поможем ему ассоциироваться, иначе его будет контролировать мафия. Это был третий урок.

Четвертый блок - социальная сфера. Вот здесь у нас были очень интересные, почти уникальные достижения. СССР едва ли не первым в мире ввел общедоступное бесплатное среднее и высшее образование. Еще в конце 20-х годов была создана общедоступная бесплатная система медицинского обслуживания. Была создана система гарантированной занятости. Это не значит, что каждый без проблем мог устроиться работать министром, но найти работу рабочего, инженера или учителя проблем не было. И здесь есть чему поучиться. Тут не надо изобретать ничего нового. Но у этой медали была и другая сторона. Эти общественные фонды потребления, бесплатные блага вместе с невысоким уровнем дифференциации заработной платы создали уравниловку и иждивенчество. В результате у большинства населения СССР возникло ощущение, что социализм - это бесплатная кормушка. Поэтому четвертый урок я очень коротко бы сформулировал обратным образом. Социализм развивается в той мере, в какой развиваются общедоступные, бесплатные образование, культура, медицина и т д., но социализм - это не бесплатная государственная кормушка для бездельников. Это не ситуация, когда лидер удовлетворяет потребности граждан непонятно за чей счет.

Пятый блок проблем. Экономическая социальная система результируется в том, какого человека она производит. В этом марксистский подход отличен от подхода буржуазной экономики, которая считает только количество денег. Советский Союз создал и воспроизводил новый тип личности. Пожалуй, это было важнейшим позитивным достижением нашей страны - новый тип людей. Об этом расспросите тех, кто был включен в социально-культурную жизнь нашей страны. А я в качестве примера перескажу вам содержание фильма "Неотправленное письмо". Фильм был снят в 60-е годы, в период хрущевской "оттепели", и он посвящен короткой жизни трех или четырех молодых геологов. Профессия геолога была тогда романтической ей грезила молодежь. Вообще, среди характерных черт советского человека был романтизм, стремление к открытию новых земель, новых культурных ценностей, новых теорий. Попутно сформулирую маленькую закономерность. Социализм не может существовать без романтизма. Это не только романтизм, но без романтизма он не существует. Так вот, эта группа геологов нашла на Севере огромное месторождение алмазов. Если бы этот фильм снимали американцы, то герои бы перестреляли друг друга, а победитель засунул бы кучу камней себе в карман. В нашем фильме люди помогли друг другу в адских условиях сделать максимально подробную карту месторождения. Они положили образцы алмазов в общую сумку и потом с огромным трудом, отдавая жизни, постарались доставить эту карту. Они все по очереди погибли. И вот последний из них уже мертвым плывет на плоту с флагом, держа в холодных мертвых руках эту сумку с картой, образцами бриллиантов и неотправленным письмом любимой девушке. А фильм это не про бриллианты, даже не про путешествие, а про двоих мужчин, которые любят одну девушку, живущую в Ленинграде и пишут ей письма, которые не могут ей отправить. Этот фильм воспринимался как нормальное поведение нормального человека. То, что такое поведение воспринималось как нормальное и было величайшим достижением Советского Союза. Безусловно, у нас не все люди были такими. Но это была очень важная и значимая тенденция. Точно также при капитализме не все могут убить 29 врагов и сделать себе миллион, но это основная тенденция человека при капитализме. Поэтому формирование творческого, ориентированного на общественные свершения, человека - это главная цель и критерий социализма. Но у этой медали была, как всегда, и другая сторона. Другой стороной был дефицит элементарных потребительских благ. И по мере угасания энтузиазма обострилась проблема потребительства в условиях дефицита. Отсюда две стороны пятого урока. С одной стороны, социализм развивается в той мере, в какой формируется новый человек; с другой стороны, нельзя обеспечить прогресс этого нового человека, не удовлетворяя его нормальных утилитарных потребностей. Если вы, борясь с рынком, потребительством, создадите дефицит и очереди, вы убьете ростки социализма.

Шестой блок проблем. Обычно считают, что здесь никаких особых достижений СССР не было, но не все так просто. В первое десятилетие нашей страны существовали очень интересные ростки новой демократической политической системы. Именно в нашей стране возникли Советы трудящихся, Советы граждан как новая форма демократии. Они возникли "снизу", они были созданы простыми крестьянами, рабочими и солдатами. Символично, что у вас в Венесуэле такие же Советы стали создаваться также "снизу" такими же простыми людьми. Второй очень интересный опыт - это попытка создания мощного контрольного органа, соединяющая деятельность рабочих и крестьян с одной стороны с деятельностью членов партий - с другой. Причем там соединены государственный и партийный контроль. Создание такого открытого, избираемого "снизу", органа, способного контролировать любого государственного деятеля - это очень важная инициатива. Но, к сожалению, это были только ростки, а политическая система в целом была тоталитарной и очень недемократичной. Система была однопартийной, выборы были формальностью, мы выбирали из одного кандидата. Причем, власть принадлежала даже не партии, а ее верхушке. В результате жесткий политический диктат запрещал любую оппозиционную деятельность. Все, пытавшиеся критиковать действия властей, подвергались репрессиям, их сажали в тюрьмы, расстреливали, в более позднюю эпоху их объявляли сумасшедшими и отправляли в сумасшедшие дома.

Отсюда шестой урок. Социализм может развиваться только по мере усиления базовой низовой демократии, продвижения вперед капитализма в области демократии. Любое сужение демократии есть подрыв социализма. При этом не надо идеализировать демократию США или буржуазной России. Для разрядки расскажу анекдот на тему американской и российской демократии. В России правящая партия называется "Единая Россия". Теперь анекдот. Буш очень обеспокоен ходом выборов в США и боится, что республиканцы не смогут победить. И он звонит президенту России, где победа президента абсолютно гарантирована. Буш просит Путина прислать российских политтехнологов и пиарщиков, чтобы они обеспечили республиканцам победу. Путин посылает группу политтехнологов, те активно работают. Потом возвращаются и докладывают Путину, что выполнили работу. Вечером Путину звонит Буш: "Что ты наделал! У нас кошмар! Все штаты как один проголосовали за "Единую Россию"".

Есть еще одна сфера, на которую часто не обращают внимание. Это сфера политической и социальной активности граждан. В СССР был опыт огромного энтузиазма людей, которые самоотверженно строили свой новый мир. Но я расскажу про оборотную строну этой медали. Оборотной стороной были власть номенклатуры и культа личности вождя. Что касается номенклатуры, то это был особый слой партийных, государственных и др. руководителей, который воспроизводился и был относительно закрытым. Если какой-то начальник в министерстве легкой промышленности плохо руководил, то его переводили руководить министерством культуры. Если он не справлялся и с этим, то его в крайнем случае отправляли послом в какую-нибудь дальнюю страну. Этот слой воспроизводил сам себя и был неподконтролен никому и ни от кого не зависел. На верхушке эта номенклатура имела вождя и воспроизводила его культ личности. Причем, этот культ возник не сразу и не сразу стал негативным явлением. Началось все с того, что в начале революции действительно много людей верило в Ленина, который талантливо вел страну к новому обществу. Затем ему на смену пришел Сталин, который объявил себя наследником Ленина, и стал опираться на этот возникающий слой номенклатуры. В результате блок вождя и номенклатуры стал ассоциировать все достижения страны с личностью вождя. В глазах людей критика Сталина стала критикой строительства социализма. Объявлялось, что любая критика вождя есть подрыв социализма в очень тяжелых условиях. Сначала просто затыкали рты, а потом стали убивать критиковавших.

Я могу сказать (это седьмой урок), что культ личности есть прямая угроза и один из страшнейших врагов социалистического общества. Я здесь сформулировал своего рода социальный закон. Чем больше выдыхается энтузиазм, чем меньше энергия социального творчества, тем сильнее власть номенклатуры и угроза культа личности. Следствием возрастания власти номенклатуры является стремление ее перейти в класс капиталистов. Как только номенклатура только номенклатура превращается в господствующую социальную силу, она сейчас же предаст социалистические вывески и постарается обменять власть на собственность, на капитал. Единственная альтернатива этому - это реальное самоуправление в стране, это реальный контроль "снизу" за чиновниками и партийными вождями и абсолютная прозрачность финансовой и других сторон деятельности чиновников. Высокопоставленный чиновник может получать в 5-10 раз больше, чем учитель, но он должен жить также открыто, и каждый гражданин должен видеть, как он живет, как видят учителя, рабочего, инженера, врача.

Восьмая сфера - идеология. Одним из важнейших достижений нашей страны стало то, что социалистические идеи охватили весь мир и показали, что в них есть много чего прогрессивного, серьезного, талантливого. С другой стороны, в нашей стране отсутствовала гласность, и социалистическая, коммунистическая идеология насаждалась политическими административными методами. В результате возникла страна лжи. На партийных собраниях, на официальных мероприятиях мы клялись в верности партии и говорили, что мечтаем о коммунизме, а друг другу рассказывали анекдоты о тупых руководителях партии и мечтали купить у спекулянта американские джинсы. Я позволю себе сформулировать восьмой урок. Социализм не может жить без развития и расширения социалистической идеологии, но развивать ее можно исключительно в открытом диалоге, в диалоге как со сторонниками социализма, так и с противниками социализма исключительно в атмосфере гласности. Попытка насаждения идеологии путем затыкания рта оппонентам приводит ко лжи и вырождению.

Девятая сфера - культура. Здесь у нас были действительно огромные достижения. Эта культура была, во-первых, высокой. У нас миллионными тиражами издавалась отечественная и иностранная классическая литература. Англичане признали лучшей экранизацией "Гамлета" советский фильм, по их же признанию лучшая экранизация произведений о Шерлоке Холмсе - это советская экранизация. Эта культура была интернациональной. Мы зачитывались Нерудой, Борхесом, Хемингуэем. В этой культуре очень активно принимали участие обычные рядовые граждане, особенно в 20-е и 60-е годы, когда диктатура была не столь жесткой. Что касается недостатков, то это идеологизация культуры и попытка вождей руководить культурой бюрократическими методами. Сразу хочу сказать, что другим врагом культуры является рынок и массовая культура. Массовая культура - это не просто низкий уровень культуры, это враг социалистической культурной жизни. Но при этом массовую культуру нельзя запрещать. В СССР пытались запрещать масс-культуру, рок-музыку и получили обратный результат, "запретный плод" оказался сладок. В результате я сформулирую девятый урок в пяти частях. Первая часть - и идеологизация культуры - это враги развития социализма в сфере культуры. Не допускать идеологизацию культуры необходимо, запрещать масс-культуру нельзя. Третье. Принципиально важно для социализма холить и лелеять таланты и культурных людей. Один талантливый поэт, художник и музыкант может сделать для строительства социализма больше, чем тысячи активных партийных деятелей, не обладающих талантами. Работать социалистам с деятелями культуры очень трудно. В большинстве своем они безразличны к социализму или не любят социализм. Они считают себя самыми великими людьми мира, они не хотят никакой дисциплины. Но если вы не будете носиться с ними как с талантами, необходимыми для социализма, то вы не построите социализм. Они будут плевать на вас, предавать вас, а вы будете носиться с ними. Четвертое. Принципиально важно соединить профессиональную культуру и самодеятельную культуру большинства граждан. Социализм в вашей стране будет развиваться в той мере, в какой ее будут любить самые талантливые люди мира. С одной стороны, как вы будете носить на руках своих талантливых профессиональных художников, а с другой стороны, если у вас едва ли не большинство самых простых людей будет участвовать в самых различных формах художественного творчества. В 20 е гг. в советских СССР любили Бернард Шоу и Ромен Роллан. Было множество самодеятельных театров, кружков и т.д. И последняя часть этого культурного урока. Социализм должен быть красивым. Если ваша жизнь во всех смыслах, начиная от того, как выглядит ваш двор, дом, заканчивая тем, как выглядите вы сами, не будет красивым, за вами люди не пойдут. Вырождение социализма в нашей стране началось с того, что наши города и деревни стали некрасивыми, серыми, грязными, противными. Мы перестали строить красивые дома, мы перестали сажать цветы и деревья на каждом углу, и это было символом нашего вырождения. Отнеситесь к этому предельно серьезно. Для социалистов кажется главным, чтобы армия была сильной, чтобы выборы выиграть с большим преимуществом, ... большую построить, промышленность национализировать. Это все важно, но на первом месте должна быть культура и красота.

И последнее - внешнеполитические проблемы. Большим достижением СССР было то, что наша страна была одной из самых влиятельных в мире. И это было не только потому, что у нас была огромная армия и термоядерные бомбы. Третий мир и мировая социалистическая система - это огромный авторитет наших науки, культуры, образования и идей социализма. Но, как всегда, была и обратная сторона. По отношению к своим иностранным союзникам советские руководители вели себя как начальники-бюрократы, стараясь их подчинить. Будете следовать нашим приказам - поможем, не будете - не поможем. В результате мы всех наших настоящих друзей - активных, демократических левых - превратили в наших врагов. Вторая негативная сторона - это закрытость нашей страны. Наши граждане не могли нормально поехать за рубеж, не было открытых контактов, очень малы были возможности прямого культурного обмена. Наконец, наша страна включилась в гонку вооружений и создала гигантский военно-промышленный комплекс. Нам надо было обороняться, но мы перешли все разумные границы. В СССР был создан такой термоядерный потенциал, что если бы его взорвали на территории СССР, то результат был бы таким, как если бы его взорвали на территории США - уничтожение человечества. Кстати, в США сейчас еще больший термоядерный потенциал. Естественно, с Бен-Ладеном можно бороться только с помощью термоядерного оружия и подводных лодок. Сформулирую последний, десятый урок. Социализм будущего должен быть открытым. Страны, идущие по социалистическому пути, должны быть открыты для диалога с новыми социальными движениями, альтерглобалистским движением и общественными организациями. Закрытость, какими бы благими намерениями она не оправдывалась, приведет к вырождению и коллапсу.

Вот такая непростая история с противоречиями Советского Союза.

Пожалуйста, не повторяйте наших ошибок! Они нам стоили очень дорого, они очень дорого стоили всему миру. Сейчас Венесуэла является той страной, на которую надеются социалисты всего мира. Это не преувеличение. Пожалуйста, сумейте пройти дорогу, которую мы не сумели пройти. Мы обязательно постараемся помочь, чем можем. А вы, пожалуйста, не отвергайте наш опыт. К нам надо относиться критично, но делать вид, что этих более чем 70 лет не было и они ничему не научили просто нельзя. Большое спасибо.


2008-04-23
http://www.alternativy.ru/ru/node/606

Док. 457750
Перв. публик.: 23.04.08
Последн. ред.: 06.07.08
Число обращений: 144

  • Бузгалин Александр Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``