В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Жуков:`Летучие голландцы` и перманентные банкроты Назад
Борис Жуков:`Летучие голландцы` и перманентные банкроты
Чрезвычайная ситуация в Керченском проливе вступила в фазу ликвидации последствий. О покоящихся на морском дне семи тысячах тонн серы пока что не вспоминают вовсе: в краткосрочной перспективе она особой опасности не представляет, а там, глядишь, ее поднимут владельцы. А если они не захотят, то найдутся другие желающие: чистая сера слишком ценный груз, чтобы оставаться на дне. Иное дело - мазут: сотрудники МЧС и универсальная бесплатная рабочая сила, студенты и солдаты собирают лопатами пропитанный им песок на пляжах и косах Таманского полуострова. Работы хватит надолго: по сообщениям наблюдателей, нефтепродуктами покрыто не менее 40 километров берегов, и до сих пор неизвестно, сколько еще их плавает в море и куда и когда их выкинет.

Тем временем в высоких кабинетах ищут виноватых. Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев возложил всю вину на капитанов погибших и пострадавших кораблей. Премьер-министр России Виктор Зубков обещает взыскать всю сумму нанесенного ущерба с судовладельцев, а те винят во всем портовые и береговые службы. И, разумеется, все дружно ссылаются на форс-мажор - шторм, какого в этих местах не было не то 30 лет, не то все 50.

Судя по постепенно выясняющимся подробностям, там вообще много чего не было. Не было, например, никакого танкера "Волгонефть-123" - того самого, который, получив трещину в корпусе, был все же спасен экипажем. Оказывается, матросы зря старались: двум смертям не бывать, а в базе данных Парижского меморандума (регионального соглашения по контролю за судами со стороны государства порта) "Волгонефть-123" еще с 2004 года имеет статус "dead" - списанный. Вероятно, именно поэтому ни он, ни его груз не были застрахованы (как страховать корабль-призрак?), и в случае его гибели платить за ущерб было бы просто некому. Его менее везучий близнец "Волгонефть-139", чей разломившийся пополам корпус и подарил берегам пролива мазут, был более реален - у него всего лишь не было морского регистра, т. е. права выходить в море. Зато имелся протокол технического осмотра от 2004 года, зафиксировавший скверное состояние судна - в частности, изъеденность обшивки ржавчиной и трещину в корпусе. Никакого ремонта с тех пор танкер не проходил, да и немудрено: компания "Волготанкер", которой он принадлежит, с 2005 года находится в состоянии "перманентного банкротства" - все ее прибыли уходят на выплату долгов. И как г-н Зубков собирается взыскивать ущерб с основного виновника, понять трудно. Как и то, каким образом "Волготанкеру" при этом удается регулярно получать подряды на перевозку нефтепродуктов по крупнейшим внутренним водоемам России - в том числе питьевым озерам и водохранилищам.

В свою очередь, в портах, в зоне ответственности которых произошли крушения, не было ни ПЛАРНов (планов ликвидации аварийного разлива нефти), ни необходимых технических средств - в том числе емкостей для собранных нефтепродуктов. Да и самих портов, строго говоря... не было. Еще в 1999 году в Керченском проливе был организован так называемый "рейдовый перегрузочный комплекс "Таманский" - фактически просто кусок морской поверхности без всякого обустройства, где была разрешена перевалка грузов (в основном нефтепродуктов, серы и удобрений) с маломерных судов на крупнотоннажные - прямо с борта на борт. В 2001 году украинский порт Керчь выделил под те же цели якорную стоянку 450 (где и погибла "Волганефть-139"). Что нам стоит порт построить - нарисуем на воде!

Разумеется, ни о каком контроле технического состояния судов и экологической безопасности операций в этих виртуальных "портах" не могло быть и речи. Но было бы неверно полагать, что государство никак не влияло на происходящее в них. Таможенная служба порта Кавказ (в ведении которой находится "Таманский") больше суток не давала разрешения на откачку мазута с аварийного танкера "Волгонефть-123", поскольку этот груз уже прошел таможенную очистку. Украинские власти пошли еще дальше, приостановив уже начатую откачку содержимого из танков кормовой части погибшей "Волгонефти-139". Похоже, даже разразившаяся катастрофа не может вернуть российских и украинских чиновников к реальности.

Так что к списку того, чего не было, можно добавить главное - государство. Керченская катастрофа лишний раз показала, что так называемая "властная вертикаль", любовно пестуемая все последние годы, не имеет ничего общего с государством, так как занята совсем другими задачами. Она может разорить неугодную компанию, отнять контрольный пакет, закрыть газету или разогнать митинг. Но нормально, грамотно, профессионально изо дня в день выполнять свою работу - будь то контроль безопасности транспортных средств, охрана среды или еще что-нибудь из числа функций нормального государства - она не в состоянии. Не под то заточена.

В этом свете обещание российского премьера Зубкова и его украинского все-еще-коллеги Януковича "выработать правила безопасного судоходства" напоминают старый цыганский анекдот: "Ой, женка, глянь, какие у нас детки чумазые! Как ты думаешь, этих отмоем или новых наделаем?





Ежедневный Журнал
16.11.2007
http://www.ej.ru/?a=note&id=7558


Док. 457550
Перв. публик.: 16.11.07
Последн. ред.: 06.07.08
Число обращений: 162

  • Жуков Борис Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``