В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Шумский: Прокуратура республики встала на защиту предпринимателей Назад
Сергей Шумский: Прокуратура республики встала на защиту предпринимателей
28 апреля, в республиканской прокуратуре состоялось заседание расширенной коллегии по вопросам состояния законности в сфере соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности.

Как известно, развитие малого и среднего бизнеса признано в РФ приоритетным направлением деятельности государственных органов. Об этом неоднократно говорилось в выступлениях президента России Владимира Путина. Однако же, практика показывает, что госорганы не только не стимулируют развитие бизнеса, но и устраивают на его пути всевозможные препоны. Понятие "административный барьер", должное в ходе продолжающейся в стране административной реформы, остаться разве что в учебниках по истории "переходного периода", остается актуальным в деятельности любого бизнесмена. Это подтвердил доклад Светланы Юрченко, начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства. Светлана Юрьевна озвучила на коллегии весьма интересные цифры и факты, говорящие о практически повсеместных нарушениях законов надзорными органами и структурами исполнительной власти в отношении предпринимателей.

В частном бизнесе республики сегодня трудится около 64 тыс. человек, что составляет 14,7% от числа работоспособного населения Якутии. Между тем, в западных странах этот показатель достигает 64%, что говорит о низком уровне развития частного сектора в республике, да и в России в целом.

На фоне и без того не слишком развитой сферы предпринимательства любые по отношению к ним нарушения закона выглядят, как факты вопиющего произвола. К тому же, сравнительно небольшое их число объясняется не благополучием отношений между малым бизнесом и контролирующими органами. Причина - в боязни предпринимателей заявлять о фактах нарушений в правоохранительные органы и неверии в их силу и желание помочь.

За 2005 год и начало 2006-го в республике прокурорами зафиксировано 150 случаев нарушения законодательства в этой отрасли, по ним было принято 144 акта прокурорского реагирования, выдано 71 предписание, подано 13 заявлений в суд.

Нарушения были зафиксированы практически во всех районах республики, но наиболее вопиющие - в Жиганском, Алданском, Нерюнгринском, Усть-Янском, Мегино-Кангаласском, Оленекском улусах, городах Якутск, Мирный, Жатай.

Так, администрация Жиганского улуса запретила предпринимателям вывоз мяса, рыбы, пушнины без своего письменного разрешения, требуя для его получения массу дополнительной документации. Этим же распоряжением было запрещено пассажирам самолетов вывозить с собой свыше 30 кг рыбы.

В Алдане и Нерюнгри работники ветеринарного надзора провели внеплановую проверку всех (!) торговых предприятий, когда в одном из них - ООО "Айгуль"- выявили зараженное ящуром мясо оленины, привезенное из Иркутской области. Причем ,проверке подверглись да же те торгующие организации, которые никогда не занимались продажей мяса!

В Нюрбинском районе сотрудники РОВД незаконно - без распоряжения о проверке, в отсутствие хозяина - изъяли 43 соболиные шкуры, что прокуратура расценила как самоуправство.

Из доклада прокурора стало понятно, что нарушения допускают все без исключения надзорные органы - Госпожнадзор, Роспотребнадзор, Ветнадзор, Алкогольконтроль и другие.

Но и это еще не все. На предпринимателях "отрываются" и муниципальные органы власти. Во всех МО действовали никем не регламентированные комиссии, регулирующие оборот алкогольной продукции, вводящие запреты на его реализацию, лицензирующие деятельность с ним связанную, словно комиссия - это лицензирующий орган.

Да что там говорить о муниципалитетах, когда само Правительство РС(Я) издало незаконное постановление (No220), оспоренное затем прокуратурой через Верховный суд.

Светлана Юрченко заметила, что и предприниматели, конечно, не без греха. 134 ФЗ, принятый в целях защиты их прав действует только в отношении законопослушных бизнесменов. А то, что они нуждаются в защите, ярко продемонстрировал факт, полученный в ходе анкетирования предпринимателей Ленского района. Отвечая на вопрос - сколько проверок на его предприятии прошло в прошлом году, один из предпринимателей привел цифру 37, из них 26 плановых и 11 внеплановых!

Главный федеральный инспектор по РС(Я) Сергей Кириллин напомнил о приоритетности сферы малого бизнеса в развитии России и призвал прокуратуру использовать быстрые и жесткие меры по его защите, ведь именно малый бизнес должен помочь в улучшении благосостояния населения.

Прокурор республики Сергей Шумский, в развитие темы малого бизнеса сказал о том, что прокуратурой принимаются меры не только по защите прав предпринимателей, но и по защите потребителей товаров и услуг оказываемых недобросовестными предпринимателями. По словам Сергея Владимировича, республиканская прокуратура с сегодняшнего дня приступила к массовым проверкам жилищного фонда для выявления ущерба здоровью населения, проживающего в затапливаемых, холодных, ветхих домах. Если вред здоровью, причиненный невыносимыми условиями для жизни, будет подтвержден, прокурор пообещал заводить уголовные дела на виновных. Особенно тщательно проверки будут проводиться в Якутске, где весной сложилась наиболее тяжелая ситуация.

"Мы не собираемся впредь ограничиваться административными мерами воздействия. Те руководители, по чьей вине дома оказались затопленными, а снег вовремя не вывезен, будут наказаны" - сказал прокурор.

Также прокуратура намерена серьез заняться проверкой нарушений в сфере пассажироперевозок. Здесь тоже в ближайшее время начнутся проверки, в ходе которых на водителей, подвергающих опасности жизни пассажиров из-за неисправностей автотехники, будут заводиться уголовные дела.

Министр по делам предпринимательства РС(Я) Анатолий Скрыбыкин в своем выступлении предложил создать совет при прокуроре республике для защиты прав предпринимателей. Также аналогичные советы были предложены и в прокуратурах МО. Это, по словам министра, позволит "приструнить" как недобросовестных инспекторов, так и нерадивых бизнесменов.

Прокурор инициативу министра одобрил. Также Сергей Шумский порекомендовал приглашать прокуроров на "круглые столы", об успешной практике которых в преодолении "административных барьеров" рассказал Анатолий Скрыбыкин.

Прокурора республики интересовало количество жалоб на чиновников от предпринимателей и как оценивает министр работу координационного совета по предпринимательству при президенте РС(Я).

Анатолий Николаевич посетовал, что их мало - за первый квартал поступило всего три жалобы на контролирующие органы и четыре на муниципалитеты. Устные же жалобы приходится выслушивать ежедневно. Предприниматели просто боятся письменно высказывать претензии к органам, от которых зависит их деятельность. Хотя, по тем обращениям, которые были рассмотрены, все разрешилось в пользу частников.

Что касается деятельности координационного совета по предпринимательству при президенте РС(Я), то его работу министр оценивает положительно. "Плохо только то, что он слишком редко собирается". Так, в 2005 году совет собирался всего два раза, на 2006-й запланированы три встречи.

Следующим слово для выступления дали Родиону Федорову - руководителю комитета по торговле и матресурсам республики. Родион Иннокентьевич рассказал о работе возглавляемого им ведомства и, несмотря на то, что оно по числу жалоб со стороны предпринимателей занимает "почетное" второе место, избежал жесткой прокурорской критики.

Чего не скажешь о выступившем следом врио министра внутренних дел Анатолии Дзивицком. Анатолию Антоновичу "досталось" по первое число.

Едва он начал объяснять поведение своих сотрудников в Нюрбинском улусе, изъявших соболиные шкуры, как он пояснил, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), как тут же был подвергнут остракизму.

"Какие ОРМ по пушнине? Это не предусмотрено Законом о милиции! Не надо тут оправдываться, не говорите того, чего не знаете! Ваши сотрудники из ОБЭП разгуливают по городу, словно шайка какая-то. Предприниматели их боятся больше, чем бандитов. Но ничего, мы займемся этим. Посмотрим, кто кого будет бояться - милиционер, чувствующий сейчас себя хозяином любого магазина, или владелец, обратившийся к нам на него с жалобой".

Анатолий Антонович попытался что-то возразить с трибуны: "Я никого не оправдываю. Трое человек наказаны. Руководитель УБСППРиИАЗ Атласов уволен, вместо него назначен человек - дайте ему время, он все исправит".

Но прокурора республики было уже не остановить. "Вот эта ваша структура с неблагозвучным названием ПСОРИАЗ. Почему из 286 выявленных нарушений по торговле, только 13 сделали ваши сотрудники? Чем там занимаются люди? Ничем! И откуда же пришел новый начальник УБСППРиИАЗ? Уже год длится реорганизация МВД-УВД. Милиция - разваливается, идет вал преступности. Нарушения приводят к злоупотреблениям, злоупотребления - к коррупции.

В прошлом году на сотрудников милиции было заведено 50 уголовных дел. За четыре месяца этого года - уже 175". На Дзивицкого было жалко смотреть. Сжалился и прокурор. "Анатолий Антонович, я понимаю, что за всем уследить невозможно. Где ваш заместитель? Почему вы не отправили его вместо себя? Спросите с него. Наладьте работу. Через месяц я вас приглашу и посмотрим - улучшилась ситуация или нет".

Подводя итоги коллегии, прокурор республики призвал предпринимателей не бояться и сигнализировать о нарушениях в органы прокуратуры по месту жительства. В свою очередь, он пообещал, что каждое обращение будет рассмотрено и принято решение по нему. "Прокуроры улусов уже получили соответствующие указания" - заявил Сергей Шумский. Так же он отметил, что и ведомства, так или иначе контролирующие предпринимателей, получат из прокуратуры рекомендации, соблюдение которых будет проверено через время.

Евгений ГРИБЧАТОВ

Из доклада Светланы Юрченко, начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства, на коллегии прокуратуры РС(Я), 28.04.2006:

В Усть-Янском районе распоряжением главы наслега Казачье всем учреждениям, предприятиям и частным предпринимателям в честь 130-летия образования школы в наслеге предписано в обязательном порядке оказать спонсорскую помощь в денежном выражении.

Подобные нарушения выявлялись в деятельности органов местного самоуправления Оленекского, Вилюйского, Намского, Нюрбинского районов, города Удачного, поселка Жатай.

При администрации Чурапчинского района создан Совет по вопросам предпринимательства. В обязанности Совета вменены вопросы развития малого предпринимательства, координации программ по поддержке предпринимательства, разработка и внесение соответствующих предложения в данной области. Прокурором района установлено, что с момента создания Совета не проведено ни одного заседания, никаких реальных действий по осуществлению возложенных на него функций, принятию мер по решению вопросов малого предпринимательства Советом в нарушение ст.50 Устава МО "Чурапчинский район" не принято.

Зачастую факты ущемления прав субъектов предпринимательской деятельности органами местного самоуправления и органами государственной власти допускаются при осуществлении правового регулирования порядка размещения заказов для муниципальных нужд, при выборе способа размещения заказа.

Так, в нарушение требований бюджетного законодательства, распоряжением главы администрации МО "Булунский улус" "О поставке продуктов питания и мягкого инвентаря Таймылырской средней школе и пришкольному интернату" от 2.12.2004 No 429/1 директору Таймылырской средней школы и пришкольного интерната разрешено произвести закупку продуктов питания и мягкого инвентаря самостоятельно, без проведения тендера.

Аналогичные и иные нарушения в нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления, регулирующих вопросы организации размещения заказов на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд установлены прокурорами Амгинского, Усть-Майского районов, городов Якутск и Мирный.

Прокурорскими проверками установлены факты размещения муниципального заказа без проведения конкурса. Так, закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 МРОТ осуществляются МО "Момский улус" без проведения конкурса. Аналогичные нарушения допущены администрацией МО "Мегино-Кангаласского улуса", администрацией Нерюктяинского наслега в Жиганском районе, а также в Булунском, Усть-Янском, Алданском, Оймяконском районах.

Анализ надзорной деятельности городских и районных прокуроров в данном направлении по итогам 2006 г. показывает, что нарушения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" No134 от 08.08.01 г. все еще допускаются как органами внутренних дел, так и другими различными контролирующими органами, в т.ч.:территориальными отделами Государственного автодорожного надзора Республики Саха (Якутия), Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, подразделениями федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Саха (Якутия), территориальными отделами Роспотребнадзора, территориальными отделами Госпожнадзора, Ленским межрайонным отделом за охраной, воспроизводством водных биоресурсов и среды обитания, органами внутренних дел (отделы по борьбе с экономическими преступлениями, ОБСПРИиАЗ).

Распоряжения о проведении контрольных мероприятий зачастую не соответствуют установленным требованиям, не указывается дата начала и окончания проверки, правовые основания, нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке.

Не всегда составляются акты по окончанию проверок, изъятия документов, продукции без составления протокола об административном правонарушении.

Зачастую внеплановые проверки проводятся без достаточных к тому оснований, исчерпывающий перечень которых содержится в ст.7 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

Руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору приказом No50 от 16.03.06 г указал специалистам провести внеплановые проверки в отношении предприятий всех форм собственности в городах Нерюнгри и Алдане.

Данный приказ не соответствует требованиям федерального законодательства, в частности, в приказе не указаны наименования юридических лиц или фамилии, имена, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся мероприятия по контролю, правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке.

Инспектор ОБПСПРиИАЗ Сунтарского РОВД лейтенант милиции Кириллин П.П. в нарушение п.4 ст.7 Федерального закона No134 без распоряжения о проведении соответствующего контрольного мероприятия 02.07.04 г. и 13.01.05 г. совместно со специалистами ГУ "Алкогольконтроль" провел проверки в отношении ООО "Мария".

Аналогичным образом, т.е. без соответствующего распоряжения и без составления акта инспектором ОГПН по Сунтарскому району проведена в октябре 2005 г. проверка в отношении того же предприятия.

В отделе БПСПРиИАЗ Сунтарского РОВД не ведется учет распоряжений о проведении плановых, внеплановых проверок, не составляются планы проведения проверок. В распоряжениях отсутствуют сведения о дате начала и окончания проверки, не указываются правовые основания для проведения проверочных мероприятий.

В Ленском районе установлен факт незаконного изъятия у ИП Иванова А.К. начальником Верхнеленского межрайонного отдела за охраной, воспроизводством водных биоресурсов и среды обитания Фисак Р.А. в ходе проведения проверки оригиналов товарных документов на рыбную продукцию. По данному факту прокурором района 14.02.06 г. в отношении Фисак Р.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.1 КоАП РФ. 06.03.06 г. постановлением мирового судья Фисак Р.А. признан виновным, на него наложен административный штраф.

Начальником отдела вневедомственной охраны при Томпонском РОВД по результатам проверки деятельности ряда предпринимателей в сфере оборота алкогольной продукции выданы предписания, с требованиями установить сигнализации в соответствующих магазинах.

Выявляются и иные виды нарушений прав предпринимателей со стороны контролирующих, надзорных органов.

Так, проведенной проверкой в Территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по республике Саха (Якутия) выявлены факты нарушения двухмесячных сроков рассмотрения заявлений предпринимателей, юридических лиц на получение санитарно-эпидемиологического заключения на осуществление отдельных видов деятельности.

В 2005 г. при осуществлении надзора за соблюдением законодательства об обороте алкогольной продукции установлено, что практически во всех районах при администрациях муниципальных образований незаконно действовали межведомственные комиссии по контролю за оборотом алкогольной продукции.

Деятельность указанных комиссий являлась незаконной, и фактически являясь одним из административных барьеров. В настоящее время данные нарушения в результате принятых мер прокурорского реагирования устранены, деятельность комиссий в муниципальных образованиях прекращена.

Необходимо отметить некоторую не принципиальную позицию Министерства по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия). Так, из представленной информации о состоянии малого предпринимательства и о принимаемых мерах по устранению административных барьеров следует, что Министерством введена в практику экспертиза нормативных документов, касающихся вопросов малого предпринимательства, с общественными объединениями предпринимательского сообщества.

Так, с учетом внесенных поправок принято постановление Правительства Республики Саха (Якутия) No220 от 22.04.05 г. "О проведении аттестации работников торговли и общественного питания Республики Саха (Якутия)", в котором учтен принцип добровольности прохождения указанной процедуры.

Вместе с тем, в связи с явным противоречием данного постановления ст.71 Конституции РФ, ст.1 Гражданского кодекса РФ, постановлению Правительства Российской Федерации от 13.01.2005г. No 23-р прокуратурой республики направлено заявление в Верховный суд о признании его незаконным и недействительным. 15.07.05 г. заявление прокурора рассмотрено и удовлетворено в полном объеме.

Таким образом, выявляемый широкий спектр нарушений на различных уровнях управления свидетельствует о необходимости принятия дополнительных мер к защите прав субъектов предпринимательской деятельности в целях соответствия надзорной деятельности требованиям приказа Генерального прокурора РФ от 17.08.05 г. No29.


28-04-2006

http://1sn.ru/show.php?id=5467


Док. 456895
Перв. публик.: 28.04.06
Последн. ред.: 04.07.08
Число обращений: 196

  • Шумский Сергей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``