В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Елена Панфилова: Россия присоединяется к антикоррупционной конвенции Назад
Елена Панфилова: Россия присоединяется к антикоррупционной конвенции
В связи с этим законодатели внесут серьезные изменения в Уголовный кодекс

Владимир Путин внес на ратификацию в Государственную Думу Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Российские законодатели в этой связи уже готовят ряд изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Кроме того, в законодательстве РФ появятся нормы, направленные на борьбу со взяточниками. Например, публичные должностные лица будут обязаны предоставлять финансовые отчеты о своих доходах и расходах. Эксперты уверены, что присоединение к конвенции - полезный шаг, однако сомневаются в его быстрой отдаче.

Президент России Владимир Путин внес на ратификацию в Государственную Думу Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Она была подписана от имени РФ в Страсбурге еще в январе 1999 г. Документ содержит перечень правонарушений, которые должны квалифицироваться как коррупция. В частности, она позволяет правоохранительным органам разных стран осуществлять оперативное взаимодействие. Сейчас участниками Конвенции являются 32 государства. Ее подписали, но еще не ратифицировали 16 государств. До недавнего времени российские чиновники находили массу причин, почему России не стоит ратифицировать европейскую Конвенцию. В основном они были связаны с несоответствием европейского документа российскому законодательству. Однако в свете борьбы с коррупцией, на которую в последнее время обращает пристальное внимание президент Путин, в этом деле произошли существенные сдвиги. Первым шагом стала ратификация в феврале этого года конвенции ООН, в которой содержится полный комплекс мер по борьбе с коррупцией.

Сейчас уже никто не сомневается, что европейская Конвенция, которая в данный момент внесена президентом в Госдуму, также будет ратифицирована. "Это последовательный шаг в реализации президентом антикоррупционной деятельности", - заявил RBC daily председатель комиссии Госдумы по противодействию коррупции Михаил Гришанков. - "Следующим шагом станет оперативное и достаточно серьезное изменение внутреннего законодательства под эти две конвенции". В частности, в УК будут введены нормы по изъятию имущества, приобретенного коррупционным путем. Как известно, сегодня законодательство не позволяет конфисковать имущество у коррупционеров, даже если вина в совершении преступления доказана в судебном порядке.

Кроме изменений в УК и УПК в российском законодательстве должны появиться дополнительные нормы, направленные на противодействие коррупции. Например, введение прозрачной финансовой отчетности должностных лиц. По словам Михаила Гришанкова, все законодательные изменения Государственная Дума планирует внести до конца этого года. Набор предложений, в том числе от экспертов Совета Европы, уже подготовлен. Как сообщил г-н Гришанков, на этой неделе депутаты уже приступят к рассмотрению потенциальных изменений в законодательстве. В первую очередь в поле зрения законодателей попадут поправки в УК и УПК, касающиеся конфискации имущества.

Однако это еще не все меры, которые сегодня Россия может применить, чтобы присоединиться к мировому сообществу в антикоррупционной борьбе. Существует еще одна конвенция Совета Европы, которая касается гражданско-правовой ответственности за коррупцию. К ней Россия пока не присоединилась в силу ряда юридических причин. На X Международном экономическом форуме, который проходил в прошлом месяце в Санкт-Петербурге, участники пришли к выводу, что подписание этой конвенции - необходимая мера для России. Только после этого в государстве появится действенный механизм противодействия коррупции в чиновничьей среде.

"Все конвенции ООН и Совета Европы относятся к международному законодательству, а потому очень тесно взаимосвязаны. Поэтому сложно представить, что они будут работать в отдельности", - говорит Елена Панфилова, генеральный директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив "Транспэрэнси Интернэшнл". По ее мнению, ратификация Конвенции СЕ - достаточно техническое действие в присоединении России к международному антикоррупционному законодательству. "Россия уже продекларировала свою приверженность международным инструментам, ратифицировав конвенцию ООН, теперь же нужны реальные результаты. Чтобы в государстве всерьез заработало международное законодательство, необходима ратификация всех конвенций", - говорит Елена Панфилова.

Руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов уверен, что любое изменение в российском законодательстве полезно, поскольку сегодня взяточничество превратилось в систему государственного управления. "Президент понимает угрозу возросшего влияния коррупционных кланов, которое фактически сказывается на неисполнении общей стратегии развития страны. Частные интересы в России сегодня доминируют над государственными", - говорит г-н Кабанов. Однако при этом он не отрицает, что внесение Конвенции СЕ на ратификацию в Госдуму - отчасти политический шаг со стороны власти в рамках грядущего европейского саммита, который пройдет в Санкт-Петербурге. Поэтому реальные результаты не появятся быстро.

Единственное, что последует незамедлительно после ратификации европейской Конвенции, - автоматическое включение России в международную Группу государств против коррупции (ГРЕКО). "Это означает, что Россия попадает под мощный мониторинговый международный механизм. Соответственно, нашим властям уже вряд ли удастся избежать контроля со стороны других государств. А это для них станет дополнительным стимулом к более активным изменениям", - говорит Елена Панфилова.

Отдел политики

Марина Селина, 04.07.2006

http://www.rbcdaily.ru/archive/2006/07/04/221442


Док. 457664
Перв. публик.: 04.07.06
Последн. ред.: 06.07.08
Число обращений: 183

  • Панфилова Елена Анатольевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``