В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Чапнин: Проблема роста Назад
Сергей Чапнин: Проблема роста
Сегодня самым разным людям в Церкви - и мирянам, и священникам, и епископам - необходимо понять, что церковная журналистика - один из ключевых инструментов как миссионерской деятельности, так и внутрицерковного общения. Кроме того, церковные СМИ - это хорошая площадка для диалога Церкви и общества.

Сергей Чапнин, ответственный редактор газеты "Церковный вестник" комментирует статью Алексея Соколова "Пресс-периферия":

Сегодня самым разным людям в Церкви - и мирянам, и священникам, и епископам - необходимо понять, что церковная журналистика - один из ключевых инструментов как миссионерской деятельности, так и внутрицерковного общения. Кроме того, церковные СМИ - это хорошая площадка для диалога Церкви и общества.

Но готова ли сама Церковь к диалогу на этой площадке? К сожалению, далеко не всегда. Пробовали ли вы когда-нибудь получить от священника или епископа комментарий по тем или иным актуальным событиям? Не рассказ о церковном празднике, не проповедь, а именно аргументированный ответ на вопрос о современной жизни общества? Не только для светских, но и для церковных журналистов это крайне сложная задача. Конечно, дело не в том, что духовенство пытается что-то скрыть. Они боятся, не хотят или не знают, что и как говорить журналистам.

И в то же время очевидно, что голос Церкви должно звучать ясно и убедительно. Это возможно лишь тогда, когда священник говорит на понятном языке. Однако многие священники привыкли поучать, говорить штампами, смотреть на собеседника сверху вниз. Так обращаться к светской аудитории нельзя, с ней необходимо говорить на равных. Это потом уже люди поймут, что перед ними - духовный авторитет, уже потом придут к нему за советом. А сейчас им важно понять, что священник - человек твердых нравственных принципов, честный и открытый, уважающий чужое мнение. Тогда и только тогда возникнет доверие к Церкви. Каждый раз, когда священник обращается со страниц СМИ к людям, он должен это доверие завоевывать, подтверждать.

Другая сторона проблемы - непростая ситуация среди собственно церковных СМИ. Необходимо четко обозначить группу изданий, которые искажают позицию Церкви, манипулируют сознанием верующих. Введение церковной цензуры сегодня практически невозможно, и централизованно решить проблему распространения псевдоправославных СМИ не удастся. Но если сотни приходов и монастырей, прочитав, к примеру, газету "Дух христианина" или "Русский вестник", скажут твердое "нет" их распространению, это создаст хороший, здоровый прецедент. Мнение Церкви станет подлинным ориентиром для читателей.

Церковь должна говорить о реальных духовных проблемах современного человека. Безусловно, жития святых дают примеры святой и благочестивой жизни, но если такое свидетельство звучит со страниц периодических изданий, оно теряет свою силу... Журналистика - это разговор о современном мире. И мы должны уметь говорить о задачах церковной жизни хорошим современным языком - газетным, журнальным, языком новостного телерепортажа. Журналист или редактор, который выпускает блеклую, перепечатанную с дореволюционных брошюр, полную безличных официозных отчетов газету, не профессионал и, как бы жестко это ни звучало, очень плохой миссионер. Потому что он вышел на такое церковное служение, для которого у него нет таланта, харизмы, духовной чуткости. И результат будет соответствующим.

Но всему можно научиться. И проблемы, о которых я говорю, это не тупик, это проблемы роста. У церковной журналистики блестящие перспективы, потому что люди устали от нравственного безразличия и жестокосердия, царящих в СМИ. Они всегда откликаются на материалы, где профессионально и без морализаторства дается христианский взгляд на события наших дней.

http://www.religare.ru/2_53697.html

04.05.2008

Источник: Фома


Док. 457206
Перв. публик.: 04.05.08
Последн. ред.: 05.07.08
Число обращений: 130

  • Чапнин Сергей Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``