В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Шумский: в первом полугодии в республике раскрывалось менее половины совершенных преступлений Назад
Сергей Шумский: в первом полугодии в республике раскрывалось менее половины совершенных преступлений
Прокурор республики Сергей Шумский отбыл в отпуск. Накануне своего отъезда он дал эксклюзивное интервью корреспонденту новой газеты "Коммерческий вестник" (No21 от 21.07.06) Анне Ивановой.

Количество не всегда указывает на качество

По мнению Сергея Шумского, нельзя оценивать негативно деятельность правоохранительных органов по количеству зарегистрированных преступлений, так как каждое установленное преступление должно быть зарегистрировано. "...если правоохранительные органы стали фиксировать больше преступлений - значит, изменились подходы к работе по многим направлениям. К примеру, все говорят, что в республике достаточно преступлений коррупционной направленности, в сфере экономики, против государственной службы - это как раз те преступления, выявляемость которых напрямую зависит от активности оперативных подразделений правоохранительных органов".

Совсем другое дело, на его взгляд, когда речь идет о кражах, разбойных нападениях.

Только за шесть месяцев 2006 года прокурорами выявлено и поставлено на учет около 450 преступлений, которые по каким-либо причинам не прошли регистрацию. Более того, по итогам минувшего полугодия прокурорами отменено свыше семи тысяч постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, из которых более чем по 170 материалам одновременно были возбуждены уголовного дела. "Как вы думаете, в таких условиях будет рост числа зарегистрированных преступлений? Конечно, да. Добавлю, что по результатам прокурорских проверок соблюдения учетно-регистрационной дисциплины к дисциплинарной ответственности привлечены около 300 сотрудников правоохранительных органов, а также возбуждено свыше 30 уголовных дел по фактам укрытия преступлений.

Сергей Шумский сообщил в интервью, что в ходе проверки исполнения законодательства об оперативно-розыскной деятельности в Управлении налоговых преступлений МВД республики прокуратурой были выявлены восемь незаконно прекращенных дел оперативного учета, в трех из которых имелись достаточные данные для возбуждения уголовного дела.

Для раскрытия краж ведь тоже необходима разветвленная оперативная работа среди самых разных слоев, широкий круг привлекаемых для работы лиц, взаимодействие самых разных подразделений органов внутренних дел, обмен между ними информацией, чего фактически нет. Поэтому на второе полугодие запланирован ряд мероприятий, направленных на совершенствование прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью, деятельностью правоохранительных органов по противодействию хищениям имущества.

Безнаказанность развращает...

Ситуацию с раскрываемостью преступлений прокурор республики оценил отрицательно. "Посудите сами: за 6 месяцев 2006 года раскрываемость преступлений в республике составила 43,6%, что даже меньше, чем за тот же период прошлого года. Только вдумайтесь в эти цифры: в первом полугодии в республике раскрывалось менее половины преступлений. При этом традиционно низкие показатели раскрываемости в Якутске. А в Нерюнгри, по сравнению с прошлым годом, раскрываемость снизилась более чем на 20%. И если у нас в республике раскрываемость преступлений экономической направленности и против государственной службы достаточно высока, то не могу сказать этого про те же кражи. Например, в Якутске в прошедшем полугодии раскрыта только одна из десяти краж. О чем это говорит? О том, что ввиду низкой общей раскрываемости в каждом втором случае у нас в республике не выполнено требование закона, касающееся защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также возмещения причиненного преступлением имущественного и морального вреда".

В "сети" стали попадаться и чиновники

За 6 месяцев 2006 года в республике в два раза больше выявлено фактов взяточничества, больше уголовных дел данной категории направлено в суд с обвинительными заключениями. Прокурор особо подчеркнул следующий момент: "если в 2005 году к ответственности привлекались в основном врачи, сотрудники правоохранительных органов, преподаватели, а суммы взяток не превышали 4-5 тысяч рублей, то в текущем году возбужден ряд уголовных дел в отношении крупных руководителей и чиновников. Суммы получаемых ими взяток составляли от 500 тысяч до 2 миллионов рублей. Установлен механизм получения взяток: по всем уголовным делам взятки вымогались должностными лицами в качестве вознаграждения от перечислений, производимых муниципальным образованием коммерческим организациям за выполненные дорожные и строительные работы.

Или другой пример: не так давно, как известно, осужден мэр города Вилюйска, который, вымогая взятку у предпринимателя, ставил его в известность, что тот не получит подряды на работы".

Прокурор напомнил, что понятие коррупции не ограничивается только взятками, есть еще нецелевое использование бюджетных средств, распоряжение государственным и муниципальным имуществом в собственных интересах. В качестве примера он привел судебное решение, принятое в Ленске в отношении заместителя главы, который, не обращая внимания на решения судов о выдаче гражданам ордеров, сам распределял эти ордера, выдавая их определенным гражданам, в том числе и знакомым, сослуживцам, родственникам.

Национальные проекты - приоритетная задача

Сергей Шумский подробно остановился на организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при реализации национальных проектов. Прокуратура проводит мониторинги, взаимодействует с органами государственной власти. В целом, считает глава ведомства, ситуация с национальными проектами - достаточно благополучная.

Тем не менее, в ходе прокурорских проверок выявлены факты нарушений при принятии нормативных актов, регулирующих выделение денежных средств, в сфере оплаты труда персонала медицинских учреждений, при строительстве жилья.

В первом полугодии при реализации национального проекта "Здоровье" выявлены нарушения, связанные, в основном, с несвоевременной выплатой денежных средств по родовым сертификатам. По всем выявленным нарушениям внесено четыре представления с требованием их устранения, а также объявлено два предостережения о недопустимости нарушений закона.

В ходе реализации национального проекта "Образование" прокуратура установила факт принятия правительством республики нормативно-правового акта, которым был утвержден незаконный порядок предоставления местным бюджетам средств на условиях долевого финансирования расходов на выплату вознаграждений за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных учреждений. На деле же данные средства должны были выделяться на безвозмездной и безвозвратной основе. Постановление опротестовано прокуратурой республики, незаконные положения приведены в соответствие.

При проверке исполнения требований федерального законодательства при реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", прокуратура установила ряд нарушений, допущенных органами государственной власти республики при размещении государственных заказов на строительство жилья. По данным нарушениям нами внесено представление в правительство республики, по результатам рассмотрения которого ряд руководителей государственных органов привлечен к строгой дисциплинарной ответственности.

"Поэтому прокуратура республики в настоящее время ориентирует всех прокуроров на то, что они должны знать, когда, сколько средств поступило в район на реализацию каждого проекта. Кому, сколько и на каких основаниях выделены эти денежные средства. На что, а, главное, насколько законно и целевым ли образом эти средства использованы получателями. По всем фактам нарушений мы незамедлительно будем принимать самые действенные меры, вплоть до привлечения виновных к уголовной ответственности", сказал Сергей Шумский.

Ошибки чаще всего совершают муниципалы

Несмотря на налаженную систематическую работу по приведению местного законодательства в соответствие с федеральным, имеется еще достаточно большой объем невыполненного в этой сфере.

Контрольные проверки уставов муниципальных образований выявили наличие в них незаконных положений, в частности, связанных с несвоевременным исполнением федерального законодательства. В этой связи оспорено 109 уставов муниципальных образований.

С начала года прокурорами городского и районного звена выявлены нарушения законодательства в более чем 110 нормативных актах органов местного самоуправления.

"До начала 2006 года в Республике Саха (Якутия) было 44 муниципальных образования. В текущем году картина изменилась на порядок, а с 1 января 2006 года полноценно функционируют уже свыше 400 муниципалитетов, осуществляя, в том числе, и правотворческую функцию. Не все они в полную силу развернули нормотворческий процесс, но когда "процесс пойдет", поверьте, работы у прокуроров будет более чем достаточно. Это показывает практика работы с прежними 40 муниципалитетами".

До конца неясно, чем занимаются контролеры

Сергей Шумский прокомментировал итоги комплексной проверки соблюдения природоохранного законодательства в деятельности акционерной компании "АЛРОСА".

Предприятие не выполняет обязательные лицензионные требования по защите и охране от загрязнения водных объектов, используемых в промышленных целях; не решен ряд вопросов с утилизацией отходов производства и сточных вод; нарушаются требования в сфере охраны атмосферного воздуха, лесного фонда, причиняется ущерб земельным участкам. Также было установлено, что некоторые объекты используются компанией без соответствующего разрешения и официальной приемки и ввода в эксплуатацию.

"На фоне этого ненадлежащим образом организована работа контролирующих органов. Так, Управлением Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) фактически не велась деятельность по надзору за безопасностью гидротехнических сооружений, территориальные органы Федерального агентства по водным ресурсам и Ростехнадзора не владели необходимой информацией о состоянии экологической безопасности, не было налажено необходимое взаимодействие между перечисленными органами контроля.

Почему я говорю об этом? Сегодня контролирующих и надзорных органов - огромное количество, но до конца неясно, чем они занимаются. Начинаем работать в сфере пожарного надзора, привлекаем к административной ответственности виновных в нарушении правил пожарной безопасности, работаем в сфере потребительского рынка - привлекаем виновных за реализацию недоброкачественной и фальсифицированной продукции..."

В заключение Сергей Шумский коротко остановился на административных барьерах, мешающих развитию малого бизнеса. "Анализ надзорной деятельности показывает систематическое отсутствие в контролирующих органах планов проведения проверок. Проверки проводятся без достаточных к тому оснований, при этом имеют место различные злоупотребления полномочиями.

Все это мы знаем. И прокуроры самым серьезным образом будут выявлять и пресекать подобные факты. При этом, конечно, не снимается вопрос и об ответственности самих предпринимателей. За качество товаров и услуг, которые должны отвечать определенным требованиям, с недобросовестных предпринимателей мы будем спрашивать так же строго".


Дата публикации: 25-07-2006
http://1sn.ru/show.php?id=6754


Док. 456702
Перв. публик.: 25.07.06
Последн. ред.: 04.07.08
Число обращений: 208

  • Шумский Сергей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``