- В мае Ваше движение стало инициатором масштабного протеста - "Марш пустых канистр по убитым дорогам". Кто эту акцию поддержал, кто в ней участвовал, каковы были главные требования участников?
Лысаков: Удалось подтянуть большое количество людей. На нашем специальном сайте, который мы сделали перед акцией, заявился 51 город. Два города потом отпали - Вологда и Краснодар. Правоохранительные органы в некоторых городах "перестарались": проводились беседы с координаторами акций. Несколько городов отказались проводить эти акции, хотя они не были противозаконными. Мы придерживались и придерживаемся принципа - оставаться в правовом поле, советуем своим коллегам не нарушать закон, правила и т.д. Во многих городах прошли митинги, пикеты, где-то были автопробеги. Наша задача была показать своё гражданское отношение, сказать свое веское слово, задать вопросы правительству, потому что та ситуация, которая сейчас наблюдается, совершенно нетерпима: привязка внутренних цен на внутреннем российском топливном рынке к мировым ценам на нефть - она абсурдна. Наши цены уже перегнали американские.
- Почему у нас так получается, почему не работает нормальная логика?
Лысаков: Там несколько причин. Но основное объяснение высокой стоимости топлива - большая акцизно-налоговая составляющая в цене топлива, не менее 60% в цене одного литра топлива - это налоги, идущие в бюджет государства. Эта нагрузка очень большая.
Если мы платим большие деньги за топливо, кстати, низкого качества, то хотелось, чтобы эти деньги шли в дороги. Наш объем дорожного строительства смехотворен: в 2007 году в эксплуатацию было сдано 500 километров. В Китае, например, ежегодно сдают 50 тысяч километров. Разница огромная.
- В прессе промелькнуло сообщение, что должен состояться "круглый стол" по топливу. В нём должны участвовать министра, депутаты ГД. Вы верите в эффективность таких встреч с представителями власти?
Лысаков: Мы рассматриваем такие встречи как элемент социального партнерства между обществом и государством. Круглый стол нужен. Мы провели эту акцию для того, чтобы в рамках закона сказать свое веское слово, предъявить некие претензии, некие вопросы правительству: будет ли оздоровление топливного рынка, будет ли законодательно защищен наш отечественный потребитель от скачков цен на внешнем нефтяном рынке.