В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Мельников. Вышки заблуждения Назад
Алексей Мельников. Вышки заблуждения
Основные акционеры "Сахалина 2" - "Шелл", "Митцуи" и "Митцубиси" - объявили, что начнут переговоры о передаче "Газпрому" контрольного пакета проекта, ожидая, как говорят эксперты, ослабления экологического давления. Это можно считать первым успехом атаки на пересмотр режима СРП. "Газета.Ru-Комментарии" представляет взгляд на природу и последствия атаки на СРП одного их разработчиков законодательства о разделе продукции.




Очередная кампания против соглашений о разделе продукции (СРП) вновь породила у инвесторов и экспертного сообщества пессимистические настроения относительно перспективности этого вида отношений государства и нефтегазовых компаний в России. Трудно быть оптимистом, наблюдая за трёхмесячной бессовестной дискредитацией проекта "Сахалин-2". Какова, однако, альтернатива СРП в нашей стране?

Преимущество СРП в том, что этот инвестиционный режим обеспечивает "индивидуальный подход" к разработке совершенно не похожих друг на друга месторождений. В основе своей это даже не налоговый режим, а особый, фактически арендный механизм изъятия собственником недр - государством - причитающихся ему платежей за право пользования недрами. Казалось бы, государство должно быть, как никто, заинтересовано в том, чтобы инвестор платил ему справедливую цену за пользование этим специфическим государственным имуществом. Понятно, что цена должна быть различной в зависимости от сложности разработки того или иного месторождения. При СРП государство с помощью двухступенчатого механизма - роялти (платежа с оборота - с совокупного дохода) и скользящей шкалы раздела продукции - максимизирует собственные доходы. Конечно же, не подрывая рентабельности проекта в целом, его выгодности для частной компании, которая и ведёт разработку месторождения за свой счёт и на свой риск. Стабильность в данном случае достигается не только благодаря самонастраивающейся экономической модели, но и из-за особой правовой формы - гражданского контракта, который позволяет оградить проект от неблагоприятных изменений законодательства.

Этой системе с 2002 года была противопоставлена другая, налоговая, основанная на уравнительном подходе ко всем месторождениям, которая "причесала" все проекты "под одну гребёнку".

Вместо дифференцированного по разным месторождениям роялти были введены: единый для всех налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), единый налог на прибыль и экспортная пошлина. Система была в состоянии воспринимать лишь учёт колебаний цен на мировых рынках. Вот такая была предложена альтернатива СРП - налоговая грубость против тонкого учета особенностей конкретных проектов.

Каковы же итоги этого грандиозного фискального эксперимента, начатого правительством 5 лет назад? Альтернативная СРП налоговая система потерпела очевидное фиаско на месторождениях с выработанными запасами, затраты на извлечение которых выше, чем затраты на эксплуатацию "средних" месторождений и новых месторождений (в том числе и на шельфе), для которых особенно важна стабильность правовых и фискальных условий, а затраты на освоение намного выше, чем затраты на эксплуатацию месторождений-"середняков". Для нефтегазовой отрасли, особенность которой заключается в постоянном замещении вырабатываемых запасов новыми, это очень плохой результат.

К печальному итогу налогового эксперимента страна пришла в невероятно благоприятных условиях - на фоне резкого роста цен на нефть и быстрого накопления нефтегазовыми компаниями огромных финансовых ресурсов.

Показав неспособность аккуратно собрать причитающиеся ему платежи, государство за последние 5 лет нанесло удар по мелким компаниям и трудным месторождениям, зато создало все условия для частного присвоения дополнительных доходов на лучших месторождениях. Тем самым продолжая подпитывать рост состояний российских богачей, которые в эти годы продолжали, как никогда, успешно штурмовать все новые вершины в списках "Форбс". Как же отреагировало на вызов российское правительство? Реанимацией СРП? Поправками в законодательство, которые вернули бы режим СРП, изуродованный правительством в 2003 году, в рабочее состояние? Ничуть не бывало.

Правительство решило прикрыть пороки негибкого налогового законодательства с помощью налоговых льгот.

С 2007 года они начнут действовать применительно к указанным выше группам нефтяных месторождений с выработанными запасами, сверхвязкой нефтью и новым месторождениям ряда регионов - Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края. Для новых месторождений будут действовать т. н. налоговые каникулы (т. е. нулевая ставка НДПИ на срок 10-15 лет в зависимости от вида лицензии). МЭРТ предлагает распространить раздачу льгот еще и на шельф. Могут ли эти во многом косметические поправки быть серьёзной альтернативой СРП? Всё-таки нет.

Пусть и в слегка модифицированном виде, система изъятия ренты по-прежнему остаётся уравнительной, не ориентированной на особенности тех или иных месторождений - объектов государственной собственности.

Этот недостаток в рамках принятого начиная с 2002 года направления практической политики носит системный, непоправимый характер. Если до 2007 года политика носила запретительный характер, заставляя останавливать добычу или воздерживаться от инвестиций в новые месторождения, то после введения льгот возникает система "усреднённых" (в этом суть подхода!) стимулов, которые либо окажутся избыточными (что приведёт к потере части доходов собственником недр - государством), либо все равно не достаточными для освоения месторождений.

Что за альтернатива предлагается СРП, можно проиллюстрировать на сравнительном примере. В последнее время немало уничижительного было сказано о ставке роялти по проекту "Сахалин-2". В 1994 году, в эпоху невысоких цен на нефть и газ, когда было подписано СРП по проекту "Сахалин-2", роялти на добычу по этому проекту было установлено на уровне 6%. Сегодня для разработки Штокмановского месторождения "Газпромом" в 2007 году в случае принятия упомянутой выше льготы по НДПИ для разработки шельфовых месторождений ставка налога на 10 лет будет составлять 0%. И это в условиях запредельно высоких цен на нефть и газ! Кроме того, в начале 2006 года была установлена нулевая ставка экспортной пошлины на СПГ (сжиженный природный газ). Видимо, в связи с тем, что в рамках Штокмановского проекта предполагалось строительство завода СПГ. Напомним, что первый в России завод по производству СПГ уже практически построен в рамках проекта "Сахалин-2". Альтернативой СРП выступает система льгот по уплате НДПИ и экспортной пошлины. Рассуждая в терминах, любимых Минфином, реализация новых проектов осуществляется за счет "выпадающих доходов бюджета".

Налоговая система - не конкурент СРП по части стабильности условий реализации капиталоёмких проектов.

Собственно, при подготовке альтернативной СРП системы регулирования о ее стабильности и не говорили. Нет об этом речи и в модифицированном варианте этой системы, дополненной льготами. Поэтому нет никаких гарантий, что через 2-3-4 года государство "не передумает", не захочет в который уже раз изменить правила игры.

Устроенный властями сахалинский скандал лишний раз свидетельствует о том, что даже, казалось бы, более или менее защищенные стабилизационными оговорками проекты могут подвергнуться серьёзному давлению со стороны государства.

С остальными, если что, вообще никто церемониться не станет. Потому и инвестиций в добычу нефти и газа не хватает, несмотря на огромные доходы компаний: велик риск "раскулачивания".

Осознать, что хорошей альтернативы экономическому механизму СРП в России нет, правительство, наверное, могло бы и сегодня. Но относительное финансовое благополучие бюджета и нефтегазовых компаний приводит к своеобразному "ожирению", потере двигательной активности, блаженно-затуманенному взгляду в светлую даль, которая, как представляется потерявшим динамизм мечтателям в казённых учреждениях на набережных Москвы-реки, вечно будет столь же безоблачной, как сегодня. Но в нефтегазовой отрасли, где от начала реализации проектов до первых нефти или газа может пройти 10-15 лет и, следовательно, возможности быстрого реагирования на ситуацию ограничены во времени, подобная маниловщина вряд ли уместна.


Газета.Ру
15 декабря 2006 года
http://www.yabloko.ru/Publ/2006/2006_12/061218_gzt_srp.html


Док. 456801
Перв. публик.: 15.12.06
Последн. ред.: 04.07.08
Число обращений: 252

  • Мельников Алексей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``