В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Чапнин: Состоялась конференция `Проблемы нравственности и российские СМИ` Назад
Сергей Чапнин: Состоялась конференция `Проблемы нравственности и российские СМИ`
Конференция "Проблемы нравственности и российские СМИ" состоялась 31 января в Издательском Совете Русской Православной Церкви в рамках XV Рождественских образовательных чтений. В работе конференции приняли участие священники и миряне - руководители православных изданий, епархиальных пресс-служб и светские журналисты. Впервые в работе секции приняли участие два архиерея - архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк и епископ Магнитогорский Феофилакт, отмечается в пресс-релизе, выущенном организаторами конференции.

Конференцию открыл председатель Издательского Совета протоиерей Владимир Силовьев. Он приветствовал собравшихся и подчеркнул важность регулярного обсуждения проблем, связанных с церковной проповедью в СМИ и формированием системы православных средств массовой информации.

Председатель секции епископ Магнитогорский Феофилакт в своем докладе отметил, что "Сегодня СМИ оказывают определяющее влияние на то, что люди думают, как говорят и поступают. Именно через масс-медиа распространяются идеи, формируются или разрушаются идеалы". По мнению епископа Феофилакта, сегодня формируется общее медийное пространство РПЦ и участники этого процесса должны помнить евангельскую фразу "За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься" (Мф 12: 36-37)". Епископ Феофилакт считает, что "ответственность эта не только перед Богом, но и перед обществом".

Архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк в своем выступлении уделил особое внимание нравственным проблемам СМИ. Он отметил, что "сегодня СМИ в основном находятся в руках людей, для которых главное - не человек, а капитал". Архиепископ Марк считает, что себялюбие и эгоизм преподносятся как добродетель в большинстве СМИ, и привел в пример ток-шоу, когда человек, ничего не сделавший в этой жизни, получает роль третейского судьи, имеющего право публично выносить свои суждения по серьезным проблемам. В заключении он призвал "отказаться от популистской идеи четвертой власти, так как СМИ должны выполнять в первую очередь просветительскую функцию".

Руководитель Церковно-научного центра "Православная энциклопедия" Сергей Кравец проанализировал освящение жизни Церкви на российском телевидении и рассказал о своем опыте сотрудничества с федеральными телеканалами. Сегодня "Православная энциклопедия" размещает свои фильмы и программы на ОРТ, РТР, НТВ и ТВЦ. Он особо отметил, что понять особенностей взаимодействия с телеканалами можно только в том случае, если понимаешь, до какой степени они коммерциализованы. Даже так называемые "госканалы" получают финансирование, необходимое лишь для оплаты сигнала, в остальном они находятся на самоокупаемости и заинтересованы в повышении рейтингов любой ценой, в том числе и постоянным понижением духовной и нравственной планки в программах. Сегодня законы рынка таковы, что даже газеты, на которые возлагались надежды в связи с тем, что они оказались в руках православных предпринимателей, становятся "все желтее и желтее". То же самое происходит и на телевидении.

Сергей Кравец призвал православных журналистов не питать особых иллюзий по поводу ресурса государственного влияния на политику телеканалов, особенно - в предвыборный год: "Государство интересуется телеканалами лишь как инструментом манипулирования сознанием. Сегодня господствует принцип "чуть меньше хлеба, чуть больше зрелищ"". "Противостоять этому можно, но это должны быть продуманные церковно-общественные лоббистские методы" - отметил Кравец.

Среди положительных тенденций, он отметил тот факт, что на федеральных каналах "практически не бывает информационных программ без церковных новостей". Кроме того, часто отсутствие православных передач связано с неудовлетворительным качеством программ, которые снимают православные телестудии и продюсерские компании. На опыте "Православной энциклопедии" Сергей Кравец убедился, что "иногда возникает сложный конфликт между темой и телевизионным жанром, и тогда передача не складывается". Он также предложил помощь в епархиальным телестудиям в развитии отношений с местными ГТРК.

Ответственный редактор газеты "Церковный вестник" Сергей Чапнин призвал собравшихся к участию в создании христианской методологии анализа масс-медиа. Он считает необходимым развитие богословских исследований в новой отрасли, которую назвал богословием коммуникации. "Информационный монстр опасен, пока он неопределим", - отметил Чапнин. Он обратил внимание собравшихся, что многие так называемые "пророки информационного общества", в частности, основатель кибернетики Норберт Винер, в своих теоретических трудах затрагивали серьезные метафизические проблемы и довольно дерзко оперировали богословскими понятиями. Православные богословы, со своей стороны, упустили возможность участия в формировании новых отраслей знания, с которым сегодня связаны все основные направления развития информационного общества. Богословие коммуникации может стать важным шагом вэтом направлении. При разработке богословия коммуникации необходимо опираться, с одной стороны, на евхаристическое богословие XX века, а с другой - на церковное учение об образе, которое в последние 200 лет было ограничено одним видом образа - иконой, между тем как святоотеческое учение об образе значительно более универсально.

Преподаватель кафедры телевидения и радиовещания ф-та журналистики МГУ Анна Новикова выступила в своем выступлении предложила искусствоведческий анализ фильма "Остров" с точки зрения массовой культуры с одной стороны, и задач церковной миссии, с другой.

Главный редактор портала "Религия и СМИ" Александр Щипков в докладе, написанном с тонкой иронией, проанализировал четыре основных типа проповеди, встречающихся сегодня в радиожурналистке и ответил на вопросы участников.

В заседании также приняли участие главный редактор издательства "Лепта-книга" Ольга Голосова, член Союза писателей Тамара Крюкова, представители православных и светских СМИ. Большинство докладов сопровождалось оживленной и заинтересованной дискуссией.

На конференции состоялось награждение почетными грамотами Издательского Совета за вклад в организацию Второго фестиваля православных СМИ "Вера и слово" заместителя декана социологического факультета МГУ Алексея Синякова и сотрудника социологического факультета Филиппа Малахова, главного редактора журнала Московской Духовной Академии "Встреча" Петра Королева, сотрудников Кадрового Дома "СуперДжоб" и веб-студии "Никола".

Кроме того, участникам конференции был представлен новый справочник-путеводитель "Православный интернет", изданный специально к Рождественским чтениям.

Во второй части конференции ее участникам был представлен доклад магистра богословия, профессора СпбДА протоиерея Георгия Митрофанова "Россия взыскующая Бога (по фильму П. Лунгина "Остров") с показом и обсуждением фрагментов фильма.

По окончании конференции состоялось краткое совещание руководителей ряда православных СМИ.

http://www.regions.ru/news/2050374/

01.02.2007


Док. 457215
Перв. публик.: 01.02.07
Последн. ред.: 05.07.08
Число обращений: 217

  • Чапнин Сергей Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``