В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Елена Панфилова: Три удара по коррупции Назад
Елена Панфилова: Три удара по коррупции
Дмитрий Медведев начал борьбу со взятками

Президент Дмитрий Медведев анонсировал вчера план по борьбе с коррупцией. Будут открыты три фронта. Первый - антикоррупционная экспертиза законопроектов. Второй - создание условий для чиновников (высокая зарплата и соцпакет), при которых брать взятки будет невыгодно. Третий - правовое просвещение и общественный контроль за аппаратчиками. Кроме того, будет покончено с телефонным правом в судах. Штабом борьбы с коррупцией станет президентский совет, который возглавит сам Медведев.

Неправительственные эксперты антикоррупционные инициативы президента Медведева одобряют. Однако подчеркивают: одними указами и декларациями от мздоимства и волокиты не избавиться. Это подтверждают предыдущие восемь лет. Пытаясь извести взяточников и расхитителей, экс-президент Владимир Путин усилил вмешательство государства в экономику, но в результате уровень коррупции только вырос.

Президентская трехстволка

"Уровень коррупции в стране остается крайне высоким. Нужен комплекс мер по борьбе с коррупцией, а не точечные решения", - заявил Дмитрий Медведев, открывая совещание в Кремле. По его итогам президент подписал указ о первоочередных мерах в решении проблемы коррупции. А в течение месяца должен последовать национальный план по борьбе с коррупцией. За подготовкой документа будет пристально следить антикоррупционный президентский совет во главе с Медведевым.

Опыт создания подобного совета у Кремля уже был. В 2003 году Владимир Путин подписал указ о создании специального совета борьбе с коррупцией, однако отвечать за него не стал, поручив это тогдашнему премьеру Михаилу Касьянову. С уходом Касьянова из Белого дома совет работать де-факто перестал. Его обязанности были переданы межведомственной рабочей группе, которую возглавил главный кадровик Кремля Виктор Иванов, недавно назначенный главой Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Именно рабочая группа писала с 2007 года законопроект о борьбе с коррупцией, который Россия обязана принять во исполнение международных договоренностей. Внести законопроект в Госдуму планировалось еще весной. Однако, по сведениям "Газеты", Дмитрий Медведев настоял на его доработке. В результате принятие документа может быть, по данным "Газеты", отложено до осени.

С появлением нового президентского совета рабочая группа останется. Более того, именно ей поручат написать национальный план и дописывать законопроект о борьбе с коррупцией, который станет частью этого плана. Вместо ушедшего в ФСКН Иванова группу возглавит глава кремлевской администрации Сергей Нарышкин. "Решительность, с которой президент взялся за дело, вселяет оптимизм", - отметил вчера он.

Аукционы против коррупции

В рамках национальной стратегии Медведев предлагает бороться с коррупцией по трем направлениям: антикоррупционная экспертиза законодательства, создание благоприятных условий для работы госслужащих, что должно оттолкнуть их от взяточничества, а также воспитание у общества неприятия к коррупции. "Необходимо подумать и о процедуре обжалования в досудебном порядке решений чиновников", - отметил президент. Также будет написан кодекс поведения госслужащих.

Одно из направлений, отношение к которому Медведев предлагает пересмотреть кардинально, - сфера госзакупок. По экспертным оценкам, средний размер отката в секторе госзакупок составляет 20%, а суммарные потери консолидированного бюджета - около 1 трлн рублей. "Наша ключевая задача - ликвидировать сами условия и предпосылки для возникновения коррупции", - сказал Медведев. Правда, как планируется бороться с откатами, президент не уточнил. Между тем независимые эксперты отмечают, что российское законодательство в сфере госзакупок одно из лучших в мире, а для наведения порядка они советуют переводить госзакупки на аукционы. Сейчас на федеральном уровне, согласно данным Национального рейтинга прозрачности закупок, только 0,5% госзакупок осуществляются через аукционы, 65% - через конкурсы, а в 19% случаев госведомства предпочитают закупаться у единственного поставщика.

Впереди паровоза

Для устрашения чиновников, не желающих отказываться от взяток, Медведев предлагает законодательно закрепить конфискацию имущества и контроль за имущественным положением чиновников. Руководитель российского отделения Transparency International Елена Панфилова считает, что для начала нужно определиться с понятиями "коррупция" и "коррупционное деяние". "Если этого нет, то, по сути, нельзя доказать и сам факт коррупции, не то что конфисковать имущество. Получается, что мы летим впереди паровоза", - говорит она.

В болоте коррупции

"Национальный план по борьбе с коррупцией - это хорошо, но должны последовать более конкретные шаги в борьбе со взяточничеством", - подчеркивает Панфилова.

Одним из этих шагов может стать судебная реформа, приоритетность которой Дмитрий Медведев определил, еще будучи кандидатом в президенты. Вчера Медведев признал, что от успешности борьбы с телефонным правом будет зависеть эффективность всего национального плана по борьбе с коррупцией.

В 2007 году по фактам, имеющим отношение к использованию должностным лицом своего статуса в корыстных целях, расследовано 10,5 тысячи дел. "Это только вершина айсберга", - считает Медведев. Нынешнему премьер-министру Владимиру Путину в бытность главой государства поставить на место взяточников не удалось, в чем он признался сам. С 2000 по 2008 год уровень коррупции оставался стабильно высоким (см. таблицу). В Индексе восприятия коррупции (ИВК) Transparency International, который представляет собой анализ экспертных оценок уровня коррупции по странам, Россия постоянно соседствует со странами третьего мира. Выбраться из подвалов рейтинга не помогли ни слова президента о необходимости борьбы с мздоимством, ни громкие дела в отношении ряда высокопоставленных чиновников. Более того, с созданием многочисленных и никем не контролируемых госкорпораций, живущих на деньги налогоплательщиков, контроль за бюджетными деньгами ослаб. По данным Transparency International, половина россиян скептически относятся к антикоррупционным усилиям власти, а 45% уверены, что уровень коррупции в ближайшие три года только вырастет.

Коррупция в России (по методологии Transparency International)

Год     Оценка уровня коррупции по 10-балльной шкале*     Место России в ИВК**     Страны, стоящие в ИВК рядом с Россией
1996     2,6     47 (54)***     Индия, Венесуэла, Камерун
1997     2,3     49 (52)     Пакистан, Колумбия, Боливия
1998     2,4     76 (83)     Кения, Вьетнам, Эквадор
1999     2,4     83 (99)     Боливия, Эквадор, Албания, Грузия
2000     2,1     83 (99)     Эквадор, Албания, Армения, Боливия
2001     2,3     81 (91)     Эквадор, Пакистан, Танзания, Украина
2002     2,7     74 (102)     Кот-д#180;Ивуар, Гондурас, Индия, Танзания, Зимбабве
2003     2,7     87 (133)     Румыния, Мозамбик, Алжир, Мадагаскар
2004     2,8     94 (146)     Гамбия, Индия, Малави, Мозамбик, Непал, Танзания
2005     2,4     128 (160)     Албания, Нигер, Сьерра-Леоне
2006     2,5     127 (163)     Бенин, Гамбия, Гайана, Гондурас, Непал, Филиппины, Руанда, Свазиленд
2007     2,3     145 (180)     Гамбия, Индонезия, Того

*0 означает высокий уровень коррупции, 10 - низкий. Оценка ниже 4 свидетельствует о серьезном уровне коррупции в стране.

**Индекс восприятия коррупции (ИВК) - ежегодное исследование Transparency International, ранжирующее страны по степени распространенности коррупции среди государственных служащих и политиков.

***В скобках - общее число участников рейтинга за указанный год.

Источник: Transparency International



С чего вы бы начали борьбу с коррупцией?

Юрий Скуратов / генпрокурор России в 1995-1999 годах, доктор юридических наук:

- В свое время я уже начинал борьбу с коррупцией, в результате чего, собственно, и был освобожден от занимаемой должности. Ну а если говорить по большому счету, то начинать, конечно, нужно с обоснованной и рациональной программы действий. Потому что тема сложная, болезненная и опасная для жизни страны. Причем мы видели уже немало лекарей, которые обычно только провозглашали цели из конъюнктурных, политических соображений. А реально борьбой с коррупцией в стране практически никто не занимался (правда, я исключаю работу правоохранительных органов как повседневную и ведущуюся с переменным успехом). Так что сначала действительно стоит провозгласить решимость президента, потому что политическая воля необходима. А потом должна быть искренняя заинтересованность, чтобы весь пар не ушел в гудок. При этом создать план решения проблемы в течение месяца нельзя: нужна общенациональная программа борьбы с коррупцией в России. А такие программы принимались в некоторых странах Юго-Восточной Азии, и их серьезная реализация (подчеркну: честными и профессиональными людьми) достигала заметных результатов.

Виктор Садовничий / ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАН:

- Я бы начал с большей прозрачности действий людей, которые отвечают за решение вопросов, способных привести к коррупции. То есть необходимы правила, публичность и отчетность для любого такого человека. Причем в этом отношении часто употребляют слово "чиновник", однако я думаю, что нужно смотреть шире.

Алексей Бинецкий / адвокат, доктор политических наук:

- Начнем с того, что я изучал эту проблему и являюсь, в частности, автором книги, которая вышла в 2005 году сразу после того, как Владимир Путин в послании к Федеральному собранию указал на борьбу с коррупцией как на самую главную на следующий свой президентский срок задачу. Поэтому очень хорошо, что наблюдается преемственность в данном вопросе. Хотя вообще борьба с коррупцией - это не борьба за счет создания комиссий, комитетов и тому подобного. Не структуры борются с явлением, а прежде всего политический и экономический климат. И самое неприятное для жизни граждан - коррупционное звено, которое находится на мелком и среднем уровне чиновничества и бизнеса: оно наиболее разветвленное и создает неприятности для огромного количества людей. Далее, с чего бы лично я начал свою борьбу? Во-первых, с изменения уголовного законодательства. Потому что находящиеся на государственных и общественных должностях лица, которые были изобличены в коррупционных связях, либо вообще никогда не должны занимать конкретные посты, либо должны получать такое право очень не скоро. Во-вторых, я бы отменил в милиции, МЧС и так далее воинские звания. Мотивация работы в этих органах должна быть экономическая и социальная, а не ведомственная. Тогда, например, и звездочки покупать не будут. В-третьих, должна быть мощная техническая оснащенность - и это сегодня страна себе позволить может. Полицейские должны иметь современные приборы - не должно быть никаких бумажек, а должен действовать единый компьютерный центр по взиманию штрафов. Кроме того, сейчас появился новый вид коррупции, существовавший в советское время, - левые зарплаты и мертвые души. Объем рынка здесь фантастический, причем бороться с этим также легко - скажем, начальник ЖЭКа должен рисковать потерей работы. То есть надо не бороться с коррупцией, а загонять ее в невыгодные условия. При этом большую роль могли бы сыграть небольшие местные СМИ.

Вячеслав Лысаков / лидер движения автомобилистов "Свобода выбора":

- Конечно, не стоит забывать, что рыба портится с головы, и народ это понимает. Но все-таки начать в данном случае стоит с себя. В частности, я всегда призывал и призываю своих коллег-автомобилистов хотя бы на бытовом уровне не давать взяток тем же инспекторам ГАИ. Потому что если мы будем предлагать деньги, то гаишники естественным образом будут их брать - и вымогать сами, зная, что это возможно. Но если ничего не давать на карман и, даже если ты действительно нарушил правила (а это вполне можно сделать, например, по невнимательности), отвечать по закону, то, глядишь, многое изменится.

МАКСИМ ТОВКАЙЛО, опрос подготовил АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ

Материал опубликован в "Газете" No91 от 20.05.2008г.

http://www.gzt.ru/politics/2008/05/20/060134.html


Док. 457636
Перв. публик.: 20.05.08
Последн. ред.: 06.07.08
Число обращений: 150

  • Панфилова Елена Анатольевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``