В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Будущее все равно за разделом продукции. Интервью Алексея Мельникова Назад
Будущее все равно за разделом продукции. Интервью Алексея Мельникова
Сегодня многие считают, что те проекты, которые реализуются на условиях соглашения о разделе продукции (СРП), невыгодны России. Другой точки зрения придерживается один из авторов закона о СРП, бывший депутат Государственной думы трех созывов, а ныне член федерального совета партии "Яблоко" Алексей Мельников.

- Наиболее очевидной причиной обострения ситуации с проектом "Сахалин-2", да и вообще нового витка дискуссии вокруг темы соглашений о разделе продукции эксперты называют желание компании "Газпром" войти в этот проект. Она может это сделать, используя особенности законодательства?

- К СРП тема вхождения в проект отношения не имеет. Это как в любом бизнесе: если хотите приобрести часть компании, ведите переговоры с собственником об условиях покупки активов. Закон этого не запрещает. Он запрещает другое - использование государственных органов в частных интересах. Если акционерная компания "Газпром" хочет принять участие в проекте "Сахалин-2", она должна вести переговоры с акционерами компании "Сахалин Энерджи", которая этот проект реализует. И предлагать либо купить долю в проекте, либо обменять активы. Последняя тема активно обсуждалась летом прошлого года. Предлагался обмен 25-процентной доли в проекте "Сахалин-2" на 50% акций в специально учрежденной компании "Заполярное-Неоком" (освоение части залежей Заполярного месторождения). Однако после того, как смета затрат по второму этапу сахалинского проекта была увеличена с $12 млрд до $20 млрд, переговоры остановились. Но рост затрат, по крайней мере отчасти, был неизбежен.

- А может российское правительство не увеличивать смету расходов оператора на "Сахалине-2", как того просит компания "Сахалин Энерджи"?

- Если увеличение обосновано инфляцией (рост цен на закупаемое оборудование, электроэнергию, увеличение заработной платы персонала), использованием более дорогостоящих технических решений, увеличением расходов на экологию, то оснований у государства не соглашаться с ростом затрат нет. Законная основа для отказа в утверждении затрат в данном случае отсутствует. Конечно, все нерациональные расходы (если они есть) могут быть сокращены.

В случае с проектом "Сахалин-2" нужно также иметь в виду, что мы имеем дело с компанией, принадлежащей англо-голландской корпорации Shell, а также японским Mitsui и Mitsubishi. Это корпорации, акции которых котируются на бирже, и резкий рост затрат должен приводить к снижению их котировок. Потому что если компания увеличивает затраты, то в глазах акционеров она начинает выглядеть неэффективной. И в случае с ростом затрат по проекту "Сахалин-2" должен действовать подобный скрытый регулятор. Если затраты увеличиваются, то, видимо, это действительно необходимо.

- Если предположить, что наше правительство "пойдет на принцип" и ситуация станет патовой, то государство как-то сможет прекратить деятельность иностранных компаний в рамках проекта "Сахалин-2"?

- Для такого решения оснований нет. Это крупнейший инвестиционный проект в России, оказывающий положительное влияние на экономику Дальневосточного региона, на уровень жизни людей. Проект уже начал приносить доходы в бюджеты. Здесь присутствуют интересы и Сахалинской области, и Хабаровского края, российских предприятий и тысяч российских граждан, занятых в работах по проекту. Если у Росприроднадзора есть вопросы к экологии проекта, то разумно в ходе проводимой сейчас комплексной проверки подобные вопросы сформулировать, наметить совместно с инвесторами план работ по устранению нарушений. Если по закону полагается заплатить за экологический ущерб, то инвесторы обязаны заплатить. Разумеется, не фантастические цифры в десятки миллиардов долларов, которые еще до проведения комплексной проверки озвучил глава Росприроднадзора. Общественный интерес в том, чтобы проект продолжал осуществляться без остановок, но с соблюдением экологических стандартов.

- Каким образом можно обеспечить более эффективный контроль над проектами?

- С точки зрения контроля со стороны государства СРП более эффективно, чем действующая лицензионная система. Мы уже говорили о нерациональных затратах, которые могут сокращаться в рамках такого контроля. Ключевой момент в том, что через управляющий комитет, состоящий на паритетных началах из представителей государства и инвестора, государство контролирует ход работ. Потому что каждый год управляющий комитет утверждает программу и смету работ по проекту. При лицензионной системе ничего подобного нет. Там государство наблюдает за ходом проекта только во время проведения проверок, а к вопросу величины затрат вообще отношения никакого не имеет. Однако и при СРП проверки возможны, как показывает последний пример с экологическими мероприятиями на Сахалине. Другими словами, при этом режиме у государства больше инструментов контроля.

- Сейчас много говорят о том, что СРП было ошибкой и России этот режим совершенно невыгоден. Что вы, как один из авторов законодательства, думаете об этом?

- Развитие проектов в России говорит о противоположном - опыт оказался успешным. Нужно, конечно, устранять недостатки, которые есть в каждом новом деле. Это нормально, это жизнь. Но главное сегодня - изменять законодательство и расширять сферу распространения этой схемы. Давайте посмотрим на цифры. Инвестиции всего лишь по трем проектам СРП на конец 2005 года составили $17,5 млрд. Это треть всех иностранных инвестиций, накопленных в российской экономике с начала 90-х годов. Более половины этих инвестиций пошли на заказы российским предприятиям и организациям либо совместным предприятиям, созданным в России. Это мощный стимул для нашего экономического роста. Чему же удивляться, если при таких масштабах работ средняя заработная плата в Сахалинской области одна из наивысших в стране, а безработица одна из наименьших?

СРП на Сахалине - это и прорыв технологический: первые в России платформы на Арктическом шельфе, первый в России и один из крупнейших в мире завод по сжижению газа на юге Сахалина.

Законодательство об СРП было окончательно парализовано в 2003 году Государственной думой, которая приняла поправки к целому ряду законов, затрагивающих данную сферу. Это один из ответов на вопрос о том, почему сегодня у нас на Арктическом шельфе работают только два проекта. Ответ не единственный. Потому что при сегодняшней бесконтрольной бюрократии и засилье госкомпаний в нефтегазовом комплексе сложно добиться успеха в любом живом деле. И сахалинские СРП заработали и работают во многом благодаря настойчивости самих сахалинцев и ныне покойного губернатора области Игоря Фархутдинова.

Но я думаю, что за СРП в России все равно будущее. Будет востребовано то лучшее, что есть в этом законодательстве: гибкость налогообложения, прозрачность контроля, гарантии стабильности. И чем более успешными будут три уже работающих СРП - "Сахалин-1", "Сахалин-2", Харьягинский,- тем скорее это время наступит.



"Гудок"
17 октября 2006 года
http://www.yabloko.ru/Publ/2006/2006_10/061017_gud_melnikov_srp.html






Док. 456842
Перв. публик.: 17.10.06
Последн. ред.: 04.07.08
Число обращений: 239

  • Мельников Алексей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``