В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Дюков: `Непрофильный` `СИБУР` становится частной компанией Назад
Александр Дюков: `Непрофильный` `СИБУР` становится частной компанией
В начале июня ФАС разрешила кипрскому офшору Hidron Holdings, владельцами которого являются пять топ-менеджеров "СИБУР-холдинга", выкупить 100% акций этой крупнейшей в России нефтехимической группы, год назад объявленной "Газпромом" непрофильным активом. Таким образом, сделке, в результате которой "СИБУР" вновь станет частной компанией, ничто не мешает.
С одной стороны, в истории российского бизнеса это первый случай, когда производственные активы выкупаются у собственника, подконтрольного государству, не "олигархами", а наемными менеджерами за беспрецедентную сумму, исчисляемую десятками миллиардов рублей. С другой стороны, новейшая история России показывает, что такого масштаба сделки не имеют шансов, если их реальными бенефициарами не являются "сильные мира сего". Кто - пока можно только догадываться. Но ведь нет ничего тайного, что не стало бы явным.

22 апреля президент "СИБУР-холдинга" Дмитрий Конов предложил совету директоров компании дать добро на выкуп контрольного пакета ее акций у Газпромбанка пятью топ-менеджерами "СИБУРа". В состав "отважной пятерки" входит сам г-н Конов, а также старший исполнительный вице-президент Владимир Разумов и вице-президенты Виталий Баранов, Алексей Филипповский, Михаил Карисалов. Поводом для такого обращения послужили неоднократные заявления банка, с весны 2007 года владеющего 75% акций "СИБУРа", о готовности продать этот пакет. "Почему не нам?" - подумали менеджеры и сделали предложение Так звучит публичное объяснение инициативы из уст г-на Конова.

Между тем директора, очевидно, были готовы услышать данное предложение. Потому что уже через неделю, 29 апреля, Газпромбанк подписал предварительное соглашение с вышеназванными лицами о продаже им 50% плюс 1 акция "СИБУРа" за 53,5 млрд рублей. А в первых числах июня ФАС уже одобрила сделку, причем разрешив расширить ее общий масштаб до 100% акций холдинга.

Оперативность ФАС, в общем-то, объяснима. Речь ведь идет не о накачивании активами очередного госхолдинга, а в кои-то веки о фактической приватизации крупной компании, входящей в группу "Газпрома".

На коротком поводке
Специально для совершения сделки была создана компания Hidron Holdings, зарегистрированная на Кипре. По словам Дмитрия Конова, она на 100% принадлежит другой компании, единственными владельцами которой являются те же менеджеры "СИБУРа". Кипрскую регистрацию он объясняет тем, что проект предполагает несколько уровней финансирования с разным обеспечением, а российское корпоративное и финансовое законодательство не предусматривает для этого четких механизмов.

Оплата покупки должна производиться тремя траншами. Два - 16,6 млрд и 25 млрд рублей - будут уплачены в день сделки. Еще 11,9 млрд рублей - после ее одобрения ФАС с трехмесячной отсрочкой. Источники финансирования траншей разные. Так, Газпромбанк уже предложил выдать Hidron трехлетний кредит в размере порядка $1 млрд на оплату второго транша под залог контрольного пакета акций "СИБУРа". Оставшаяся сумма (28,5 млрд рублей) будет привлекаться через материнскую компанию Hidron. Обеспечение этой части финансирования поручено инвестфонду United Capital Partners (UCP), который выступил организатором сделки и сформировал под нее консорциум. На сам "СИБУР" деньги привлекаться не будут.

Кроме того, после завершения сделки менеджеры "СИБУРа" должны будут сделать оферту другому акционеру компании - НПФ "Газфонд", владеющему 25% акций холдинга. А спустя три года выкупить оставшиеся 20% акций у Газпромбанка - в его пользу Hidron выпустит опцион.

Источниками погашения займов могут стать, например, дивиденды (кстати, в соответствии с соглашением, "СИБУР" выплатит Газпромбанку и другим своим акционерам дивиденды за 2007 год в размере 25% чистой прибыли по МСФО - в общей сумме порядка 5,5 млрд рублей). А также средства, вырученные в ходе IPO или от продажи части пакета акций "СИБУРа" стратегическому инвестору. Правда, г-н Конов заявил "Ведомостям", что, если сделка состоится, новые собственники холдинга не хотели бы продавать его акции кому-то еще. Но "исключением могут стать обязательства, которые могут появиться в ходе привлечения финансирования и в случае невозможности обеспечения сделки только за счет долгового финансирования".

Загадочный профиль
Надо сказать, что, купив "СИБУР", его новые владельцы не смогут вплоть до окончательного расчета по долгам распоряжаться на свое усмотрение всеми его активами, например продать или заложить. В качестве обеспечения кредита Газпромбанк выставил ограничения по использованию основных (профильных) активов холдинга для привлечения заимствований под сделку. Профильным бизнесом считается переработка углеводородного сырья, производство пластиков и каучуков. Непрофильными, не вписывающимися в долгосрочную стратегию компании - "СИБУР - Русские шины" и "СИБУР - Минеральные удобрения" ("СИБУР-МУ"). Ими как раз можно распоряжаться. Например, продать или использовать в качестве обеспечения для привлечения кредитов в ходе реализации проекта.

Однако избавиться от непрофильных активов не так-то просто. Например, серьезные проблемы возникли с продажей "СИБУР-МУ". Совет директоров "Газпрома" в марте признал этот бизнес непрофильным и "отписал" его "Межрегионгазу". Последний должен был выкупить его у "СИБУРа". Причем, как оказалось, не по внутрикорпоративной, а по самой высокой цене. Без наличия четкой стратегии развития этого бизнеса такая покупка ничего, кроме лишних трат, в ближайшее время покупателю не сулила. Во всяком случае, гендиректор "Межрегионгаза" (и член правления "Газпрома") Кирилл Селезнев категорически отказался это сделать. Практически сразу после этого он продал свой пакет акций в "Газпроме" и попросил освободить его от занимаемой должности председателя совета директоров "СИБУР-МУ". Эксперты расценили это так, что г-н Селезнев разочаровался в этом бизнесе, хотя еще два года назад был главным идеологом создания крупного холдинга минудобрений. Правда, по другой версии он получил заманчивое предложение о переходе на госслужбу. "Переговоры по продаже этого актива "Межрегионгазу" мы сейчас не ведем", - сказал Конов в начале июня.

Что касается холдинга "СИБУР - Русские шины", то известно, что с осени 2007 года шинная группа Amtel-Vredestein ведет с ним переговоры о слиянии. Рассматриваемая схема сделки предполагает проведение Amtel более чем двукратной допэмиссии своих акций, которую "СИБУР-холдинг" оплатит акциями "СИБУР-РШ" и таким образом получит контроль над объединенной компанией (70-75% акций). Оставшийся пакет достанется нынешним акционерам Amtel. В начале июня Amtel-Vredestein подала заявку в ФАС на покупку 100% акций АО "СИБУР-РШ" у "СИБУР-холдинга" и теперь ждет решения. Будет ли совершена сделка, если ФАС ее одобрит - не факт. Но если да, то в России появится крупнейший шинный холдинг. Правда, что с ним будет после слияния, не очень понятно.

Amtel остро нуждается в деньгах для реструктуризации огромного долга и надеется на помощь "СИБУРа". С другой стороны, зачем "СИБУРу" финансировать непрофильный бизнес? Потому логично предположить, что объединенная структура затем сменит владельца. Возможно, в его поиске "СИБУР" и ведет сегодня переговоры о партнерстве с ведущими шинными компаниями мира.

Бенефициары
Продажа (фактически приватизация) "СИБУРа" вызывает массу вопросов. И прежде всего - кто стоит за этой сделкой? Дмитрий Конов настаивает на том, что реализуется идея пяти топ-менеджеров, и никакие "третьи лица" за их спиной не стоят. Менеджеры же просто спасают компанию, которую "Газпром" объявил непрофильным бизнесом (что вытекает и из принятой в марте с. г. стратегии развития его газохимии) и в инвестировании которой не намерен участвовать. Ведь в противном случае ее мог бы купить сторонний инвестор, взгляды которого на будущее холдинга могли не совпадать с его стратегией.

Если бы речь шла не о "СИБУРе", эти утверждения можно было бы принять априори. Но "СИБУР" - крупнейший в России нефтехимический холдинг, состоящий из набора разных бизнесов (газофракционирование и газопереработка, пластики, каучуки, шины и минудобрения), распределенных по 25 заводами 190 технологическим установкам, выпускающий более ста наименований нефтехимической продукции, получивший в 2007 году 142,7 млрд рублей выручки и 22,3 млрд рублей чистой прибыли. "СИБУР" - долгие годы "регулирующий" сырьевые потоки для всей российской нефтехимии. "СИБУР" - с трудом возвращенный в лоно "Газпрома" в 2003 году. И все это просто так, по частной просьбе, отдать наемным менеджерам, да еще и одолжить часть денег на выкуп... Этого не может быть, потому что не может быть никогда. И беремся утверждать, что этого и не будет.

Очевидно, что пятерка станет единственным владельцем "СИБУРа" лишь временно. Затем круг акционеров расширится. Вопрос - за счет кого? "Нам хотелось бы, чтобы сделка была в интересах большего количества менеджеров. Мы найдем способ это сделать. Например, с помощью опционной программы", - сказал Дмитрий Конов в интервью "Ведомостям". Кстати, ранее утвержденная опционная программа на 5% акций "СИБУРа" готовится к запуску и не будет отменена. В ней примут участие около 100 человек. Правда, у них не будет опционов на выкуп акций, но они смогут получать доход от них. Стартовая цена рассчитывается исходя из оценки "СИБУРа" в $3,8 млрд. Очень интересно, кто эти первые 100 человек?

Также запланирован другой опцион: как говорилось выше, Hidron выпустит его в пользу Газпромбанка на 20% остающихся у него пока акций "СИБУРа", которые должны быть выкуплены через три года после совершения сделки. Можно предположить, что эти акции уже имеют точного конечного адресата. Возможны и другие, менее масштабные, "целевые" опционы.

Обратим также внимание на то, что уходить из зоны влияния нынешнего руководства "частный" "СИБУР" не намерен. Конов уже заявил, что "СИБУР" - это команда, сформированная его бывшим президентом Александром Дюковым, "во многом являющимся архитектором" сегодняшнего холдинга, и потому "пятерка" заинтересована "сохранить его влияние на развитие компании" и готова предложить ему оставить за собой пост председателя совета ее директоров. (В самой сделке г-н Дюков не участвует, так как посчитал это некорректным, оставаясь главой "Газпром нефти", связанной с "СИБУРом" коммерческими отношениями.)

При этом не стоит забывать, что контрольный пакет акций "СИБУРа" реально как минимум несколько лет останется под контролем "Газфонда" (25% ему принадлежит напрямую, а еще около 50% будет в залоге у Газпромбанка, крупнейшим акционером которого "Газфонд" стал прошлой весной). Между тем активами "Газфонда" управляет ЗАО "Лидер": ранее дочка "Газфонда", с апреля 2006 года оно на 75% (плюс 1 акция) принадлежит страховой группе "Согаз", которую, в свою очередь, полностью контролирует известный банк "Россия".

Кстати, совет директоров "Согаза" до сих пор возглавляет Алексей Миллер. А если вспомнить, что глава "Газпрома" в начале 90-х работал вместе с "архитектором" нынешнего "СИБУРа" Александром Дюковым в порту Санкт-Петербург, то круг реальных бенефициаров "приватизации" "СИБУРа" становится очевидным.

С "Газпромом" навеки
Что касается коммерческих отношений "СИБУРа" с "Газпромом", то они будут сохранены. Прорабатывается несколько совместных проектов, и новый "СИБУР" рассчитывает на продолжение сотрудничества. Это, в частности, создание на базе башкирского "Салаватнефтеоргсинтеза" СП для строительства комплекса по производству этилена мощностью 750 тыс. твг, на базе "Астраханьгазпрома" - производства полиэтилена (450-500 тыс. твг), а также покупка пакета акций "Казаньоргсинтеза" (переговоры о выкупе долей идут с его акционерами - АО "ТАИФ" и Правительством Татарстана). Кроме того, надо полагать, "СИБУР" рассчитывает на сохранение, а может быть, и увеличение поставок сырья на свои производства (сегодня, по словам Конова, на долю "Газпрома" приходится не более 20% от всех поставок сырья "СИБУРу"),

В заключение хотелось бы сказать, что большое сомнение вызывает сама объявленная непрофильность "СИБУРа" для "Гапрома". На наш взгляд, это как раз вполне профильный актив, обеспечивающий монополии возможность продавать не сырье, а продукты его глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью. Например, тот же "СИБУР-МУ" - это самый что ни на есть профильный бизнес именно для газодобывающей компании. Не говоря уж о переработке попутного газа на ГПЗ холдинга. Так, на его сырье работает Тобольский НХК, который активно развивается именно в направлении переработки этана и пропана.

Известно, что в последние годы благодаря рыночной конъюнктуре, нефтехимия стала одним из самых прибыльных бизнесов. И перспективы у нее очень хорошие. Другое дело, что "СИБУР", контролируемый госмонополией, с задачей стать лидером отрасли не справился.... По словам одного из руководителей крупного и быстро развивающегося нефтехимического холдинга, у "СИБУРа" самые плохие, устаревшие нефтехимические мощности в России, так как он очень мало инвестировал в их развитие. И, надо полагать, новый частный "СИБУР" должен будет преодолеть это отставание (причем максимально быстро) и превратиться в суперсовременную, высокоэффективную компанию. В разделе ее доходов и примут участие настоящие инициаторы совершающейся сделки.



НЕФТЬ И КАПИТАЛ No6/2008

http://www.oilcapital.ru/analytics/2008/07/011339_126129.shtml

01.07.2008

Док. 457230
Перв. публик.: 01.07.08
Последн. ред.: 05.07.08
Число обращений: 116

  • Дюков Александр Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``