В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Бадовский: Простых `матрешек` не осталось Назад
Дмитрий Бадовский: Простых `матрешек` не осталось
Напомним, Владимир Путин 4 июня 2007 года подписал Федеральный конституционный закон "О внесении изменения в статью 9 Федерального конституционного закона "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа", принятый Государственной Думой 18 мая 2007 года и одобренный Советом Федерации 25 мая 2007 года.

Ранее решение о слиянии двух регионов одобрили их жители на референдуме, состоявшемся 16 апреля. В Иркутской области "за" проголосовали 89,7% граждан, в автономном округе - 97,79%. Против объединения высказались лишь 9,47% избирателей области и 1,55% - округа. Идею объединения поддержали практически все политические силы России. Помимо "Единой России", голосовать "за" агитировали также ЛДПР и КПРФ, чьи лидеры Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов приезжали для этого в Иркутскую область и УОБАО.

По уже сложившейся традиции, федеральный центр поощряет объединившиеся регионы дополнительными целевыми субсидиями на наиболее экономически значимые проекты.

Накануне референдума об образовании укрупненной Иркутской области президент подписал указ о дополнительных мерах поддержки вновь образующемуся субъекту Федерации, которая будет направлена в первую очередь на развитие здешней социальной инфраструктуры.

"За формально-юридическими вещами мы не должны забывать, для чего это делается. Эта работа ведется для того, чтобы объединять усилия в решении тех задач, которые стоят перед регионами, для улучшения жизни людей. Вы сможете повысить явку населения, когда люди увидят и почувствуют, что руководство субъектов Российской Федерации сегодня намечает серьезные планы для исправления ситуации", - заявил Владимир Путин.

Напомним, за последние годы в России произошло уже три укрупнения субъектов федерации. 1 декабря 2005 года в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа был образован Пермский край. 1 января 2007 Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа объединились в новый регион - Красноярский край. 23 октября 2005 года состоялся референдум по вопросу объединения Камчатской области и Корякского автономного округа, новый субъект РФ - Камчатский край - появился на карте России 1 июля 2007 г.

Несложно заметить, что каждый раз проходило не слияние одинаково сильных экономических центров, а скорее присоединение дотационного региона к мощному соседу.

Логика объединений, проходивших каждый раз по воле федерального центра, объяснима очень легко. "Основная причина того, почему объединение понадобились Кремлю, связана с проблемой так называемых "матрешечных" регионов. Эти регионы представляли собой странную вещь с правовой и управленческой точки зрения, и для многих это было невыносимое зрелище", - отметил в интервью Стране.Ru старший эксперт Института региональной политики Алексей Титков.

Напомним, "матрешечные" регионы - это территориальные образования, которые входят одно в другое, но при этом являются самостоятельными субъектами федерации. Такими регионами были Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Красноярский край с Эвенкией и Таймыром. До сих пор таковыми остаются Тюменская область с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами и Архангельская область, в состав которой формально входит Ненецкий автономный округ.

Впрочем, эксперты утверждают, что, объединяя регионы, в Кремле пытались решить и еще одну задачу, которая имеет экономический смысл. "Неслучайно получилось, что политика укрупнения регионов разрабатывалась параллельно с новой системой разграничения полномочий, т.е. с так называемой реформой Козака, принятой в 2003 году", - заметил в интервью Стране.Ru замдиректора НИИ социальных систем Дмитрий Бадовский.

Смысл реформы был в том, чтобы четко разграничить полномочия и обеспечить финансовую самодостаточность для субъектов федерации.

Для этих целей было крайне важно обеспечить выравнивание экономического развития. "В Кремле посчитали, что для решения этих целей лучше всего подойдет объединение", - считает Бадовский.

Есть и еще одна причина, которой можно объяснить процессы слияния - мощные регионы всегда хотят присоединить к себе более слабого соседа, который, к тому же, еще и зависит от него экономически. Проблема заключается в том, что власти дотационных субъектов федерации хотят сохранить свою автономию.

Впрочем, до сегодняшнего момента Кремлю удавалось улаживать все конфликты. Однако будет ли продолжено объединение - пока остается под вопросом. Дело в том, что практически все "матрешечные" регионы уже объединены. 1 марта 2008 года появится объединенный Забайкальский край в составе Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Остаются только Архангельская область с Ненецким автономным округом, а также Тюменская область с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами.

Пока слияние этих территорий крайне проблематично, поскольку в его результате образовались бы супер-регионы, обладающие на порядок большей, чем у соседей, экономической мощью.

Соответственно, и руководители таких регионов будут обладать колоссальными ресурсами и властью, предупреждает Бадовский. А создание сильных региональных центров власти пока отнюдь не входит в планы Кремля.

Кроме "матрешечных" регионов в Кремле были бы не против объединить некоторые другие субъекты федерации, но в случае с исходно независимыми территориями уже наработанная схема может дать сбой - слишком уж трудно будет при таком слиянии соблюсти баланс интересов властных и бизнес-элит сливаемых территорий.

И, тем не менее, объединительные процессы могут продолжиться. За последние годы звучало огромное количество предложений по объединению субъектов федерации - Ярославской и Костромской областей, Магадана и Чукотки, Кемеровской области, Алтайского края и Республики Алтай, Чечни и Ингушетии, даже Москвы и Московской области. Однако в случае подобных объединений возникают вполне понятные проблемы - власти более слабых регионов не хотят терять свои полномочия. "До сих пор ключевым в решении вопросов объединения регионов был "фактор Путина". Будут ли такие возможности и воля у нового президента - вопрос", - сомневается Дмитрий Бадовский.


http://www.strana.ru/doc.html?id=85745

03.01.2008

Михаил Рубин


Док. 457117
Перв. публик.: 03.01.08
Последн. ред.: 04.07.08
Число обращений: 191

  • Бадовский Дмитрий Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``